Составляли с одной мамой диалог в сложной ситуации. Диалог с 12-летней дочерью. Мама – по совместительству моя коллега. Педагог. Преподаёт в колледже.
Условия задачи мама поставила нереальные (зачёркнуто) нетривиальные. Имеется дочь-подросток, ученица 6-го класса. Учится на средний балл 4,3. Мама, сотрудник сферы среднего профессионального образования, ежегодно наблюдает за тем, как поступают другие дети после 9 класса, видит, что для успешного поступления нужно 4,8 – 4,9. Иначе не составит ребёнок конкуренцию. Также мама уверена, что дочка может учиться лучше, что она не использует свой потенциал на полную катушку. На вопросы, почему нет желания учиться лучше, сам ребёнок отвечает, что в школе скучно. Не напрягаясь, она спокойно учится на 4,3. Изначально мама поставила целью диалога в сложной ситуации – заставить (зачёркнуто) убедить учиться лучше.
Подобные случаи, когда у ребёнка на самом деле всё прекрасно, но родителю кажется, что он как-то недотягивает и когда-то там через 3 года не сможет поступить, и тогда наступит конец света, я называю образовательной тревожностью. В последнее время я с ней встречаюсь не так часто. Кажется, родители стали более-менее понимать, что отметки в школе не всегда являются показателем того, на что ребёнок способен и что он выдаст через пару лет, и как вообще сложится его счастье. Однако всё же порой бывает. Кстати, нередко, такая образовательная тревожность встречается именно у родителей-учителей. Поэтому поделюсь тем, что думаю по этому поводу. Вдруг кому-то пригодится. А вы, дорогие читатели, поделитесь тоже своими мыслями.
1. Ребёнок в активном подростковом возрасте, в начальной фазе сепарации. В это время нормально не хотеть учиться, не хотеть делать то, что спускает сверху родитель и вообще взрослый. Понятно, что есть редкие дети, заточенные даже в подростничестве на учёбу, но это редкость. Базовая потребность в это время – коммуникация и взаимодействие со сверстниками.
Отдельно обращаю внимание на то, что дети, а подростки особенно, склонны постоянно проверять, какими мы их принимаем. Всё, что мы можем делать, это всячески показывать, что принимаем любых. Можем быть недовольны, можем высказывать пожелания, давать нашу обратную связь, но принимаем всё равно. Если ребёнок довольно хорошо учится на 4,3, а нам от него нужно 4,8, поверьте, это читается ровно так, как читается: «Ты недобираешь 0,5 балла до моего понимания о твоей идеальности».
Это важно учитывать, так как фактически пытаться уговорить ребёнка сделать так, как вы хотите, больше напрячься по учёбе - идёт вразрез с его возрастными потребностями в данный период.
2. Ребёнок в 12 лет ещё не очень мыслит перспективой на 3 года вперёд. Опять же есть уникумы. Но в среднем у большинства лобная кора ещё не сформировалась до конца (финализируется этот процесс к 18 - 20 годам). Именно она отвечает за целеполагание, ответственность, рефлексию. Это тоже важно понимать, потому что апеллировать к рискам и последствиям того, что будет через 3 года довольно бессмысленно, это тоже противоречит возрастной психологии.
3. С учётом предыдущего пункта стоит держать в голове, что дети нередко вдруг классе в 9 берутся за ум, резко за год подтягиваются и спокойно поступают или идут с неплохими данными в старшие классы. Наш любимый бывший директор бывшей школы сына, Иван Боганцев часто говорил, что в 7-8 классах он прямо 1 сентября предупреждает родительское сообщество школы, что не стоит выставлять особых ожиданий от детей. Это самые провальные годы с точки зрения академической успешности. Здесь задача-максимум – сохранить на плаву мотивацию, сделать так, чтобы от школы не тошнило. Это всё. Если удастся мотивацию и хорошие доверительные отношения сохранить, это уже победа, тогда в 9 классе дети берутся за ум. Если вы умудрились довести все, что связано с учёбой до аллергии, а отношения на этом фоне полностью разрушить, то не ждите возврата. А в случае с девочкой мы имеем пока только 6 класс и прекрасные результаты. 4,3! Хороший фундамент для сохранения мотивации.
4. Никто не знает, что будет даже завтра, тем более через 3 года. Заранее волноваться, что ребёнок ни за что за 3 года не наберёт недостающих 0,5 балла – это странно. Обычно на это тревожные родители говорят: «Но ведь надо заранее иметь привычку учиться на нужный балл». Или: «А вдруг он скатится…» Это тревожность, не более того.
Это тоже важно учитывать, чтобы помнить, что желание определённой успеваемости – это ваше желание. К желаниям ребёнка не имеет отношения. Тревога о том, что он обязательно просядет в отметках, не поступит и неминуемо после этого скурится, сопьётся и вообще покатится по наклонной – это ваша тревога и ваше галлюцинирование. Он впитает в себя ровно те мягкие навыки и личностные качества, которые вы моделируете каждый день. Вы же не скатились. Поверьте, вы не скатились не из-за пятёрок, что-то другое всё-таки держит вас на плаву.
5. Если ребёнок учится довольно хорошо, не причиняет даже пока никаких особых седых волос (не курит, не выпивает, не тусуется до утра, не сбегает, не крадёт, не хамит, как в случае девочки), и при этом честно говорит, что ему в школе скучно, то… Понимаю, что сейчас скажу крамольную для педагогов вещь. Но стоит предположить, что, возможно, ему и правда скучно. Вам скучно никогда в школе не было? Мне было очень скучно все 10 лет. На всех уроках, кроме английского. Я училась на пятёрки, но держалась на силовых и волевых. Не в смысле, что мне было тяжело, нет, учиться как раз было легко. Но вот делать все домашки, не забивать, не пропускать, хотя одноклассники активно пропускали – это было именно на силовых и чтобы не напрягать родителей лишними вызовами в школу и криками на родительских собраниях (как это было с другими семьями), никакого особого восторга и радости от школы я не испытывала. Есть с чем сравнить, после школы практически весь образовательный опыт был классным. Я уже задним умом поняла, что в школе мне было действительно скучно. Может, ваш ребёнок, который говорит, что ему скучно, не врёт?
Я задала этот вопрос маме. На что получила интересный ответ: «Если честно, я, как сотрудник педагогического колледжа, бываю ведь в этой школе на проверках. Честно, и правда скучно. Почти на всех уроках, где я была. Зубрежка, репродуктивное воспроизведение из памяти. Сели, встали, открыли учебник на странице двадцать, рассказали параграф. Групповой работы не вижу. Работы с мягкими навыками не вижу, только с предметными знаниями. Но у меня язык не поворачивается признать, что коллеги недорабатывают». Тут может возникнуть резонное возмущение. Но ведь вы сами и учите будущих педагогов! Кого вы выпустили, те в школу и идут. Надо отдать должное, сама мама-педагог не так давно пришла ко мне учиться именно с запросом сделать свои уроки для будущих учителей более эффективными. Она уже начала применять Кооперативное обучение и инструмент обратной связи, именно этому учит и будущих педагогов. Но, во-первых, начала совсем недавно, во-вторых, а все ли педагоги в данном колледже учат тому же? Где гарантия, что все? И что молодые педагоги выйдут из колледжа с этим?
Ещё мама-учитель сказала: «Но мы же с дочкой читали книги про классные школы. «Школата», «Я хочу в школу». Обсуждали потом. Я им рассказывала, какая школа может быть классная. Она даже повосхищалась. Но ничего не изменилось». Понимаете ли, бесполезно рассуждать о том, какой классной может быть школа где-то в природе, если потом ребёнок идёт всё равно в свою, где всё не так. Ребёнок каким образом должен себя уговаривать, что у него так же, как у тех детей из «Я хочу в школу»?
Всё это тоже важно учитывать, чтобы не получилось так, что мы обманываем ребёнка, пытаемся ему «втюхать», что школа – это классно, когда его собственные эмоции говорят иное. Ему не классно.
Итак, теперь, надеюсь, стало понятно, что изначальная задача нереальна (зачёркнуто) нетривиальна. Заставить (зачёркнуто) простимулировать ребёнка стать отличником, когда он в самом неудобном для этого возрасте, когда ему просто по законам природы положено не особо вас слушать и низвергать авторитеты, когда ему всё равно, что будет через 3 года, когда при всём при этом в школе нет той самой классной, мотивирующей среды, в которую хочется бежать, а на каникулах без уроков выть белугой, а он всё равно умудряется учиться достаточно хорошо… При этом вам ведь, наверное, хочется, чтобы он сам это захотел? Или нет? Или можно честно признать, что захотели этого вы, а сделает он? Если честно можно, услышьте, пожалуйста, мою мысль. Вы можете, конечно, вести с ним эти диалоги, только будьте максимально честны. Признайтесь, что это вы волнуетесь, что это вам некомфортно с его отметками. Не надо его пугать тем, что он станет дворником. Если ребенок ваш и согласится учиться лучше, то именно ради вашего спокойствия, как жест доброй воли. Чёрт его знает, возможно, согласится. Но держите в голове, что может и отказаться. Может и прямо вам сказать как есть: «Мам, это твоё волнение. Это про тебя, не про меня. Справься со своей тревогой как-то сама, пожалуйста, ты же взрослая. Отработай с психотерапевтом в конце концов». И будет прав.
Что же делать, если вы всё это понимаете, но тревога не отпускает?
Во-первых, повторю ещё раз, будьте честны. Отнеситесь к этому как к своей тревоге. Может, и правда отнести её психотерапевту?
Во-вторых, если ребёнок всё же согласен поиграть с вами в игру «успокой родителя», то не грех и на торг пойти. Да, буквально вместе с ним придумать мотиватор. Вы же хотите, чтобы ребёнок сделал для вас то, что нужно только вам. Будет вполне справедливо, если ему за это что-то.
В-третьих, если для вас так важны баллы, а не сама радость познания, не поддержание мотивации, не научить учиться, то есть фактически важен просто формализм, отметки ради последующего поступления, то будьте честны до конца. Расскажите ребёнку, что есть формальные способы получения отличных отметок. Сейчас есть новомодное слово – лайфхаки. Вот расскажите ему про лайфхаки, как получать «пятёрки», не напрягаясь. Вы же знаете, что если в школе вашего ребёнка формализм, то такие лайфхаки легко подсказать. Каким-то учителям нравится, когда тянут руку, можно тянуть руку там, где точно знаешь, тогда тебя не спросят там, где ты неуверен. Каким-то учителям нравится дополнительная активность, рефераты, дополнительные задания, тогда они склонные закрывать глаза на какие-то минусы в других работах. И так далее. Поверьте, если с какими-то учителями это не работает, и у них надо реально знать, реально разбираться, реально погружаться, при этом они умеют вовлечь и сделать так, что ученику разбираться страшно хочется, то у них и скукоты на уроках нет, там эти лайфхаки за ненадобностью.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.