Найти в Дзене

Поль Гоген. Маленький остров для большого художника

Продолжаем путешествовать по местам «прописки» Франции. Сегодня отправляемся во Французскую Полинезию. Курс → южная часть Тихого океана, архипелаг Маркизские острова, что в 1400 км от Таити. Там среди небольших зеленых участков суши мы выберем всего один остров с необычным названием Хива-Оа (Hiva-Oa). Это и есть цель нашего литературного путешествия! 1901 год. К берегам Хива-Оа из Папеэте (Таити) направляется шхуна «Южный крест». На ее борту находится один белый человек с необычным грузом: кисти, краски, палитры, папки с рисунками и нехитрые пожитки. Это … Поль Гоген! Тогда еще не культовый художник, а уставший от жизненных и творческих неудач человек. Этот остров – его последняя надежда, надежда приобрести мир и спокойствие для своей израненной души. На нем он и проведет последние 2 года жизни, возможно, самые счастливые и беззаботные. 🥥 🥥 🥥 🥥 🥥 🥥 🥥 От острова Хива-Оа веяло безмятежностью и умиротворением. Там никто никуда не спешил. Да и куда торопиться? Собирать кокосы? Они у
Кадры из фильма "Дикарь" (Франция, 2017г)
Кадры из фильма "Дикарь" (Франция, 2017г)

Продолжаем путешествовать по местам «прописки» Франции. Сегодня отправляемся во Французскую Полинезию. Курс → южная часть Тихого океана, архипелаг Маркизские острова, что в 1400 км от Таити. Там среди небольших зеленых участков суши мы выберем всего один остров с необычным названием Хива-Оа (Hiva-Oa). Это и есть цель нашего литературного путешествия!

1901 год. К берегам Хива-Оа из Папеэте (Таити) направляется шхуна «Южный крест». На ее борту находится один белый человек с необычным грузом: кисти, краски, палитры, папки с рисунками и нехитрые пожитки. Это … Поль Гоген! Тогда еще не культовый художник, а уставший от жизненных и творческих неудач человек. Этот остров – его последняя надежда, надежда приобрести мир и спокойствие для своей израненной души. На нем он и проведет последние 2 года жизни, возможно, самые счастливые и беззаботные.

🥥 🥥 🥥 🥥 🥥 🥥 🥥

От острова Хива-Оа веяло безмятежностью и умиротворением. Там никто никуда не спешил. Да и куда торопиться? Собирать кокосы? Они упадут сами. Ловить рыбу? Нет необходимости это делать каждый день. Лучше посидеть на открытой веранде, скрутить сигаретку и поболтать с соседями. А разжечь огонь и сварить кофе – это уже «Hananui»! Слишком много работы!

Деревня Атуона, где обосновался Гоген, была расположена на равнинной местности и состояла из нескольких домов, спрятанных в тени деревьев, откуда рукой было подать до песчаного пляжа черно-вулканического цвета. Вокруг – изобилие фруктовых деревьев. Только протяни руку и сорви то, что тебе больше нравится: апельсин или грейпфрут, манго или банан, лимон или кокос. Чуть выше в горах росли маниока и сладкий картофель, ямс и кофейное дерево. Там разводили рогатый скот и черных свиней, а в море ловили вкуснейшего тунца и дорадо.

Деревню пересекала маленькая речка, около которой Гоген и построил дом на сваях, предварительно выкупив за небольшие деньги участок земли у монсеньора Мартина. «У меня есть все, о чем только может мечтать художник, – писал Поль своему другу. – У меня огромная мастерская и уголок, где можно поспать. Я живу в центре деревни, а дома моего не видно. Настолько здесь буйная растительность». Перед домом располагался колодец, куда он погружал бутылку с вином для охлаждения прямо из окна, используя удочку для рыбной ловли.

Этот дом имел имя – «Дом удовольствий» («Maison de Jouir»). И удовольствий этих было предостаточно: вино, абсент, сигареты, танцы, песни, молодые натурщицы. Одним словом, Дом кутил! Почти каждый вечер! Не забывал Гоген и про рисование. Но делал это все реже и реже, устав от серьезной болезни.
Несмотря на бурные развлечения, жизнь художника была грустной и одинокой: только близкий друг в лице пастора и молодая жена-таитянка. Остальное все было не искренним.

🥥 🥥 🥥 🥥 🥥 🥥 🥥

Поль Гоген прожил на острове совсем немного, 23 месяца. После его смерти дом пришел в упадок, а его небольшое имущество было распродано. Так, кисти, которыми рисовал знаменитый художник, были куплены учителем рисования за 3 франка, его палитра была продана тоже за 3 франка, а последнее полотно «Бретонская деревня под снегом» всего за 7 франков. Да и продавалась она вверх ногами, поскольку продавец узрел в ней Ниагарский водопад.
Нетронутым остался только колодец, наполненный пустыми бутылками, да скромная могила на кладбище со статуэткой местного божка Oviri (Дикарь).
«
Я и есть дикарь!» – любил повторять Поль Гоген.

🥥 🥥 🥥 🥥 🥥 🥥 🥥

Сегодня на небольшом клочке земли, некогда выкупленном неизвестным художником, стоит дом, реконструкция Maison de Jouir.
В нем располагается Культурный Центр Поля Гогена, открытый 8 мая 2003 года.

По книге Поля Гогена «Ноа Ноа» и материалам французской прессы.