Найти тему
Navygaming Channel

На войне всё пригодится/Часть 1. "Правда" не вернулась на базу

Как то в ходе одного обсуждения, буквально мимолётом в тексте были упомянуты советские подводные лодки IV серии типа "П" ("Правда). Удивительно, но одна фраза "вызвала к жизни" большое количество комментариев, в которых говорилось об этих подводных лодках и их недостатках. Все верно - подводные лодки данной серии оказались неудачными, "сырыми" можно сказать, однако здесь дело не только в конструкторских решениях, технологиях строительства, качестве изготовления субмарины или малом опыте проектировщиков. Уверен, что большинство читателей согласится, что сама концепция "эскадренной подводной лодки", на тот момент, была спорной. Ведь, выданное в 1930 году предполагало именно такую ПЛ, чтобы она имела возможность участвовать в эскадренном бою, в атаках десантных соединений противника, действовать совместно с другими субмаринами и надводными кораблями. Поэтому не удивительно, что приоритетом были названы высокая надводная скорость (крейсерский ход линкоров), вооружение, а также малая осадка (как следствие - высокий надводный борт). Вот и получили, по сути, что заказывали.

Однако речь не про особенности "Правды" и ее систершипов, предлагаем вспомнить, как данные лодки были задействованы в годы войны, ведь война не дает поблажек, и не делает исключений. В тоже время всегда можно помнить, что натворила в ПМВ устаревшая, слабая и несовершенная U9.

Подводная лодка «П-1» на довоенном параде в Неве
Подводная лодка «П-1» на довоенном параде в Неве

22 июня 1941 года застало все три лодки IV-й серии - П-1, П-2 и П-3 в Ораниенбауме, на который базировался Отдельный учебный дивизион подводных лодок (ОУДПЛ) Краснознаменного Балтийского флота. Несмотря на то, что их собственные имена - «Правда», «Звезда» и «Искра» - официально были заменены на безликие литерно-цифровые обозначения еще в 1934 году, о этих названиях на флоте все еще помнили и даже в войну употребляли их. Лодками командовали три капитан-лейтенанта - И.А. Логинов (П-1), И.И.Попов (П-2) и А.Н.Пантелеев (П-3).

Командир П-1 Логинов И.А.
Командир П-1 Логинов И.А.

Для справки: Логинов Иван Андреевич- родился в селе Березовское, ныне Курагинского района Красноярского края, русский, член ВКП(б) с 1930 года, в РККФ с 1928 года, капитан-лейтенант; образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1932), курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (1936). Служба: командир БЧ-1 ПЛ «М-74» (1933 – 1936), командир ПЛ «М-88» (ноябрь 1936 – 1938), командир ПЛ "П-1" (с 1938).

Однако очень скоро, причем абсолютно без участия противника, количество подводных лодок типа "П", находящихся в строю уменьшилось на треть. Здесь постаралась другая субмарина, герой Гражданской войны - подводная лодка "Пантера", на описываемый момент носящая обозначение Б-2. На 25-й день Великой Отечественной войны, 16 июля 1941 года, видимо помня об атаке британского эсминца 22 года назад, "Пантера" "выполнила" противолодочную атаку (шутка, было просто столкновение, конечно). К счастью для командира Б-2 капитан-лейтенанта И.А.Быховского новая атака оказалась неудачной. Дело в том, что его прocлавленная лодка «атаковала» своего «товарища» по дивизиону - субмарину П-3. Нанесшая ей таранный удар Б-2 повреждений практически не получила, а вот бывшей «Искре», что называется досталось - у нее была пробита главная балластная цистерна.

Подводная лодка Б-2 (бывшая "Пантера")
Подводная лодка Б-2 (бывшая "Пантера")

Столкновение с Б-2 оказалось для П-3 не смертельным, но в какой –то мере роковым – это был ее последний выход в море в период войны. Для исправления полученных повреждений лодку поставили в один из сухих доков (док «им. Трех эсминцев») Кронштадта, где в начале сентября 1941 года она получила прямое попадание снаряда, выпущенного немецкими артиллеристами с южного берега Финского залива.

Современный вид дока "Трех эсминцев", КМЗ
Современный вид дока "Трех эсминцев", КМЗ

Им, а так же осколками разорвавшихся рядом других вражеских снарядов была разрушена 2-я аккумуляторная яма, водяные магистрали и легкий корпус лодки. Ремонт бывшей «Искры» начался, что называется, «по-новой», но 23 сентября 1941 года, в ходе печально знаменитого «звездного» налета Люфтваффе на Кронштадт, осколками одной из немецких авиабомб на П-3 вновь были повреждены корпус и механизмы, после чего лодку для продолжения ремонта пришлось отбуксировать уже в Ленинград. И хотя и здесь она не избегла новых повреждений и последовавшего за этим «очередного» ремонта, она все же «пережила» войну, чего, однако, не суждено было головному кораблю проекта - П-1 («Правда»).

7 сентября 1941 года на основании директивы Военного совета флота штаб бригады подводных лодок предложил командованию ОУДПЛ разработать план операции по доставке грvзов осажденному гарнизону Ханко, используя при этом 2 имею­тся в распоряжении боеспособные лодки IV серии - П-1 и П-2. На следующий день начальник штаба дивизиона капитан 2 ранга В.А. Касатонов представил четыре варианта приемки и перевозки груза.

Подводная лодка П-1 в Финском заливе. середина 30-х годов ХХ века
Подводная лодка П-1 в Финском заливе. середина 30-х годов ХХ века

На основании их штаб бригады во главе с капитаном 1 ранга Н.С. Ивановским составил документы на переход, в тот же день утвержденные начальником штаба флота контр-адмиралом Ю.А.Пантелеевым. Тогда же, 8 сентября П-1 перешла из Ораниенбаума в Кронштадт и сразу же приступила к погрузке. За ночь на борт лодки было при­нято 19,6 тонн грузов (без учета веса тары), в том числе 200-100-мм, 100 - 76-мм и 100- 45-мм снарядов, до 2 тонн медикаментов, 154 ящика консервов. Так как последние размещались в торпедных аппаратах, лодка торпед не принимала. В 8 ча­сов утра 9 сентября лодка вышла в море и до Гогланда (Cуурсааари) шла в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров типа МО. Согласно плану, она и в Дальнейшем должна была двигаться в надводном положении, прием практически на максимальной скорости – 18 узлов, но уже без сопровождения.

В последний раз «Правду» видели в 21.30 9 сентября 1941 года западнее острова Гогланд. С тех пор лодка на связь не выходила и в точке рандеву (60⁰ 43``4` с.ш. и 23⁰ 05``5` в.д.) с катерами и тральщиками базы Ханко она не появилась ни в основное время встречи (6 часов утра 11 сентября), ни в резервное (2 часа ночи следующего дня). 17 сентября она была официально объявлена «пропавшей без вести при вы­полнении боевого задания». Так как впоследствие стадо известно, что на рекомендованном маршруте противником было выставлено целых четыре минных заграждения, то стало очевидным, что П-1 погибла в результате подрыва на мине в Финском заливе между Гогландом и Ханко 9 или 10 сентября 1941 года.

Погибшая П-1 "Правда"
Погибшая П-1 "Правда"

Некоторые авторы даже называли точное место гибели лодки - район маяка Густавсверн, что, однако нереально, так как в этом случае «Правда» должна была «проскочить» район рандеву и подорваться на мине практически у самого Ханковского порта, что наверняка было бы отмечено местными «овровцами». Следует отметить, что поход П-1 явился первым выходом советской подводной лодки в море когда оба берега Финского залива уже были заняты противником.

Подводный съемки субмарины
Подводный съемки субмарины
Для справки: летом 2008 года корпус субмарины был найден на глубине 75 м в точке с координатами 59°52,5 с.ш./ 25°36 в.д. при проведении работ по прокладке газопровода «Северный поток». Субмарина лежит на дне с креном на левый борт около 25° и легким дифферентом на корму таким образом, что нос подлодки полностью над грунтом, а кормовая оконечность на протяжении 10-15 м под ним. За рубкой, приблизительно на стыке дизельного и электромоторного отсеков, поперек корпуса идет рваная трещина. Осмотр погибшей субмарины позволил сделать вывод, что "Правда" погибла около полуночи 10 сентября, спустя всего несколько часов после того как была отпущена эскортом в 6,2 милях к югу от маяка Калбодагрунд в центре юминдианского минного поля. Причина гибели ПЛ- одна из плавающих мин сорванных с заграждения «Юминда».
Надпись еще можно прочитать
Надпись еще можно прочитать

В связи с гибелью П-1 выход из Кронштадта с тем же заданием П-2 был отменен. Согласно плану бывшая «Звезда» должна была быть подготовлена к выходу только после возвращения в базу П-1, которая после разгрузки на Ханко должна была самостоятельно вернуться на Гогланд, а оттуда с тем же конвоем перейти в Кронштадт. Что удивительно и не может не вызывать КРАЙНЕГО НЕДОУМЕНИЯ - несмотря на очевидную гибель П-1 на рекомендованном маршруте, им (этим маршрутом) из Финского залива в открытое море должна была выходить другая советская лодка - Щ-319, которая, покинув 19 сентября Кронштадт, так же бесследно исчезла со всем экипажам. Правда, есть версия, что причина гибели Щ-319 была в другом.

Подводная лодка Щ-319
Подводная лодка Щ-319
Для справки: по современным данным "Щ-319" достигла назначенного ей района действий и погибла на мине сорванной с немецкого заграждения «Вартбург» в южной части позиции в начале октября 1941 года. Летом 2012 года субмарина, лежащая на дне в 16 милях западнее Паланги обследована группой дайверов. Корпус подводной лодки перебит взрывом на две части и покоится на глубине 43 м в точке 55°50 с.ш./ 20°43 в.д.

Но даже неудачный поход П-1 принес определенные результаты. По погрузке и по первому дню похода П-1 был сделан вывод, что подводные лодки типа "П" как транспортное средство малопригодны, так как принимают на борт малое количество груза. Тем не менее, в том же 1941 году была предпринята вторая попытка использовать одну из лодок IV серии в транспортных целях, завершившаяся на этот раз удачно.

В предверии первой блокадной зимы Военный Совет Ленинградского фронта обязал флот передать промышленным и коммунальным предприятиям города часть тыловых флотских запасов. В списке того, что моряки выделяли городу Ленина, значились, в частности, 465 т соляра. В середине декабря 1941 года председатель Ленгорисполкома П.С.Попоков обратился в Военный совет флота с просьбой помочь этим соляром городским электростанциям. Так как основные его запасы хранились на складах жидкого топлива в Кронштадте, их требовалось доставить в Ленинград. Для перевозки соляра Военный совет флота признал наиболее пригодным не какое-либо из имевшихся в распоряжении наливных судов, а именно подводную лодку типа П. Единственной лодкой IV серии, остававшейся к этому времени в строю, была П-2 "Звезда". Решение которое трудно обосновать!

Подводная лодка «П-2» напротив дома № 12 по Тучковой набережной (ныне набережная Адмирала Макарова) в Ленинграде, май 1942 года
Подводная лодка «П-2» напротив дома № 12 по Тучковой набережной (ныне набережная Адмирала Макарова) в Ленинграде, май 1942 года

Вечером 21 декабря 1941 года из Ленинграда в Кронш­тадт вышел конвой в составе ледокола «Волынец» с лодкой на буксире. Возглавлял операцию командир отряда вооруженных ледоколов капитан 2 ранга В.Ф.Юровский. Плавание проходило в сложных условиях – толщина ледяного покрова в Ленинградском морском канале и в Невской губе в целом на пути конвоя превышала 30 см. Так как, ввиду неудачной конструкции корпуса, лодки IV серии имели необычайно высокий надводный борт, что превращало их в отличную артиллерийскую мишень, П-2 двигалась в позиционном положении – с заполненными цистернами главного балласта. Вероятно такое решение было принято из-за недостаточной глубины Морского канала, и лодка не могла переход даже на перископной глубине.

Попов Иван Петрович, командир подводной лодки П-2 "Звезда"
Попов Иван Петрович, командир подводной лодки П-2 "Звезда"
Для справки: Попов И.П. родился 25 августа 1908 года на территории современного Очёрского района Пермского края, русский, член ВКП(б), в РККФ с 1931 года, капитан 2 ранга. Образование: Военно-морское училище им. Фрунзе (1934), Курсы командного состава Учебного отряда подводного плавания им. Кирова (1936). Служба на ПЛ: штурман ПЛ «Щ-301» (декабрь 1934 – октябрь 1935), помощник командира ПЛ «Щ-302» (1936 – 1938), командир ПЛ "Щ-305" (февраль – сентябрь 1938); командир ПЛ "П-2" (сентябрь 1938 – май 1942), ПЛ "К-56" (май 1942 – июнь 1945).

Тем не менее, над водой (а точнее- над льдом) возвышалась мощная рубка и примыкавшие к ней надстройки, которые специально, на этот поход, были выкрашены в белый цвет. Однако, несмотря на такие меры маскировки, конвой был обнаружен про­тивником и при выходе из огражденной части Морского канала по нему из района Стрельна - Новый Петергоф открыла огонь немецкая дальнобойная артиллерия. В ходе обстрела, продолжавшегося в течении 44 минут, были поражены оба со­ветских корабля, Осколками близко разорвавшихся снарядов было ранено несколько подводников, а сама лодка получила 14 незначительных повреждений: легкого корпуса (пробоины в надстройке и в ограждении рубки).

Ледокол "Волынец" в военной форме, ))
Ледокол "Волынец" в военной форме, ))

Гораздо хуже пришлось ледоколу, который получил целых 6 прямых попаданий немец­ких снарядов и, кроме повреждений, понес потери; в личном составе. Особенно серьезными последствиями для конвоя (а
вернее сказать - буксирного каравана) была чревата гибель вахтенного рулевого «Волынца», однако ледокол, к счастью, не потерял хода, движение под обстрелом было продолжено, и в конце концов, оба корабля достигли Кронштадта. Здесь в ос­вобожденные цистерны главного балласта было закачано це­лых 700 тонн соляра, однако подводникам пришлось ждать в Кронштадте, пока на их лодке и на ледоколе не будет произведен аварийный ремонт, и поэтому лишь вечером 30 декабря оба корабля двинулись в обратный путь....

Окончание следует...