Найти тему
Музей КАМАЗа

Читая старые газеты. О сборке камских грузовиков в Эфиопии.

С 1 января 2024 года Эфиопия официально станет членом БРИКС… Недавно в СМИ прошла новость о том, что Россия и Эфиопия в ближайшее время планируют запустить грузовые перевозки, а российские автопроизводители рассматривают возможность сборки автомобилей в республике. Сообщалось о том, что КАМАЗ и ВАЗ проявили интерес к строительству сборочных линий.

Необходимо напомнить, что КАМАЗ в конце 1990-х годов- начале 2000-х годов, когда генеральным директором КАМАЗа был Костин Иван Михайлович, предпринимал попытку создания сборочного производства в этой африканской стране.

-2

Известно, что, в декабре 1999 года из Набережных Челнов в Эфиопию была отправлена первая партия сборочных комплектов автомобилей КАМАЗ-53215 (18 штук) и автомобилей КАМАЗ-54115 (12 штук).

Автомобиль КАМАЗ-53215. 1997 год.
Автомобиль КАМАЗ-53215. 1997 год.
Автомобиль КАМАЗ-54115. 1997 год.
Автомобиль КАМАЗ-54115. 1997 год.

Внизу материал из газеты «Вести КАМАЗа» от 1 января 2000 года.

-5

Внизу статья из газеты «Вести КАМАЗа» от 5 февраля 2000 года.

-6
Автомобиль КАМАЗ-54115 на фоне горы Килиманджаро.
Автомобиль КАМАЗ-54115 на фоне горы Килиманджаро.

1 апреля 2000 года без особой помпы в эфиопском городе Мекеле в пуско-наладочном режиме был собран первый грузовик. А в начале мая 2000 года состоялось торжественное открытие завода по сборке камских автомобилей под названием АФРО. В этом была большая заслуга Тарасова Владимира Ивановича – заместителя главного технолога КАМАЗа, руководителя группы камазовских инженеров и доводчиков-испытателей.

-8

Вот как об этом событии рассказывал Пронин Евгений Павлович – заместитель директора ТФК КАМАЗа на страницах газеты «Вести КАМАЗа» от 20 мая 2000 года.

-9
-10
-11

Известно, что уже к январю 2001 года в Эфиопии было собрано более 300 грузовиков АФРО.

Из книги Арсения Замостьянова, Сергея Холодова «КАМАЗ. Путешествие по странам и континентам», изданной в Москве в 2022 году.
Из книги Арсения Замостьянова, Сергея Холодова «КАМАЗ. Путешествие по странам и континентам», изданной в Москве в 2022 году.

В качестве основных моделей выступали автомобили КАМАЗ-53215, -54115, 65115.

Известно также о планах сборки в городе Мекеле и легковых автомобилей ОКА.

Эфиопские партнёры предъявляли строгие требования к качеству автомобилей. Так в протоколе совещания у генерального директора КАМАЗа от 9 января 2001 года читаем о выявленных дефектах.

-13

Причём, проверку для выявления дефектов эфиопы устраивали в два этапа. Первый тест был на 25 километров, второй – на 250 километров и больше по дорогам из песка и щебня.

Мне неизвестно, по какой причине: большого ли количества выявленных дефектов в ходе тестов или низкого качества сборки грузовиков эфиопскими специалистами, но автомобили КАМАЗ не выдержали конкуренцию с автопроизводителями Италии, Японии и Германии, продвигавшими свою продукцию в Эфиопии.

Но уже в феврале 2001 года на совещании у Хамидуллина Игоря Юсцуфовича - и.о. генерального директора КАМАЗа встал вопрос о дальнейшем сотрудничестве с эфиопской фирмой МИЕ, с которой ранее было подписано лицензионное соглашение об организации в Эфиопии совместного предприятия по сборке камских грузовиков.

В тот же год сборка камазовских грузовиков в городе Мекеле была прекращена.

Известен такой факт, что в 2013 году в Эфиопии, когда КАМАЗ получил статус единственного поставщика по программе переоснащения автопарка – WFP (по линии ООН), то на государственном заводе METEC (Metals and Engineering Corporation) была собрана первая (и последняя?) партия автомобилей КАМАЗ-6460 в количестве 100 машин.

Автомобиль КАМАЗ-6460.
Автомобиль КАМАЗ-6460.

Будем следить за тем, каким будет новое сотрудничество КАМАЗа с Эфиопией.