Найти тему
forceuser

"Асока", обзор 5 серии

Разочарование – это главная эмоции по факту просмотра самой ожидаемой и расхайпленной серии «Асоки». И давайте я сразу выплеснусь на эту тему, а потом с лицом Хайдена Кристенсена из финала прошлой серии перейду к аналитике.

Я считаю, что делать флэшбэки в события «Войн клонов» так, чтобы они смотрелись беднее и невыразительнее самих «Войн клонов», нельзя. Можно сколь угодно обосновывать скудность визуала нереальностью происходящего, но лучше от этого не станет. Дымка, которой здесь прикрывают отсутствие декораций и отсутствующий на хорошие эффекты бюджет, вызывает мимбанские флэшбэки из «Соло». Там тоже Хан попал в Мир между мирами, а?

Где-то там должен прятаться Ёжик...
Где-то там должен прятаться Ёжик...

Тут даже лица раненых клонов скрывают (чтобы не омолажить с помощью графики Тэмуэру Моррисона), обвязывая их головы какими-то тряпками. Это чтобы бойцы как можно скорее задохнулись? Медицина в Далёкой Галактике настолько негуманна?

В общем, это был весьма скудный экспириенс по возвращению в популярную эпоху – настолько скудный, что лучше бы его вообще не было. Я серьёзно. Постановка поединков Энакина и Асоки в Междумирье выглядит отлично, так что её вполне бы хватило для морали, которую хотел донести Дэйв Филони.

К слову, о морали: к ней, на мой взгляд, неплохо подвели. Теперь, по факту просмотра пятой серии, стало ясно, почему финал «Повстанцев» был визуально отретконен. Напомню, в нём Асока был представлена в белом ниспадающем обличии и выглядела как умудрённая жизнью Джедай, готовая к новому путешествию в новом качестве.

А вот это кадр просто просится на обои.
А вот это кадр просто просится на обои.

В сериале «Асока» этот подход не сработал бы, т.к. зрителям не показали бы преображение героини (точнее, для этого пришлось бы переписывать сценарий). Поэтому Асоку немного откатили назад, дали падавана, придумали конфликт с этим падаваном и отправили в новое путешествие героя.

Дальше – всё по заветам мономифа: герой терпит поражение от злодея в середине своего путешествия, после чего следует внутреннее очищение (тут как раз символ воды, куда упала Асока) и преображения. Результат преображения – Асока, надевшая белую мантию, аки Гендальф во «Властелине колец».

Тренировка, которую проводит Энакин, довольно осмысленна и по-настоящему хороша. В философском плане. Скайуокер начинает урок с простого спарринга, затем показывает Шпильке ужасы войны, через которые она прошла, вызывая у Асоки чувство вины за многочисленные смерти клонов, к которым она так была привязана. Усиливается это довольно жёстким утверждением: «Сражайся или умри». И после этого призрак Джедая принимает обличие падшего ангела – Дарта Вейдера, чтобы заставить ученицу сражаться или умереть, а затем подвергнуть искушению убить его.

Быть или не быть?
Быть или не быть?

Фактически Энакин ставит Асоку в позицию самого себя из начала «Мести Ситхов» (сцена с обезоруживанием Дуку) и в то же время Оби-Вана из финала того же фильма (сцена с высокой позицией). Только вот Тано, приобретя преимущество в бою, выключает меч и не встаёт на путь ни падшего Джедая, ни провалившегося учителя.

И на этом испытание заканчивается. Чувствуете некий привкус шекспировщины во всём этом? Это Филони пытается в серьёзную драму, и у него по большому счёту получается.

Асока Тано преодолевает этап пути героя, где она должна вынести урок, внутренне и внешне преображается и отправляется в дальнейшее путешествие. Тут всё хорошо.

Белое Асоке лучше.
Белое Асоке лучше.

Уместность необходимости урока бывшего мастера обусловлена, пожалуй, непоколебимой верой Асоки в своих действиях: Трауну нельзя дать вернуться, даже если жертвой станет Эзра Бриджер. Так поступил бы любой Джедай на месте Асоки, вот только эта философия канула в лету. И Энакин пытается показать другой путь Джедая, где необязательно кем-то жертвовать, если ты можешь этого не делать. Это труднее, но бывший падаван справляется и выключает световой меч. Последующая ухмылка Хайдена Кристенсена в этой сцене бесценна. Как же я рад, что после стольких гонений актёр так тепло принимается фэндомом. Он это заслужил.

Иная секвенция серии – это скорее дежурные сцены, в которых надо показать, что Асоку ищут, что у Джейсона есть чувствительность к Силе, что Гера готова бунтовать, а Новая Республика по-прежнему тупит.

Мэри Элизабет Уинстед не разочаровывает.
Мэри Элизабет Уинстед не разочаровывает.

Контраст, который создаётся между сценами Междумирья и сценами реальности не идёт на пользу серии, т.к. ровно после того, как Асока возвращается из Мира между мирами, не происходит ничего сравнимо интересного. Более того – всё предсказуемо (по крайней мере для тех, кто смотрел «Повстанцев»).

Там, где злодеи полагаются на технику и прыгают в другую галактику с помощью технологий, герои полагаются на живую природу. Мотив работающий, но с десяток раз изъезженный, и именно по этой причине в качестве сюжетного хода ожидаемый.

Визуально космические киты вышли отлично!
Визуально космические киты вышли отлично!

Серия оставила смешанные эмоции. Безусловно, разочарование флэшбэками испытаю не один я. И я не уверен, что философия серии компенсирует его. Лично для меня это тот случай, когда впечатление от эпизода – строго 50/50.

В следующей серии, по идее, должны показать гранд адмирала Трауна и другую Галактику. И вот здесь у меня гораздо больше опасений, чем за Мир между мирами, поскольку я считаю, что другая Галактика должна стилистически очень сильно отличаться от привычной нам, а на эту стезю экранные «Звёздные войны» ещё ни разу не заходили.