Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 13 сентября в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1501 год. Микеланджело приступил к работе над Давидом
Высеченная из цельного куска мрамора скульптура ветхозаветного героя является одной из вершин искусства Итальянского Возрождения и по сей день вызывает восхищение людей.
Скульптору шел 27-й год, а камень, из которого молодому мастеру предстояло изваять библейского царя, дожидался его около 40 лет!
Когда в XIV веке по поручению гильдии торговцев шерстью Флоренции великий итальянский живописец Джотто приступил к строительству кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, архитектор задумал воздвигнуть его с мраморными статуями на крыше. Давиду предстояло быть одной из них. Но неоднократные попытки сотворить скульптуру ветхозаветного царя получались неубедительными – двухметровые фигуры не впечатляли. Если же сделать большую фигуру из камня, то как ее потом поднять на такую высоту? Может, стоит изготовить Давида из легкого дерева, обить для прочности металлом и выкрасить под мрамор? Над всеми этими вопросами ломали голову не одно десятилетие.
Наконец, флорентийцы понадеялись на мощь новой техники, и в середине XV в. заготовили для скульптуры огромную мраморную глыбу. Но работа сразу не заладилась. Мастера, которым ее заказывали, либо умирали, либо по разным причинам отходили от дела, толком к нему не приступив. В итоге, как утверждает Джорджо Вазари, современник Микеланджело и автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», «ни у кого не хватало смелости взяться за испорченную глыбу мрамора, худо размеченную и отесанную». В этой глыбе «было девять локтей, и, на беду, некий мастер Симоне да Фьезоле начал в ней высекать гиганта, но так плохо, что продырявил ему ноги, испортил все и изуродовал». В итоге попечители собора забросили глыбу на много лет. Случилось это еще до рождения Микеланджело. Все эти годы камень ждал достойного его огранки мастера. И вот Микеланджело принял вызов. Он обратился с просьбой к попечителям собора дать ему шанс, указав на то, что пользы от камня все равно никакой нет.
Микеланджело работал над Давидом два года и четыре месяца «за закрытыми стенами», никому не показывая, что происходит в его мастерской и не прося никакой помощи. Он использовал инструменты, которые ковал сам, а когда те приходили в негодность, сам же их ремонтировал. Когда Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты мраморного исполина. «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит», – утверждал Вазари.
Микеланджело удалось совершить невозможное: превратить огромный кусок подпорченного мрамора в великую скульптуру, хотя на темени Давида и видны следы чужого резца, а на спине кое-где не хватает нескольких миллиметров округлости.
Микеланджело — первый скульптор, который изобразил Давида не после битвы с Голиафом, а перед ее началом, сосредоточенным на предстоящей схватке с великаном. Величавая суровость гармонически сочетается с гибкостью совершенного тела. Легко и свободно стоит Давид на каменистой земле, опираясь на правую ногу и подняв левую руку к плечу, на котором лежит праща – грозное оружие для метания камней, которое сулит гибель противнику. Через секунды Давид рванет пращу, и камень со свистом полетит в Голиафа. Брови героя грозно нахмурены, ноздри расширены, глаза горят, мышцы шеи напряжены. Давид весь сосредоточенность и отвага. Это его узнаваемое выражение принято называть La terribilita.
Высота статуи – 4,1 метра, вместе с пьедесталом – 5,17 метра, вес более 6 тонн! Когда стало ясно, что поднять этого гиганта на крышу собора не получится, статую передали городу. 8 сентября 1504 г. ее установили на площади перед входом во дворец флорентийского правительства. Там она и простояла под открытым небом почти четыре века. В 1873 г. Давида перенесли в здание флорентийской Академии художеств, а на площади установили копию. Копии статуи Давида находятся также в Академии художеств в Санкт-Петербурге и в Пушкинском музее в Москве.
1924 год. Михаил Булгаков сделал запись в дневнике после встречи с представителями общества «Долой стыд!»
Булгаков тогда работал журналистом газеты «Гудок». В тот день в своем дневнике он записал: «Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо «Долой стыд». Влезли в трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась…».
Общество «Долой стыд!» объединяло радикальных советских нудистов и имело отделения в крупных городах СССР. В Москве начиная с 1922 г. проводились вечера Обнаженного тела и голые шествия по улицам. Участники движения исходили из убеждения, что единственным олицетворением демократии и равенства может служить только нагота. Среди членов общества было много молодежи и комсомольцев. На тогдашних комсомольских собраниях всерьез обсуждался «половой вопрос»: может ли комсомолка отказать в нужде своему товарищу по ячейке?
В своих воспоминаниях активный деятель русской эмиграции и один из руководителей Народно-трудовой союза российских солидаристов Александр Трушнович писал:
«В 1922 году я несколько раз присутствовал на выступлениях общества «Долой стыд». Совершенно голый, украшенный только лентой с надписью «Долой стыд», оратор на площади Краснодара кричал с трибуны:
— Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!
Проходя там вечером, я увидел поваленную трибуну, «сына солнца и воздуха» избили. В другой раз мы с женой видели, как из трамвая, ругаясь и отплевываясь, выскакивает публика. В вагон ввалилась группа голых «детей солнца и воздуха», и возмущенные люди спасались от них бегством».
В 1924 г. нарком здравоохранения Николай Семашко заявил о вредных последствиях для здоровья практики хождения без одежды в большом северном городе.
«Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в чистом воздухе, перед или после морского купания полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы – не берег Черного моря. С гигиенической точки зрения такое обнажение и путешествие по улицам – просто глупость, – цитировала наркома газета «Известия».
А в следующем, 1925 г. партия и правительство окончательно определились в отношении к охальникам. Член Политбюро Николай Бухарин, выступая с докладом на XIV съезде ВКП(б), призвал обратить «особенное внимание» на «рост упадочных и полухулиганских кружков», вроде «Долой стыд», определив их как «явление распада».
После этого власти без лишнего шума прикрыли общество «Долой стыд!» и прочие псевдореволюционные объединения.
1965 год. Совет Министров СССР принял постановление о бесплатной выдаче молока рабочим и служащим, занятым на предприятиях с вредными условиями труда.
В то время в стране бурно развивались химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, причем темпы сооружения очередных флагманов индустрии значительно превышали темпы ввода в строй очистных сооружений. Миллионы советских людей ежедневно знакомились с чудесами «большой химии», не имея представления об истинном ущербе для своего здоровья. Укреплять силы трудящихся власти решили бесплатным молоком. С тех пор фраза «Молоко за вредность» стала крылатой.
За рабочую смену вне зависимости от ее длительности каждому рабочему полагалось пол-литра молока. В исключительных случаях и по согласованию с медиками можно было заменить его кефиром, простоквашей, ацидофильным молоком или мацони. Выдавать напиток за несколько смен вперед или вместо него платить деньгами запрещалось.
1975 год. Высоцкого и Влади ограбили по дороге из Бреста в Москву.
В тот день Владимир Высоцкий встретил в Бресте свою французскую жену Марину Влади. «Здравствуй! Кажется, я уже Гамлет», – первым делом поделился он с ней радостной вестью. Это означало, что режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов наконец-то определился с исполнителем главной роли в будущем спектакле. Влади от души поздравила супруга с этим событием, и они отправились на автомобиле Высоцкого в Москву.
К вечеру добрались до Смоленска и, припарковавшись у местной гостиницы, решили здесь заночевать. Но сначала перекусить в гостиничном ресторане. И пока они ужинали, неизвестные злоумышленники вскрыли их автомобиль. Исчезли демисезонное пальто Влади, медвежья шкура, которая должна была украшать квартиру звездной четы в Матвеевском, пара десятков импортных дисков и еще кое-что по мелочи. Высоцкого более всего расстроила пропажа пластинок. К счастью, сумка с документами была при Влади.
Супруги вызвали милицию, хотя в душе мало надеялись, что им помогут. Однако принявший заявление от потерпевших следователь Стукальский воспринял происшедшее как личное оскорбление и заверил, что преступление будет раскрыто в самые короткие сроки. «Но мы утром уже уезжаем», – напомнили ему супруги. «Значит, найдем за ночь», – последовал ответ. Артисты отнеслись к этому заявлению как к шутке. Но этой же ночью им представили для опознания исчезнувшие вещи. Все было на месте: и пальто, и шкура, и даже пластинки, все до единой. В знак благодарности Влади подарила следователю фотографию, на которой она была запечатлена вдвоем с Высоцким, с дарственной надписью.
В 2008 г. корреспондент «Смоленских новостей» решил напомнить читателям о том событии, произошедшем в их городе более 30 лет назад, и отправился за подробностями в милицейский участок. Следователя Стукальского к тому времени уже не было в живых. А его коллеги рассказали, что фотография звездной пары на протяжении всей дальнейшей службы следователя стояла на его рабочем столе. Подпись на обратной стороне фото гласила: «Пъетру с уважением Марина Влади» (именно с твердым знаком, как будто акцент актрисы передался и на написании слов).
Автомобиль Высоцкого был вскрыт профессионально, и никаких следов преступник не оставил. Но вся милиция города была поднята на ноги. Задержать злоумышленника удалось через несколько часов. Уже в сумерках сотрудники патрульно-постовой службы заприметили подозрительного человека с большой сумкой, который передвигался по улице, опасливо оглядываясь. В этой сумке и обнаружилось все украденное добро. После оформления протокольных документов Высоцкий и Влади продолжили путешествие. Имя рядового воришки уже никто не помнит, а вот имена знаменитых потерпевших у всех на слуху и по сей день.
1981 год. Сборная СССР по хоккею впервые в истории выиграла Кубок Канады, разгромив соперников с перевесом в семь шайб
За год до этого, на Олимпиаде-80 в Москве, советская хоккейная сборная под руководством Виктора Тихонова проиграла американской команде, в которой играли даже не профессионалы, а студенты. Но в 1981-м в Монреале в сборной СССР под руководством того же Тихонова выступила лучшая пятерка тогдашнего хоккея: Вячеслав Фетисов и Алексей Касатонов в защите, Сергей Макаров, Игорь Ларионов и Владимир Крутов в атаке. И если учесть, что в воротах стоял легендарный Владислав Третьяк, то шансов на победу не только у канадцев, но и у любого другого соперника практически не было.
До середины матча канадцы еще сопротивлялись: когда Ларионов в начале второй трети матча открыл счет, канадец Кларк Жиль смог забить ответную шайбу – 1:1. Но через пять минут спартаковец Сергей Шепелев принялся расстреливать канадские ворота, и потрясенному вратарю Майку Лью осталось только выгребать из сетки одну шайбу за другой. Матч закончился со счетом 1:8 в пользу советской сборной. Такого проигрыша команда сильнейших канадских мастеров, да еще у себя дома, не знала никогда.
Смотрите также: