Находясь в Питере поездил на каршеринге на новых китайских автомобилях и решил, по возвращению домой сменю свой автомобиль на что-то дешевое, повыше, на автомате, не седан (строить дачу и что-то возить на седане одно мучение) и обязательно гарантийное.
Поиски подходящего варианта начал еще в Питере (дело было весной, а значит выбор был не велик), т. к. позволяло время, чтобы при возвращении на Урал можно было сразу идти автосалоны с конкретными запросами.
В Питере зашел в Салон Чери — стоят 3 машины, менеджеров нет, все машины посмотрел, думал уже уходить, но тут подошел молодой человек, стал рассказывать про варианты покупки и какую цену может предложить. Я ему сказал, что рассматриваю четыре варианта: наличные, наличные кредит, наличные тред-ин, наличные трейд-ин кредит, все зависит от того, какой вариант будет мне более выгоден. Менеджер стал говорить, что с наличкой скидок не будет, а при других вариантах будет скидка около 100 т.р. и тут же задает мне вопрос по какой схеме буду покупать, а что именно и когда я буду покупать его не интересовало?
Менеджера интересовало только то, что я что-то у него покупаю, при этом о машине (даже о модели, а тем более о ее наличии или готовности ПТС) речи не шло. Говорю, что цены на машины сейчас дикие, надо подумать. Менеджер решил меня проводить, а на улице говорит «Если вас интересует только цена, то можете мне на карту скинуть 30 т.р., а я смогу еще 100 т.р. скинуть при любом варианте, даже с наличкой, выгода получится 70 т.р., а 70 т.р. на дороге не валяются, хотя могу еще и договориться, чтоб вам сигналку бесплатно поставили, по сути та же сотка и получится — ничего не потеряете».
Захожу в Хавэйл. Девушка менеджер говорит, что продают машины только в кредит — сначала получаем одобрение банка, потом бронируем машину, других разговоров не может быть. В кредитном отделе при расчете платежей к кредиту помимо самого кредита и каско включили кучу страховок, всяких «помощей на дороге» и т.д больше чем на 400 т.р. - типо без этого никак. Конечно можно со всеми допуслугами оформить, но потом надо будет долго бегать, чтоб от них отказываться и возвращать деньги, а за это время на эту сумму будут капать проценты.
Звонки в другие салоны показали примерно то же самое — сначала кредит или трейд-ин, а потом, может быть, поговорим о машине.
Возвращаюсь в Екатеринбург.
Захожу в первый салон Чери. Из менеджера надо было вытягивать слова — что есть в наличии, сколько ждать (если нет нужного варианта), сколько стоит и т. д., обозначаю все свои варианты покупки. Менеджер говорит, что есть Тигго 4 и 7. Прошу тест-драйв, менеджер всем своим видом показывал, что не хочет никуда ехать, но потом оформил документы и мы поехали… в тишине, за всю дорогу он пару раз сказал «туда, потом туда», т. е. мы прокатились, но о машине ни слова. Пришлось поехать в другой салон.
Захожу в Хавэйл.
Машин в наличии нет, только под заказ, но с небольшим ожиданием, но если у меня наличка, то могут предложить Джолион, он без пробега, на гарантии, но оформлен на физ лицо и стоит на 100 тысяч меньше от прайсовой цены, но там надо будет сделать небольшое (на 500 т.р. занижение стоимости в ДКП). На мои вопросы о том, что это за автомобиль такой менеджер отвечал очень уклончиво, но потом рассказал, что это его автомобиль, он его купил три месяца назад со скидкой как сотрудник салона, а когда завод в очередной раз поднял цены он его выставил на продажу. Об этом рассказал в другом салоне и оказалось, что это обычная практика — сотрудники со скидкой выкупают ходовые машины, а потом их перепродают имея в кармане за короткий промежуток времени 300-500 т.р.
Зашел в другой салон Чери.
Менеджер был более живой, но разговор строился не на том, какой Чери хороший, а на том, какой Хавэйл плохой и его покупать нельзя, а еще если я сдам им свой автомобиль, то получу скидку 150 т.р. Т.к. я был с автомобилем, то попросил его оценить, а оценщик автомобиль даже не смотрел, взял вин, а через 5 минут вернулся и сказал, что у меня очень хороший автомобиль и он его готов забрать за 230 т.р. Сколько? 230? Т. е., если мы не учитываем скидку на новую машину, то салон у меня забирает мою машину за 80 т.р.? 80 т.р. за машину которая стоит минимум 600?
Тут менеджер стал уже говорить, что не только Хавэйл плохой, но и мой старый автомобиль никому не нужен, я его никогда и за 400 не продам, а тут можно сразу его отдать салону и уехать на новой машине. Оставался один вариант - встать и уйти. Через час звонит этот менеджер и говорит, что (якобы) поговорил с руководством и салон готов выкупить мой автомобиль за 260 т.р. и тут же, не дожидаясь моего ответа, что ждет меня через час с ПТС. Сказал менеджеру, что предложение не интересное и повесил трубку.
На следующий день еду в другой Хавэйл.
Стоит несколько машин, подхожу к одному менеджеру, говорю что интересует две модели, что есть в наличии и какие возможны цены. Менеджер говорит «вот стоят обе модели, смотрите, выбирайте, таблица с комплектациями там на стойке, когда с выбором определитесь подойдете». Подошел к машинам, стою и смотрю на них. А что на них смотреть? Я уже их 10 раз смотрел. Тут же подходит другой менеджер и начинает разговор так, как он должен начинаться — с выявления потребности.
Менеджер поинтересовался для чего (и для кого) покупаю автомобиль, что мне от него нужно, а что считаю лишним и т. д. Потом говорит, что мне, по моим запросам, больше подходит такая-то модель, в такой-то комплектации и с таким-то двигателем. Потом все рассказал и показал на выставочной машине что у меня будет (не говоря того, чего не будет), как это все работает, рассказал об обслуживании и гарантии на автомобиль, предложил тестовую поездку. После того как у меня уже был сделан выбор, мы начали вести разговор о цене, торгуясь в обе стороны. Была сделана базовая скидка, типовой набор подарков от салона, но есть еще скидка 100 т.р. за трейд-ин — попросил оценить мой автомобиль. Пришел оценщик, померил толщину краски, спросил о комплектации и установленном допоборудовании и ушел. Сижу с менеджером, тот сказал, что обычно оценщик говорит цену через 5-10 минут. Но ни через 10, ни через 20 минут оценщик не вернулся. Идем к нему, а его нет на месте, менеджер ему звонит на сотовый, а его телефон звонит в тумбочке стола, другие сотрудники не знают где он. В итоге он вернулся через 40 минут, оказалось, что он подумал, что нам не срочно надо сделать оценку, поэтому он пошел на обед, в итоге прождав почти час я услышал цену 420 т.р., это не устроило, даже с учетом скидки на новый автомобиль. Менеджер попросил меня пару минут и убежал в стеклянный кабинет руководителя отдела продаж, потом вернулся и говорит, что раз очень долго ждали оценку и ожидание было напрасным, то салон скидку еще 50 т.р. и закатают весь передок пленкой, только за ней надо будет приехать позже, т. к. мастера приходящие и у них большая очередь.
Изначально именно покупку автомобиля хотел оплатить монетами, но пришлось их менять на купюры (Как я сдавал мелочь из банок в банки без комиссии. Долго, грустно и очень тяжело).
Свой старый автомобиль продал на следующий день после покупки новой машины за час за 650 т.р. - лишнее подтверждение того, что если у вас хороший автомобиль (по сравнению с аналогичными), то сдавать его в трейд-ин нет никакого смысла, даже в обмен на скидку.
Таким образом можно сказать, что менеджеры салонов в чем-то похожи на риэлторов, те тоже часто хотят получить деньги и с покупателя и с продавца (в данном случае с работодателя за продажу), часто пренебрежительно относятся к клиенту, принижают другой товар, при этом не могут найти аргументы в пользу своего продукта и да, в первую очередь думают о своей выгоде, а не о том, необходимо клиенту. Также выяснилось, что подобные ситуации присущи не одному-двум городам, а также были аналогичные случаи в Перми, Челябинске, Оренбурге. Возможно виной всему то, что сейчас салоны, на фоне дефицита и неопределенности цен (хотя одна определенность есть — цены меняются каждую неделю в большую сторону), стремятся выжать максимум, а не заморачиваться с клиентом — уйдет один тут же придет другой.
Спустя два месяца после моей покупки одна знакомая просит посоветовать салон, хочет поменять свой автомобиль на что-то новое и не дорогое (не дорогое в современных реалиях). Естественно я дал ей контакты того менеджера, который мне продавал машину, ей тоже понравилось работать с ним. Т.е., как люди передают контакты хороших риэлторов из рук в руки, также передаются и телефоны менеджеров автосалонов.