Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Недавно я писал статью, посвященную устойчивости поездов при боковом ветре. Иначе говоря, отвечал на вопрос, может ли поезд быть опрокинутым с пути сильным порывом ветра.
По сути, чтобы возникла реальная угроза опрокидывания локомотива и вагонов (либо моторвагонного подвижного состава), нужно три составляющих - очень высокая скорость поезда (более 300 километров в час), а также очень высокая скорость ветра (от 40 метров в секунду). А также, ветер должен дуть под острым углом навстречу поезду, таким образом, опрокидывающий момент будет максимален. Впрочем, про это всё написано в той статье, ссылка на которую выше.
Так или иначе, медленным российским поездам - ветер не страшен. В отличие от контейнеров, которые перевозятся на грузовых платформах. Вот их иногда сдувает прямо на ходу, про это я и расскажу в этой статье.
Как и почему ветром срываются контейнеры с платформ?
Таких случаев по всему миру предостаточно, в России в том числе. Контейнерные перевозки по железной дороге весьма удобные, а потому их рынок только растёт. Дело в том, что контейнер может быть груженый, а может быть порожний.
И вот как раз таки порожний контейнер довольно таки неплохо подвержен сдуванию. Контейнеры бывают 20-ти футовые и 40-футовые. Масса первого в порожнем состоянии 2145 - 2370 килограмм, по сути - всего две тонны. Ну а 40-футовый контейнер весит 3640 - 4000 килограмм, то есть в два раза больше.
Помимо малой массы порожних контейнеров, сам по себе контейнер - это почти идеальный параллелепипед, который очень хорошо парусит, то есть подвергается воздействию силы ветра.
Как крепятся контейнеры к платформам?
К железнодорожной платформе контейнер крепится при помощи фитинга (фитингового упора). Кстати, поэтому те железнодорожные платформы, на которых перевозятся контейнеры - называются фитинговыми. По сути, такое крепление предусматривает, что контейнер как бы «надевается» на упоры:
Таким образом, это крепление препятствует перемещению контейнера по продольной и поперечной оси. То есть, препятствует его смещению при разгонах и торможениях, а также при прохождении кривых, соответственно. А вот от опрокидывания такое крепление защищает слабо.
Как бороться с опрокидыванием порожних контейнеров?
В настоящее время, существует лишь распоряжение ОАО «РЖД», которое запрещает перевозку платформ с порожними контейнерами в тех случаях, когда прогнозируется сильный ветер по маршруту следования. Понятное дело, что, в таком случае, страдает скорость доставки этих самых контейнеров.
Предлагается два варианта решения данной проблемы. Первый заключается в оборудовании платформ торсионными валами с рычагами.
Перевозимый контейнер устанавливают на вагон-платформу таким образом, что нижняя балка контейнера входит в соприкосновение с рычагами (рис. 3а), расположенными на валу устройства крепления. Когда контейнер опускают на опорные поверхности упоров платформы, рычаги поворачиваются (рис. 3б) и принимают горизонтальное положение, находясь под нижней балкой контейнера. При этом поворотные затворы заходят в отверстия фитингов, запирая их (рис. 3в).
При сильном ветре, на рычаг, расположенный с неподветренной стороны, будет действовать сила веса контейнера, которая противодействует вращению вала и выхода поворотного затвора из отверстия фитинга, расположенного уже с подветренной стороны. Таким образом, препятствуя наклону контейнера и последующему его падению.
Ещё один вариант - это установка дополнительных стоек на платформы по краям, выполненные таким образом, что при наклоне контейнера будут образовываться дополнительные точки опоры, препятствующие его падению.
Для удобства подписчиков в Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!