Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Красная зона", "Французская революция" и другие фильмы Робера Энрико

От имени всех своих / Au nom de tous les miens. Франция-Канада-Венгрия, 1983. Режиссер Робер Энрико. Сценаристы: Робер Энрико, Тони Шир (по одноименной книге Мартина Грея и Макса Галло). Актеры: Майкл Йорк, Жак Пено, Маша Мериль, Бриджит Фоссе, Вольфганг Мюллер и др. Премьера: 9 ноября 1983. Кинопрокат во Франции: 1,4 млн. зрителей.

После сокрушительного провала во французском кинопрокате драмы «След гигантов» (1980) Робер Энрико (1931-2001) взялся за экранизацию книги Мартина Грея и Макса Галло, чтобы рассказать историю польского еврея, прошедшего через ужасы варшавского гетто, сражавшегося в рядах Советской армии с гитлеровцами, а затем эмигрировавшего в США…

В этой копродукции Франции, Канады и Венгрии под названием «От имени всех своих» сыграли британец Майкл Йорк и русская француженка Маша Мериль.

На мой взгляд, в картине сильные драматические эпизоды в какой-то степени нивелировались идеологическими штампами (чего стоит, например, изображение советских солдат, взявших в мае 1945 года Берлин). А где-то Робер Энрико перебрал с сентиментальными мотивами…

Александр Федоров, киновед

-2

Красная зона / Zone rouge. Франция, 1986. Режиссёр и сценарист Робер Энрико (по роману Жана-Жака Арно «Сожгите всех!»). Актеры: Сабин Азема, Ришар Анконина, Элен Сюржер, Жак Ноло и др. Премьера: 9 апреля 1986. Кинопрокат во Франции: 0,7 млн. зрителей. Кинопрокат в СССР - с 23 ноября 1987.

В криминальной драме «Красная зона» героиня Сабин Азема сталкивается с подлым сокрытием властями отравления целого района где-то во французской провинции. И пытается добиться справедливости…

Робер Энрико (1931-2001) выстроил эту историю в духе «политического кино», разоблачающего коррупцию и ложь «верхов», с которыми пытаются бороться отважные одиночки…

Однако, на мой взгляд, «Красная зона», вопреки очевидной публицистической смелости и убедительной игре талантливой актрисы Сабин Азема, не смогла выйти за рамки добросовестной иллюстрации к газетной заметке об очередных кознях «сильных мира сего».

Александр Федоров, киновед

-3

Устав от войны / De guerre lasse. Франция, 1987. Режиссер Робер Энрико. Сценаристы: Жан Оранш, Дидье Декуэн, Робер Энрико (по роману Франсуазы Саган «И переполнилась чаша»). Актеры: Натали Бай, Кристоф Малавуа, Пьер Ардити, Женевьев Мниш и др. Премьера: 16 декабря 1987. Кинопрокат во Франции: 0,5 млн. зрителей.

Июнь 1942… Франция. Состоящий в движении сопротивления Жером (Пьер Ардити) и вдова парижского хирурга Алиса (Натали Бай) пересекают демаркационную линию, чтобы на время остановится в особняке давнего друга Жерома – владельца местной обувной фабрики Шарля (Кристоф Малавуа). Вслед за Жеромом Шарль влюбляется в Алису…

Робер Энрико снял мелодраму «Устав от войны» в мягких пастельных тонах, где драматизм разрывает лирические сцены, а атмосфера оккупации и режима Виши показана сквозь любовные переживания персонажей.

Блестящее актерское трио Натали Бай, Пьера Ардити и Кристофа Малавуа помогает раскрыть зыбкость человеческого существования в эпоху «разрыва». И это при всем том, что Энрико не забывает показать относительную «мягкость» гитлеровской оккупации Франции и бытовую скучную рутину «вишистов»…

Александр Федоров, киновед

-4

Французская революция / La Révolution française.Франция-Канада-Великобритания-ФРГ-Италия, 1989. Режиссеры: Робер Энрико, Ричард Т. Хеффрон. Сценаристы: Дэвид Эмброуз, Даниель Буланже, Робер Энрико, Ричард Т. Хеффрон, Фред А. Уайлер. Актеры: Клаус Мария Брандауэр, Джейн Сеймур, Франсуа Клюзе, Жан-Франсуа Бальме, Анджей Северин, Марианна Баслер, Питер Устинов, Сэм Нил, Клаудия Кардинале, Витторио Меццоджорно, Жан-Франсуа Стевенен, Массимо Джиротти, Мишель Галабрю, Мишель Дюшоссуа и др. Премьера: 10 мая 1989. Кинопрокат во Франции: 0,6 млн. зрителей.

Эта многочасовая историческая драма под названием «Французская революция» охватывает период с 1789 по 1794 год. Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Дантон и другие персонажи той эпохи возникают на экране на тщательно проработанном фоне.

«Французская революция» - самая масштабная и дорогая постановка Робера Энрико (1931-2001), на которую была сделана ставка государственного масштаба.

Наверное, эту картину надо было изначально снимать для телевидения. Французская массовая киноаудитория 1989 года слишком помолодела по сравнению с предыдущими десятилетиями, и историческая реконструкция, предпринятая усилиями пяти стран, двух режиссеров и целого созвездия знаменитых актеров, смогла заинтересовать лишь 600 тысяч зрителей…

Александр Федоров, киновед

(текст из проекта «Робер Энрико: по волнам моей памяти», продолжение следует).