Последние полтора года в отелях Мурманска резко возросло количество конфликтных ситуаций, когда гости при поселении пытаются предъявить только загранпаспорт. Хотя по закону по нему можно селить только тех, кто постоянно проживает за рубежом.
Подробнее об этом рассказал колумнист Nord-News Андрей Милохин:
«В некоторых случаях гости после долгих препирательств всё-таки предъявляют паспорт РФ, в некоторых случаях им присылают копию документа, подтверждающего их проживание в другой стране. Но не редко приходится отказывать в поселении, чтобы не получить штраф от миграционной службы. Злые языки утверждают, что такие гости вполне себе благополучно селятся потом в маленьких хостелах или на квартирах, где строгие руки ФМС до них не дотягиваются.
Вскоре стало понятно, почему резко увеличилось количество гостей, путешествующих в Мурманск с одним только загранпаспортом. Ведь Мурманск превратился в своеобразную форточку в Европу и в мир после фактической остановки многих международных авиаперелётов. Летать из Москвы и из других крупных городов в Европу напрямую стало невозможно. Вот и остался маршрут через Стамбул с резко подросшим ценником или через менее удобные по состыковкам, но тоже подорожавшими, Ереваном и Тбилиси. А ещё есть Мурманск, от которого 2 часа на автотранспорте до Норвегии, которая, в отличии от Финляндии, разрешает гражданам РФ с шенгенскими визами пересекать границу.
Вот и появился для мурманских отелей и автоперевозчиков новый сегмент рынка. Особенно на себе это почувствовал наш отель «Park In by Radisson Полярные Зори», так как на первом этаже находится офис транспортной компании, у которой каждый день в 6:50 утра от отеля стартует рейсовый автобус Мурманск-Киркенес. А уже из аэропорта Киркенеса обладатели шенгенских виз разлетаются через Осло во все города Европы и мира.
Когда император Николай II принимал решение построить железную дорогу на Кольский полуостров и основать новый город-порт на берегу Северного Ледовитого океана, главным аргументом была необходимость прорубить новое окно в Европу, в Америку, во весь мир. Ведь то окно, которое когда-то прорубил в Европу его предок Пётр Первый, в годы Первой мировой войны было почти полностью заколочено, т.к. торговые пути в Балтийском море контролировались военными кораблями кайзеровской Германии. Вот так и был в 1916 году основан последний город в истории Российской Империи - город Романов-на-Мурмане.
После Октябрьской революции он был переименован в Мурманск, но по-прежнему оставался важным окном в мир. А со временем превратился ещё и в ворота в Арктику, т.к. именно здесь разместилась база атомных ледоколов, и отсюда начинается Северный морской путь. А в Мурманском Торговом порту можно было видеть торговые корабли со всего мира.
Но по-настоящему окном в Европу Мурманск, пользуясь своим особым географическим положением, стал в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Даже не окном, а широченными воротами, ведь до соседней Норвегии можно доехать на машине за пару часов, а до Финляндии за 4 часа. И туда через Мурманск хлынул огромный поток туристов и не только.
Во-первых, становилось всё легче и легче получать загранпаспорта и визы. Во-вторых, учитывая разницу в уровне жизни, разницу в валютных курсах, ездить в Скандинавию стало выгодным бизнесом. Туда ехали с матрёшками, балалайками и крепким русским напитком для продажи наивным скандинавам, а оттуда везли видеомагнитофоны, телевизоры (с дистанционным управлением!), посуду, одежду и прочее, что с выгодой продавалось дома.
В Мурманск потянулись вереницы больших 40-местных автобусов из многих городов страны вплоть до Урала. На границах с Финляндией и Норвегией из них выстраивались длинные очереди, зимой даже разводили костры для согревания. А центральные площади маленьких скандинавских городков превращались в стихийно-организованные рынки, где встречались западная и советская цивилизации и извлекали взаимную выгоду. Вот такой торговый туризм пропускал через себя Мурманск.
В конце 1990-х годов это явление сошло на нет, а через границы Мурманской области в Скандинавию стали ездить реальные туристы, причём не только в соседние скандинавские страны. Благодаря шенгенским визам через аэропорты норвежского Киркенеса и финского Рованиеми россияне массово и сравнительно недорого стали путешествовать по всей Европе и всему миру. Не хочу сейчас никого шокировать цифрами, но лично помню, как можно было примерно в 2005-2010 годах, проехав 2 часа от Мурманска до Киркенеса и оставив авто на бесплатной парковке аэропорта, слетать за 8 000 рублей по маршруту Киркенес-Осло-Париж-Осло-Киркенес.
Сегодня в 2023 году окно в Европу превратилось в маленькую форточку. Связи между странами резко сократились, визы стало получать сложнее, финское и норвежское консульства в Мурманске закрылись, автомобильные страховки резко подорожали. Поток туристов в Европу через Мурманск сократился, но сохранился. Более того, появился новый сегмент, про который говорится в самом начале этой колонки. Правда с каждым днём появляются всё новые и новые ограничения, и форточка в Европу становится всё более узкой.
Но, будучи неисправимым оптимистом, я верю, что со временем многие соседские связи восстановятся, туристические и деловые потоки в обе стороны возобновятся. И мне даже будет не жалко потерять этот новый сегмент рынка транзитных гостей, если наши сограждане опять смогут спокойно летать в Европу из Москвы и многих других городов страны».