Найти тему
Маргарита Козлова

У нас дети. Инструкция по выживанию. Особенности поведения от рождения до трех лет.

Начнем с рациональных аспектов - биологических. В первые годы жизни, собственно и последующие человек сонастраивается с окружающим миром. Жизненный опыт ограничивается пребыванием в материнской утробе, поэтому восприятие окружающего мира идёт через чувства и эмоции матери, а также через её питание и физические действия (напряжение мышц, давление органов и т.п.).

Чтобы хотя бы приблизительно понять о чем идёт речь, попробуйте набрать ванну воды приятной температуры, включить музыку и воду (не сильным напором), закрыть глаза и погрузиться под воду с головой. Можно ещё выключить свет. Тогда станет понятнее, какой опыт взаимодействия с миром у младенца. Первые месяцы идет настройка органов:

  • распознавание запахов (свой-чужой),
  • настройка зрения (обучение видеть и узнавать объекты, в том числе лица),
  • слышать звуки и понимать, можно ли считать окружающую обстановку безопасной (обращает внимание на голос и интонацию, потому что пока не понимает слова, но уже понимает эмоции, т.к. сам их испытывает)
  • пытается осознать, что мать, это нечто отдельное, и понять собственные физические границы.

Младенцы находятся в глубокой зависимости от взрослого, им необходимо это слияние для выживания, т.к. сами о себе позаботиться не могут физически.

Ощущение безопасности в этом возрасте откладывается в подсознании. Если ребенку достаточно было питания, физического и эмоционального тепла, спокойной и дружелюбной атмосферы в семье, в том числе между родителями и другими родственниками, с которыми было взаимодействие до трёх лет, то дальнейшее развитие будет происходить легче.

Лайфхак

Если мать обратит внимание от какой музыки ребенок успокаивался во время беременности внутри утробы, то эта музыка поможет успокаивать ребенка и после рождения.

Существует мнение, что если младенца всегда успокаивать на руках, то и потом, ребенок будет всегда сидеть на руках, поэтому нужно его оставить в кроватке, даже если плачет, со временем перестанет. Со временем действительно перестанет, и это произойдет потому, что вера в помощь и поддержку утеряна.

Как же быть в такой ситуации, ведь невозможно всё время сидеть с ребенком?

Попробуйте отследить, что успокаивает малыша:

  • тепло (можно попробовать организовать грелку с подходящей температурой);
  • запах (можно положить в кроватку вещь или игрушку со знакомым запахом);
  • звук (это может быть спокойный баюкающий голос или музыка).

На самом деле ребенку не нужно чтобы мать была с ним в контакте 24/7, важно, чтобы она откликалась и заботилась когда это требуется малышу. Ребенок может изучать предметы вокруг себя и чувствовать присутствие матери, которая с ним говорит (не так уж и важно, что, главное голос и эмоции).

Экспериментируйте и вы обязательно найдете баланс во взаимодействии. Конечно, от заболеваний никто не застрахован и баланс в такие моменты может пошатнуться, но это всего лишь естественный процесс формирования иммунитета.

Если в какой-то момент понимаете, что не вывозите эмоционально: сильно тревожитесь, устаёте или злитесь - обратитесь за помощью к близким, знакомым (если просто нужно время, чтобы выдохнуть), в социальную или психологическую помощь. Поддержкой может стать круг мамочек на площадке.

А какие у вас были или есть успешные способы успокоения младенцев?

Больше статей в подборке "Школа родителей".