Найти тему
Кризисный психолог

Ничего о себе не вижу, ничего о себе не слышу, ничего о себе не говорю

Само название поста сейчас - это такие картинки о людях. О тех, чей фокус чаще обращен к внешнему миру: к событиям, фактам, обстоятельствам.

Есть такие люди? Разве бывает, что человеку не интересен он сам? Такое случается, что нет взгляда на себя? Что нет даже мысли и возможности обратить внимание внутрь, а что у меня там происходит?

Вот и да. И таких людей не так уж мало.

Внутри горит огонь раздора, внутри конфликт с собой, внутри идет борьба. А проблемы в отношениях с другими людьми - это лишь следствие.

От таких людей можно услышать слова, которые отражают их переживания как непереживания

Они слышат от других людей про себя такие фразы: “Это ерунда, просто возьми себя в руки! Соберись, тряпка! Нечего нюни распускать! Ты придумал себе какие-то переживания, у нас все хорошо. Нет у тебя никаких таких проблем, из-за которых стоит так сильно переживать. Займись собой - найди работу и начни жить по-человечески.

То есть, этим людям их окружение предлагает некую негативную оценку того проявления, которое так называется “переживательный, нервничающий, психованный). Для них самих их переживания - такой силы переживание - что является очень опасным, потому что это неприемлемо в том окружении, в котором они находятся.

Например, женщина решила развестись с мужем-абьюзером. Ей было сложно. Она пришла к своей матери. Но мама ее решила не поддержать, а сказала: “Ну т же решение сама приняла. Ты сама решила свою семью разрушить. Теперь не трепли нервы всем остальным и себе. Чего ты теперь? Иди и собирайся и дальше строй свою жизнь”

Получается, что единственный способ для этих людей - дистанцирование от чувств, запирание и запреты на чувства и на взгляд внутрь себя.

И у таких людей есть 3 характеристики.

Первая.

Они говорят о себе и о том, что с ними происходит фразами: “У меня все нормально!” “У меня все в порядке. У меня нет никаких трудностей. не понимаю, о каких переживаниях вы говорите. У нас все ровно”. Общий смысл этих фраз - нет проблем.

А нормально это как?

Человек очень сложно раскрывает эту штуку.

При этом у них есть некая градация. Они других людей называют проблемными, у которых не все хорошо. Сравнивают себя и говорят, что у них-то как раз все хорошо.

И тогда получается, что если он себя сравнивает с другими, у которых не все хорошо, то эта история из категории “Это у них проблемы, они психи. Как вы можете меня сравнивать с ними, с тем другими?”

И при этом они не понимают, что не бывает людей, которые бы внутри никогда не ощущали бы какого-то внутреннего психологического дискомфорта. Или они бы не переживали за ту или иную ситуацию. Или они бы не проживали какого-то напряжения во взаимоотношениях со своими близкими людьми.

И когда человек говорит: “У меня этого нет”. Или тем более говорит: “У меня этого никогда не было” Это история о том, что его психологическая защита научилась держать переживания на расстоянии дистанции, научилась подавлять их, обесценивать, отрицать или попытаться их рационализировать.

Например.

Взрослый мужчина. Представим, что ему больше 40 лет. И пусть он работает с клиентами, в торговом зале. И в этой организации, где он работает, отношение к сотрудникам негативное. Очень много и часто претензии, отношение неуважительное. И этот мужчина работает в этой организации много времени, 5 лет. И на вопрос: “Почему ты не уходишь отсюда?”, он говорит: “Ну какая разница? В другом месте будет то же самое. ну все мы люди. Бывают солнечные дни, бывают плохие”. И он позволяет другим сотрудникам, старшим или другим к себе так относиться, обесценивая и вытесняя свои чувства.

Или другой пример. Женщина, 35 лет. Работает администратором в салоне красоты. Ее не устраивает сама заработная плата. А работа? Ну работа и работа. То есть, какого-то интереса или желания расти у нее здесь на этой работе нет и не бывало. И на вопрос, как она относится к этой работе, она удивляется: “Ну работа и работа. Деньги платят. Какая разница”. И у этой женщины есть сын, который не знает, как выбрать профессию, куда идти учиться после школы. Ее слова сыну: “Ну что ты маешься? Работа должна давать кусок хлеба. Это ее основная задача. Все остальное дураки придумали”.

Третий пример. Взрослый мужчина, предпенсионного возраста, преподаватель, профессор, отличается давящей авторитарной манерой общения. У него периодически возникают конфликты с учащимися. И в эти моменты из-за конфликтов его вызывают к руководству на ковер. И на фоне всех этих событий у него развивается плохой сон, пропадает аппетит и обостряется язва. Но этот мужчина утверждает, что у него все хорошо, все в порядке. Это просто есть дети, которых не научили, как правильно общаться с преподавателями. То есть, в его случае вытеснение чувств привело к тому, что тело уже не вывозит и переходит в психосоматическое реагирование

Нормально все!
Нормально все!

Вторая характеристика

Она заключается в том, что, попадая в трудную стрессовую или конфликтную ситуацию, они реагируют на нее очень своеобразно.

Их реакция заключается в том, что возникает какая-то очень явная активность, которую они развивают только лишь для того, чтобы не пересекаться со своими чувствами. Остаться один на один со своими чувствами для них невозможно. Это может быть работа на даче. Строительство дома. Ремонт. Генеральная уборка. Пойти собирать грибы. Потом их обрабатывать. Трудовые подвиги на месте работы. Покупки. Это конкретная активная деятельность для того, чтобы, не дай Бог, не остаться со своими чувствам наедине.

Иногда такие люди начинают заедать стресс. И тогда их действия состоят в резком увеличении количества употребляемой пищи. Они могут наоборот уходить и в неподвижность, в сны (в сон). Приходят с работы и сразу ложатся спать. Или в любом конфликте ему надо лечь, полежать и отдохнуть. И чаще всего он защитно засыпает, потому что его мозг не может позволить того, чтобы он эти чувства осознал. И получается избегание контакта с переживаниями и чувствами забирает колоссальное количество энергии. Потому что энергия негативного переживания, она никуда не исчезает. Она может перейти в телесный симптом.

Например, как у того мужчины - обострилась язва желудка.

Нет чувств
Нет чувств

Третья особенность

Человек начинает описывать себя, других людей, отношения между людьми с точки зрения функционала.

Если спросить такого человека, как он провел сегодняшний день, то он скажет, что “Встал рано, позавтракал, потом быстро собирался на работу, еле доехал до работы. Потом выполнял работу за компьютером, составлял таблицы. сходил пообедал. Вернулся домой. Лег” Это речь, в которой много глаголов.

Или, например, описывая отношение супруга, женщина может сказать: “Ну как, ну живем нормально. Работаем. Платим ипотеку. Иногда ездим в отпуск. Ездим копать картошку к родителям. Сейчас копим деньги на ремонт. В выходные ходили с детьми в кино”. Снова много глаголов.

И тогда эта история про функционал - она про то, что в этих глаголах не присутствует того, что можно сказать, что я чувствую. Отсутствуют глаголы, которыми можно выразить свои чувства. Я злюсь. Меня раздражает непонимание.

Я - функция?
Я - функция?

И про третью характеристику мы еще поговорим отдельно

А пока попробуйте примерить, насколько данные характеристики, вот эти 3 пункта, про которые речь идет в этой статье.
Насколько они про вас?