Санкт-Петербург не устает напоминать, что является культурной столицей нашей страны. 2 сентября в позапрошлую субботу по инициативе ГУП СПб "Пассажиравтотранс" в честь 97-летия петербургского автобусного движения на маршрут №7 вышли четыре ретро-автобуса. Об этом я и хотел бы поведать в данной статье.
Приветствую! И вновь на проводе @Troll&Bus. В этот раз поводом для написания статьи стало крайне интересное и приятное для меня событие. Ретро-автобусы - это хорошо. Ретро-автобусы на экскурсионных маршрутах - это отлично. Ну а ретро-автобусы на линейном маршруте - это просто замечательно. На одном из старейших маршрутов Петербурга, который значится под номером 7, в первую субботу сентября работало аж четыре ретро-автобуса, в дополнение к современному подвижному составу. Этими автобусами стали:
- ЛиАЗ-677М
- ЛАЗ-695Н
- Ikarus 280.33M
- Ikarus 280.33О
Но прежде чем, перейти к автобусам, я хотел бы рассказать о самом маршруте: его истории, подвижном составе и т.д.
Историческая справка о маршруте №7
Данный маршрут был открыт в далеком 1932 году, более девяноста лет назад. Изначально его трасса проходила от Финляндского вокзала до исторического района Пороховые. С 1933 года он стал пригородным и шел до села Колтуши. До самого начала Великой Отечественной войны схема маршрута особо не менялась. Во время войны маршрут, разумеется, не работал, но с ее окончанием на него вновь вернулись автобусы.
Трасса маршрута, похожая на современную, сформировалась уже в 1950 году, когда автобусы начали ездить от Гавани до Новгородской улицы. В дальнейшем она больше не претерпевала каких-либо серьезных изменений.
На сегодняшний день маршрут проходит от Наличной улицы до Площади Восстания. В таком виде он существует с 1994 года (в течение последующих лет происходили небольшие изменения в промежуточных пунктах маршрута, но конечные не менялись).
Подвижной состав на маршруте №7 в наши дни достаточно интересный и без ретро-автобусов на нем, хотя они, разумеется, стали настоящим украшением этого маршрута. Вот мой личный ТОП-3 самых интересных автобусов, которые работали и работают на данном маршруте.
1. Göppel G54 Go4City 19. Единственный в России сочлененный автобус немецкого производителя Göppel. Эта 19-метровая гармошка регулярно работает на маршруте №7
2. MAN 12C Lion's City 12 E NL367. Электробус немецкого производителя MAN является, вероятно, самым дорогой машиной на линии не только в Санкт-Петербурге, но и во всей стране. Раньше он работал на маршруте №128, а теперь его регулярно можно встретить на "седьмом". Более того, скоро компанию ему составят и другие современные электробусы, но уже отечественного производства.
3. Волжанин-6270.06 "СитиРитм-15". До 2021 года такие вот трехосные автобусы можно было частенько увидеть на седьмом маршруте. На данный момент все пятнадцатиметровые Ситиритмы списаны. Впрочем, несколько автобусов забрал себе музей, так что через какое-то время мы еще сможем увидеть их на дорогах Петербурга в качестве уже музейных машин.
Ретро-автобусы
Перейдем же, наконец, к главным героям нашей статьи - раритетным автобусам. В день выхода исторических автобусов на маршрут №7 ваш покорный слуга прохлаждался на мероприятии Cars & Coffee, поэтому не имел возможности ни прокатиться, ни сделать фотографии автобусов на маршруте. Прошу простить мне эту оплошность, тем более, что два моих хороших друга любезно поделились со мной снимками с того дня.
Обзор исторических автобусов начнем с самого массового автобуса СССР и постсоветского пространства - ЛиАЗа-677. Это один из самых узнаваемых отечественных автобусов, серийный выпуск которого начался больше полувека назад в 1967 году. Позволю себе в тысячный раз подробно не рассказывать про известные особенности этого легендарного автобуса, вроде "звона бутылок", самого любимого места у кабины водителя и его различные прозвища, поскольку это делают при каждом упоминании 677-го в СМИ.
Экземпляр, работающий в тот день на седьмом маршруте, является широко известным в узких кругах. Это автобус наших друзей из Retro Bus, который довольно часто мелькает на различных мероприятиях, например, он был одним из экспонатов в Севкабель Порту на выставке автомобилей социализма "Кринж и Краш". Помимо этого, он является постоянным гостем Петербургского ретро-парада, который ежегодно проводится в мае.
Стоит пару слов сказать и о самом автобусе, поскольку машина эта очень интересная. Это ЛиАЗ-677М 1987 года выпуска, который оказался у ребят из Retro Bus более десяти лет назад. Изначально это был не линейный автобус, а служебный. Использовался он, как метрологическая лаборатория ПМЛ-1, поэтому пассажирские сидения в нем отсутствовали. В музей он попал в крайне хорошем состоянии: у него был идеальный кузов и минимальный пробег. Однако поработать над ним все же пришлось. В итоге, после реставрационных работ автобус предстал уже в виде классического пассажирского автобуса (салон для него пожертвовал другой ЛиАЗ-677).
ЛАЗ-695Н - еще один кандидат на звание самого массового автобуса СССР. Машин этой модификации собрали лишь немногим меньше, чем ЛиАЗов-677 (176 тысяч против 194 тысяч). Такой автобус граждане СССР и постсоветского пространства чаще всего видели на пригородных маршрутах, но иногда такие ЛАЗы работали и в городе.
Об этом автобусе с ласковым прозвищем "Наташа" я могу рассказать следующее: он, как и ЛиАЗ, принадлежит компании Retro Bus и частенько выезжает на различные мероприятия. Вот уже несколько лет подряд автобус работает в качестве "ДедМоробуса" накануне Нового Года. Также он каждый год отмечается на ретро-параде. А этим летом на нем возили туристов по маршруту 672 Сортавала — горный парк Рускеала.
Те, кто следит за нашими недавно появившимися ресурсами в соц. сетях, знают, что мы в компании РетроЛайн частенько упоминаем "Икарусы" в наших постах и статьях, поскольку они работают на нашем ретро-маршруте Т2. Здесь я тоже не откажу себе в удовольствии рассказать про один из них, а именно Ikarus 280.33O. Об этом автобусе я уже упоминал в прошлой статье о фестивале "Купчинский кочан". Это последний линейный автобус модели Ikarus 280 в Санкт-Петербурге. Он ушел с линии в 2013 году. Я часто рассказываю об этом событии пассажирам нашего Икаруса с экскурсионного маршрута Т2, дабы расширить их кругозор.
Выпущен этот Икарус в 1997 году и представляет собой специальную модификацию для Санкт-Петербурга (а еще для Молдавии и Таджикистана). От обычного Ikarus 280 он визуально отличается мостами с евроступицей и дверьми с планетарным механизмом.
Этот экземпляр не так уж часто выезжает на различные мероприятия. Как правило, его можно встретить только раз в году, на ретро-параде.
Четвертым по счету, но не по значимости, историческим автобусом на маршруте №7 стал Ikarus 280.33M нашего друга - Егора Михайлова. Что интересно. Изначально вместо него должен был выйти на линию Ikarus 260, а белая гармошка должна была возить людей по нашему маршруту Т2. Но 260-й захандрил и белый "Икарус" занял его место.
Об этом автобусе я уже рассказывал в отдельном посте в нашей группе ВКонтакте, поэтому не буду повторяться. Вместо этого предлагаю вам посмотреть замечательные снимки от Артема Волкова и Ярослава Рижского.
События на маршруте №7
Так что же стало поводом для проведения такого необычного мероприятия? А всё дело в том, что ровно 97 лет назад в Ленинграде было запущено автобусное движение. К этой знаменательной дате администрация города и руководство ГУПа и решили сделать гражданам Санкт-Петербурга такой вот подарок. Данное мероприятие получило название "Ленинградский рейс" и планируется проводить его ежегодно.
Стартовали ретро-автобусы ровно в полдень. Их старт был торжественно объявлен (без клетчатого флага, разумеется, не обошлось).
На всех автобусах стояли стилизованные под советское время маршрутоуказатели. Их специально для данного мероприятия изготовили в Автобусном парке №1 СПб ГУП "Пассажиравтотранс". Также для праздника автобусы были украшены флажками с триколором и гербом Санкт-Петербурга.
Выход ретро-автобусов на линейный маршрут в первую субботу сентября вызвал большой ажиотаж. Даже не так... ОГРОМНЫЙ АЖИОТАЖ! Понятно, что запуск раритетных автобусов на маршрут был долгожданным для различных любителей пассажирского транспорта, но, что интересно, и остальные жители города с огромным удовольствием воспользовались возможностью прокатиться на технике из прошлого. Тем более, что возили автобусы всех желающих совершенно бесплатно!
Народу на остановках было нереально много. И каждый приезд одного из четырех ретро-автобусов сопровождался удивлениями, восторгами и попытками снять их на камеру мобильных телефонов.
На фотографиях вы можете оценить наполняемость ретро-автобусов в тот день. "Икарус" забит, как в старые добрые времена, когда он ездил на маршруте в качестве линейного автобуса. ЛиАЗ и вовсе перекосило от количества желающих поехать на нем. А ведь у всех этих людей не было острой необходимости ехать именно на этих автобусах. Всю раритетную технику пустили лишь в качестве дополнения к основному подвижному составу на маршруте. И тем не менее, множество людей специально приехали на остановку "Площадь Восстания" в ожидании возможности проехать на том же "Луноходе".
На фото ниже вы можете увидеть одного крайне необычного пассажира ЛиАЗа-677М. Это фортепиано уже много лет ездит на задней площадке. Когда-то его погрузили сюда для проведения экскурсий с концертами, да так тут и оставили. Вот такой вот занимательный факт.
Подводя итоги данного мероприятия можно сказать только одно: оно имело ошеломительный успех. Ретро-автобусы прекрасно справились со своей задачей, очередной раз доказав, что они еще ого-го и рано списывать их со счетов! Жители и гости Петербурга же получили заряд позитива и удовольствия от запуска музейных автобусов на маршрут. Кто-то с удовольствием наблюдал за передвижением "старичков" по городу, а кто-то поучаствовал в качестве пассажира, ощутив все "прелести" езды на автобусе в час пик в СССР.
От себя скажу, что данное и другие мероприятия в Санкт-Петербурге - пример остальным городам России. Пассажирские перевозки могут и должны быть интересны гражданам нашей страны не только с точки зрения "добраться из пункта А в пункт Б", но и с культурной. Транспорт уже давно является неотъемлемой частью нашей жизни, так почему бы не сделать эту часть интересной людям? В Петербурге на этот вопрос для себя уже давно ответили. Очередь за остальными.
За сим я с вами прощаюсь! До новых встреч!
Источник в разделе "События на маршруте №7": телеграм-канал "RetroBus: Непосредственный впрыск"
#ретролайн #retroline #экскурсииспб #экскурсии #экскурсиипитер #икарус #ikarus #гармошка #ретроавтобусы #экскурсиянаавтобусах #ретро #автобус