На Дальнем Востоке России, на южной оконечности острова Сахалин, где бурные воды пролива Лаперуза с грохотом разбиваются о небольшую скалу Сивучья, стоит маяк непревзойденной красоты.
Этот район был весьма оживленным морским перекрестком. В конце ХIX века в течение навигации мимо него проплывало не менее 25 кораблей.
После гибели германского парохода «Космополит», разбившегося недалеко от мыса летом 1898 года, в печати стали появляться предложения о строительстве маяка.
После победы в войне 1904-1905 гг. Япония начала создавать на о. Сахалин производственную и морскую инфраструктуру, в том числе было решено построить Нака-Сиретоко мисаки – маяк «на краю земли» (пер. с японского) – на скале Тодо (Сивучья) мыса Анива.
Кто спроектировал маяк?
Разработать проект маяка на мысе Нака-Сиретоко-мисаки (мыс Анива) было поручено инженеру Миура Синобу, выпускнику технического колледжа в Канагава.
Помимо разработки проекта маяка, ему пришлось решать ряд практических задач: как обустроить быт строителей и обеспечить их питьевой водой, где складировать строительные материалы.
Сложность строительства заключалась в отсутствии причала и строительной площадки, где могли бы храниться материалы, готовились бы к установке конструкции и где жили бы рабочие. Все доставляемые строительные материалы и конструкции в условиях весьма неспокойного моря необходимо было сразу размещать на объекте строительства.
Интересно, что единственным кораблем, занимавшимся строительством и обслуживанием маяков был бывший пароход «Аргунь» общества Китайско-Восточной железной дороги. Он был захвачен японцами в корейских водах 25 января 1904 г. и переименован в «Рошу-мару».
К сожалению, корабль был потоплен 30 октября 1942 года артиллерийским огнём американской подводной лодки «Драм» южнее острова Хонсю.
Несмотря на значительную высоту постройки (31 метр) и неблагоприятные погодные условия маяк был возведен всего за 2 года. Для установки маяка верхняя часть скалы Сивучья была срезана, но полученная площадка была недостаточна для маяка. Часть скалы нарастили путём бетонирования.
Толщина наружных стен 1 этажа из монолитного железобетона составляет 1,75 метра. Высота основных помещений была около 2,55 метра. К круглой бетонной башне примыкала 2-этажная овальная пристройка. Башня маяка имела 9 этажей.
На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали продовольственный склад, кухня, столовая, умывальная, баня и туалет, второй – радиорубка, аппаратная и вахтенная. С третьего по пятый этаж башни были размещены жилые комнаты, рассчитанные на двух человек. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом – механизмы пневматической сирены, на восьмом – склад горючего, поэтому служителям было нетрудно поднимать его на девятый этаж к вращательному механизму.
Проблесковый осветительный аппарат приводился в движение при помощи часового механизма – маятника и гири весом 270 килограммов. Его надо было заводить каждые три часа. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути.
После окончания строительства точная модель маяка была преподнесена в дар императору Японии Хирохито.
Как жили служители маяка
Маяк обслуживали 12 работников, трудившихся посменно по 4 человека. В каждой жилой комнате на маяке имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Маленькие окна были похожи на иллюминаторы.
После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские маячники в специально построенном для них поселке Сатоо, также созданном по проекту Миура Синобу.
Здесь были возведены 8 зданий из железобетона, в том числе четыре двухквартирных для специалистов, склад, радиостанция и два двухквартирных дома для прислуги. Последнее неудивительно, так как работники маяков в Японии были причислены к категории государственных служащих, которым по статусу полагалось иметь прислугу. Квартиры слуг отличались отсутствием ванных комнат и меньшей площадью.
«Советская жизнь» маяка
Во время Второй Мировой войны маяк не действовал. После возвращения южной части острова Сахалин в состав СССР в 1945 г. маяк Анива находился в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота СССР и обеспечивал плавание судов в пограничном с Японией проливе Лаперуза.
В 1959 – 1963 годах была произведена реконструкция маяка: выполнена перепланировка помещений, перестроен 3-ий этаж с применением бетонных блоков, а также установлено новое оборудование, работавшее на дизельном топливе.
В 1971 году в результате несчастного случая погибли начальник и старший техник маяка – единственные мужчины на объекте. Их жёны, пребывая в шоковом состоянии, не смогли ввести в действие технические средства маяка и связаться по радио со спасательными службами. В результате жестоким ураганом были выдавлены стёкла в иллюминаторах на 2-ом и 3-ем этажах, сорвана дымовая труба котельной, в повреждённые цистерны с жидким топливом и питьевой водой попала морская вода. Часть жидкого топлива вытеснена водой в море. Морской водой повреждена часть оборудования.
В 1980-е годы тайфуны и шторма неоднократно повреждали антенны и другие конструкции, на которых крепилось оборудование.
В 1990 г. маяк был переведен на атомные изотопные элементы питания – стронций – 90 и плутоний 238. По сути, маяк Анива стал роботом, способным работать длительной время в автономном режиме.
Почему маяк умирает?
Он работал до 2006 года, пока не закончился ресурс атомного реактора, а затем стал маяком-призраком. Изотопные установки были сняты, а маяк был заброшен и разграблен мародёрами.
Оставшись без присмотра персонала и необходимых дотаций на хозяйственные нужды, маяк Анива постепенно стал ветшать: штормовые ветры сорвали двери, высокие волны разрушили окна нижних ярусов, солёные туманы способствовали развитию коррозии.
Бывший некогда архитектурной жемчужиной о. Сахалина, маяк Анива сегодня являет собой печальное зрелище, пугающее пустотой, и пронзительными криками обитающих здесь птиц.