Как то в ходе одного обсуждения, буквально мимолётом в тексте были упомянуты советские подводные лодки IV серии типа "П" ("Правда). Удивительно, но одна фраза "вызвала к жизни" большое количество комментариев, в которых говорилось об этих подводных лодках и их недостатках. Все верно - подводные лодки данной серии оказались неудачными, "сырыми" можно сказать, однако здесь дело не только в конструкторских решениях, технологиях строительства, качестве изготовления субмарины или малом опыте проектировщиков. Уверен, что большинство читателей согласится, что сама концепция "эскадренной подводной лодки", на тот момент, была спорной. Ведь, выданное в 1930 году предполагало именно такую ПЛ, чтобы она имела возможность участвовать в эскадренном бою, в атаках десантных соединений противника, действовать совместно с другими субмаринами и надводными кораблями. Поэтому не удивительно, что приоритетом были названы высокая надводная скорость (крейсерский ход линкоров), вооружение, а также малая осадка (как следствие - высокий надводный борт). Вот и получили, по сути, что заказывали.
Однако речь не про особенности "Правды" и ее систершипов, предлагаем вспомнить, как данные лодки были задействованы в годы войны, ведь война не дает поблажек, и не делает исключений. В тоже время всегда можно помнить, что натворила в ПМВ устаревшая, слабая и несовершенная U9.
22 июня 1941 года застало все три лодки IV-й серии - П-1, П-2 и П-3 в Ораниенбауме, на который базировался Отдельный учебный дивизион подводных лодок (ОУДПЛ) Краснознаменного Балтийского флота. Несмотря на то, что их собственные имена - «Правда», «Звезда» и «Искра» - официально были заменены на безликие литерно-цифровые обозначения еще в 1934 году, о этих названиях на флоте все еще помнили и даже в войну употребляли их. Лодками командовали три капитан-лейтенанта - И.А. Логинов (П-1), И.И.Попов (П-2) и А.Н.Пантелеев (П-3).
Для справки: Логинов Иван Андреевич- родился в селе Березовское, ныне Курагинского района Красноярского края, русский, член ВКП(б) с 1930 года, в РККФ с 1928 года, капитан-лейтенант; образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1932), курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (1936). Служба: командир БЧ-1 ПЛ «М-74» (1933 – 1936), командир ПЛ «М-88» (ноябрь 1936 – 1938), командир ПЛ "П-1" (с 1938).
Однако очень скоро, причем абсолютно без участия противника, количество подводных лодок типа "П", находящихся в строю уменьшилось на треть. Здесь постаралась другая субмарина, герой Гражданской войны - подводная лодка "Пантера", на описываемый момент носящая обозначение Б-2. На 25-й день Великой Отечественной войны, 16 июля 1941 года, видимо помня об атаке британского эсминца 22 года назад, "Пантера" "выполнила" противолодочную атаку (шутка, было просто столкновение, конечно). К счастью для командира Б-2 капитан-лейтенанта И.А.Быховского новая атака оказалась неудачной. Дело в том, что его прocлавленная лодка «атаковала» своего «товарища» по дивизиону - субмарину П-3. Нанесшая ей таранный удар Б-2 повреждений практически не получила, а вот бывшей «Искре», что называется досталось - у нее была пробита главная балластная цистерна.
Столкновение с Б-2 оказалось для П-3 не смертельным, но в какой –то мере роковым – это был ее последний выход в море в период войны. Для исправления полученных повреждений лодку поставили в один из сухих доков (док «им. Трех эсминцев») Кронштадта, где в начале сентября 1941 года она получила прямое попадание снаряда, выпущенного немецкими артиллеристами с южного берега Финского залива.
Им, а так же осколками разорвавшихся рядом других вражеских снарядов была разрушена 2-я аккумуляторная яма, водяные магистрали и легкий корпус лодки. Ремонт бывшей «Искры» начался, что называется, «по-новой», но 23 сентября 1941 года, в ходе печально знаменитого «звездного» налета Люфтваффе на Кронштадт, осколками одной из немецких авиабомб на П-3 вновь были повреждены корпус и механизмы, после чего лодку для продолжения ремонта пришлось отбуксировать уже в Ленинград. И хотя и здесь она не избегла новых повреждений и последовавшего за этим «очередного» ремонта, она все же «пережила» войну, чего, однако, не суждено было головному кораблю проекта - П-1 («Правда»).
7 сентября 1941 года на основании директивы Военного совета флота штаб бригады подводных лодок предложил командованию ОУДПЛ разработать план операции по доставке грvзов осажденному гарнизону Ханко, используя при этом 2 имеются в распоряжении боеспособные лодки IV серии - П-1 и П-2. На следующий день начальник штаба дивизиона капитан 2 ранга В.А. Касатонов представил четыре варианта приемки и перевозки груза.
На основании их штаб бригады во главе с капитаном 1 ранга Н.С. Ивановским составил документы на переход, в тот же день утвержденные начальником штаба флота контр-адмиралом Ю.А.Пантелеевым. Тогда же, 8 сентября П-1 перешла из Ораниенбаума в Кронштадт и сразу же приступила к погрузке. За ночь на борт лодки было принято 19,6 тонн грузов (без учета веса тары), в том числе 200-100-мм, 100 - 76-мм и 100- 45-мм снарядов, до 2 тонн медикаментов, 154 ящика консервов. Так как последние размещались в торпедных аппаратах, лодка торпед не принимала. В 8 часов утра 9 сентября лодка вышла в море и до Гогланда (Cуурсааари) шла в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров типа МО. Согласно плану, она и в Дальнейшем должна была двигаться в надводном положении, прием практически на максимальной скорости – 18 узлов, но уже без сопровождения.
В последний раз «Правду» видели в 21.30 9 сентября 1941 года западнее острова Гогланд. С тех пор лодка на связь не выходила и в точке рандеву (60⁰ 43``4` с.ш. и 23⁰ 05``5` в.д.) с катерами и тральщиками базы Ханко она не появилась ни в основное время встречи (6 часов утра 11 сентября), ни в резервное (2 часа ночи следующего дня). 17 сентября она была официально объявлена «пропавшей без вести при выполнении боевого задания». Так как впоследствие стадо известно, что на рекомендованном маршруте противником было выставлено целых четыре минных заграждения, то стало очевидным, что П-1 погибла в результате подрыва на мине в Финском заливе между Гогландом и Ханко 9 или 10 сентября 1941 года.
Некоторые авторы даже называли точное место гибели лодки - район маяка Густавсверн, что, однако нереально, так как в этом случае «Правда» должна была «проскочить» район рандеву и подорваться на мине практически у самого Ханковского порта, что наверняка было бы отмечено местными «овровцами». Следует отметить, что поход П-1 явился первым выходом советской подводной лодки в море когда оба берега Финского залива уже были заняты противником.
Для справки: летом 2008 года корпус субмарины был найден на глубине 75 м в точке с координатами 59°52,5 с.ш./ 25°36 в.д. при проведении работ по прокладке газопровода «Северный поток». Субмарина лежит на дне с креном на левый борт около 25° и легким дифферентом на корму таким образом, что нос подлодки полностью над грунтом, а кормовая оконечность на протяжении 10-15 м под ним. За рубкой, приблизительно на стыке дизельного и электромоторного отсеков, поперек корпуса идет рваная трещина. Осмотр погибшей субмарины позволил сделать вывод, что "Правда" погибла около полуночи 10 сентября, спустя всего несколько часов после того как была отпущена эскортом в 6,2 милях к югу от маяка Калбодагрунд в центре юминдианского минного поля. Причина гибели ПЛ- одна из плавающих мин сорванных с заграждения «Юминда».
В связи с гибелью П-1 выход из Кронштадта с тем же заданием П-2 был отменен. Согласно плану бывшая «Звезда» должна была быть подготовлена к выходу только после возвращения в базу П-1, которая после разгрузки на Ханко должна была самостоятельно вернуться на Гогланд, а оттуда с тем же конвоем перейти в Кронштадт. Что удивительно и не может не вызывать КРАЙНЕГО НЕДОУМЕНИЯ - несмотря на очевидную гибель П-1 на рекомендованном маршруте, им (этим маршрутом) из Финского залива в открытое море должна была выходить другая советская лодка - Щ-319, которая, покинув 19 сентября Кронштадт, так же бесследно исчезла со всем экипажам. Правда, есть версия, что причина гибели Щ-319 была в другом.
Для справки: по современным данным "Щ-319" достигла назначенного ей района действий и погибла на мине сорванной с немецкого заграждения «Вартбург» в южной части позиции в начале октября 1941 года. Летом 2012 года субмарина, лежащая на дне в 16 милях западнее Паланги обследована группой дайверов. Корпус подводной лодки перебит взрывом на две части и покоится на глубине 43 м в точке 55°50 с.ш./ 20°43 в.д.
Но даже неудачный поход П-1 принес определенные результаты. По погрузке и по первому дню похода П-1 был сделан вывод, что подводные лодки типа "П" как транспортное средство малопригодны, так как принимают на борт малое количество груза. Тем не менее, в том же 1941 году была предпринята вторая попытка использовать одну из лодок IV серии в транспортных целях, завершившаяся на этот раз удачно.
В предверии первой блокадной зимы Военный Совет Ленинградского фронта обязал флот передать промышленным и коммунальным предприятиям города часть тыловых флотских запасов. В списке того, что моряки выделяли городу Ленина, значились, в частности, 465 т соляра. В середине декабря 1941 года председатель Ленгорисполкома П.С.Попоков обратился в Военный совет флота с просьбой помочь этим соляром городским электростанциям. Так как основные его запасы хранились на складах жидкого топлива в Кронштадте, их требовалось доставить в Ленинград. Для перевозки соляра Военный совет флота признал наиболее пригодным не какое-либо из имевшихся в распоряжении наливных судов, а именно подводную лодку типа П. Единственной лодкой IV серии, остававшейся к этому времени в строю, была П-2 "Звезда". Решение которое трудно обосновать!
Вечером 21 декабря 1941 года из Ленинграда в Кронштадт вышел конвой в составе ледокола «Волынец» с лодкой на буксире. Возглавлял операцию командир отряда вооруженных ледоколов капитан 2 ранга В.Ф.Юровский. Плавание проходило в сложных условиях – толщина ледяного покрова в Ленинградском морском канале и в Невской губе в целом на пути конвоя превышала 30 см. Так как, ввиду неудачной конструкции корпуса, лодки IV серии имели необычайно высокий надводный борт, что превращало их в отличную артиллерийскую мишень, П-2 двигалась в позиционном положении – с заполненными цистернами главного балласта. Вероятно такое решение было принято из-за недостаточной глубины Морского канала, и лодка не могла переход даже на перископной глубине.
Для справки: Попов И.П. родился 25 августа 1908 года на территории современного Очёрского района Пермского края, русский, член ВКП(б), в РККФ с 1931 года, капитан 2 ранга. Образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1934), Курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (1936). Служба на ПЛ: штурман ПЛ «Щ-301» (декабрь 1934 – октябрь 1935), помощник командира ПЛ «Щ-302» (1936 – 1938), командир ПЛ "Щ-305" (февраль – сентябрь 1938); командир ПЛ "П-2" (сентябрь 1938 – май 1942), ПЛ "К-56" (май 1942 – июнь 1945).
Тем не менее, над водой (а точнее- над льдом) возвышалась мощная рубка и примыкавшие к ней надстройки, которые специально, на этот поход, были выкрашены в белый цвет. Однако, несмотря на такие меры маскировки, конвой был обнаружен противником и при выходе из огражденной части Морского канала по нему из района Стрельна - Новый Петергоф открыла огонь немецкая дальнобойная артиллерия. В ходе обстрела, продолжавшегося в течении 44 минут, были поражены оба советских корабля, Осколками близко разорвавшихся снарядов было ранено несколько подводников, а сама лодка получила 14 незначительных повреждений: легкого корпуса (пробоины в надстройке и в ограждении рубки).
Гораздо хуже пришлось ледоколу, который получил целых 6 прямых попаданий немецких снарядов и, кроме повреждений, понес потери; в личном составе. Особенно серьезными последствиями для конвоя (а
вернее сказать - буксирного каравана) была чревата гибель вахтенного рулевого «Волынца», однако ледокол, к счастью, не потерял хода, движение под обстрелом было продолжено, и в конце концов, оба корабля достигли Кронштадта. Здесь в освобожденные цистерны главного балласта было закачано целых 700 тонн соляра, однако подводникам пришлось ждать в Кронштадте, пока на их лодке и на ледоколе не будет произведен аварийный ремонт, и поэтому лишь вечером 30 декабря оба корабля двинулись в обратный путь....
Окончание следует...