Об одном из них был у меня подробный рассказ на другом канале.
О том, что давно забытое может вернуться даже спустя годы. Что ребёнок может утратить какие-то закреплённые навыки и начать вести себя точно так же, как прежде.
Вы думали, что уже победили. А нет. Приходится всё начинать заново.
Так было у нас со страхами, так было с выбрасыванием из окон вещей, с жеванием одежды. И с надписями на стенах.
Не пишет уже давно, года два точно. Перестал сразу после того случая, как испортил маркером стену в Союзе родителей и нам пришлось делать ремонт: обчищать, заново всё белить, красить.
Но вот вчера в мозгах у сына опять что-то перемкнуло. Он увидел у меня на столе ручку, утащил её - и понеслось.
Появился минут через пять с лучезарной улыбкой. И я бы так ничего и не узнала, если бы он сам себя не выдал, не сказал слово "ниша."
Пошла посмотреть - и точно, свежая надпись.
Самое интересное, что ручки были столько месяцев в свободном доступе. Никто их не прятал. И ничего не происходило. А вчера вдруг вот так.
Странно это и непонятно. И хочется, чтобы это был единичный эпизод. Буду наблюдать.
Второй момент, который меня всегда удивлял: это то, что к особенностям привыкаешь, перестаёшь замечать то, что для других людей кажется странным. И это неудивительно, когда вращаешься большую часть времени в кругу таких же мам и детей.
Со временем даже начинает казаться: "А мой то ещё ничего, орёл. Не всё так страшно. Почти нормальный."
А ты возьми и отправь его и к обычным людям, без особенностей - и всё сразу станет ясно.
Вспомнилось вдруг, когда сын пошёл в техникум, мы перестали ходить на каток "со своими."
На календаре был сентябрь. До зимы далеко. И я решила, что пока будем ходить платно на массовые катания по вечерам.
Сложности начались прямо с порога. Такой огромной толпы я ещё не видела. Человек 30-40, не меньше.
Выстояли очередь, взяли коньки и пошли на лёд. И сын по привычке рванул по полукругу. В круг он тогда не ездил, боялся, всё время возвращался обратно.
И это обратно было "против течения." Все движутся в одном направлении, а он на полдороги сворачивает и всем мешает.
Но я то об этом не знала, что нужно двигаться строго против часовой стрелки.
Мы только со своими ходили, с детьми и взрослыми с овз и инвалидностью, или на открытый каток, где нет никаких правил: хочешь направо, хочешь налево или спиной вперёд и на любой скорости, главное - ни на кого не наехать.
А здесь всё серьёзно. Люди подъезжают, постоянно делают замечание. Сын их не слышит, игнорирует. Я его догнать не могу, на коньках стою неуверенно.
Кое-как докатались. И больше на массовые катания не ходили. Только на улицу или в "свои карантины."
Тут поневоле задумаешься об их пользе.
Теперь о том, что меня совсем расстраивает.
Есть у нас знакомая девочка (девушка) или даже не знаю, как её назвать, но точно не женщина, хотя лет ей уже немало.
У неё аутизм, психологически развилась до среднего подросткового возраста. Живёт с родителями.
В бытовом плане довольно самостоятельная, передвигается по Томску по одним и тем же любимым маршрутам одна.
Несколько раз в год ездит к родственникам в соседний город.
Всегда была очень творческой, увлечённой. Неплохо поёт, играет на разных музыкальных инструментах, любит поезда и всё, что с ними связано.
Делала раньше чудесные мультфильмы о своём увлечении (специнтересе) и выкладывала их на своей странице вконтакте.
А сейчас почти год - тишина. Ни рисунков, ни роликов, ни песен. Ничего нет. И у мамы на странице тихо. Последняя запись о Тане датируется мартом этого года.
Но я всё равно захожу по привычке. А вдруг появится что-то новое. Всегда радуюсь успехам взрослых детей с аутизмом.
Почему ничего не выкладывают, не знаю. Может, сместились приоритеты и прокачиваются сейчас на полную мощность навыки самостоятельной жизни. И стало не до творчества. Не до песен, не до рисунков.
Но на мой взгляд, одно другому не мешает. И причина совсем иная: взрослый ребёнок с аутизмом утратил свой прежний интерес, увлёкся чем-то другим. Или совсем ничем не увлекается.
Да, бывает и так. Когда мой сын был маленьким, он читал. Постоянно сидел с книжкой. Когда научился писать, переписывал целые эпизоды в тетрадь.
Это, кстати, помогло ему выработать стопроцентную грамотность.
А потом вдруг, лет в 13-14, он совсем потерял интерес к книгам. Закрыл их и поставил на полку. Все, кроме учебников. И лет пять в руки не брал.
Даже происхождение слов его перестало волновать. А то ведь было время, когда даже спал в обнимку с этимологическим словарём.
Сейчас опять читает. И это радует. Снова интересуется словами, из какого они пришли языка, что означали.
А тут вдруг перестал рисовать. На время...
Вчера первый раз взял в руки карандаши и фломастеры вне занятий. До этого рисовал только где-то конце весны или в начале лета.
Что это означает? Видимо, изменилось состояние. Ушли страхи, некоторые проблемы, пропала потребность бежать всякий раз за листом бумаги, чтобы упорядочить свою жизнь.
Да и рисунки теперь более яркие и жизнерадостные. Хоть и появляются не каждый день, как раньше.
И это хорошо. Хорошо, что рисует, что снова начал. А то меня уже читатели спрашивают: "А почему только ваши фотографии в публикациях? Где иллюстрации сына?"
Вот уже потихоньку появляются.
И возможно, очень скоро Серафим вспомнит, что давно не снимал кино. Какое-то время очень сильно этим увлекался. Лежат две камеры. Никто их не включает.
А между тем, мне вчера вспомнилось, как я не могла дождаться сына на обед. Дверь в комнату была постоянно закрыта. А под порогам лежал листок: "Не входить. Идёт съёмка."
Несколько лет снимал. Почти каждый день. А потом как отрезало. Последний раз взял в руки камеру перед Новым годом.
Хотя, вы знаете, это ведь уже не про аутизм. И у людей, которых называют нейротипичными, всё то же самое. Редко кто проносит увлечения через всю жизнь. Чтобы так случилось - увлечение должно стать профессией.
А вы замечали какие-нибудь странности аутизма? Может, сталкивались с чем-то необычным в повседневной жизни?