Найти тему
Я - деревенская

Школьный поход. Предписания и реальность

"Деревенский дневник" 13 сентября

- Ребята, завтра уроков не будет. Приходите в школу в спортивной одежде и берите с собой обед. Завтра у нас будет поход в лес!

- Уррррра! – школьная линейка взорвалась радостным криком. Мария Сергеевна, директор школы хитро улыбалась. Позже она собрала всех учителей в учительской (я тоже теперь имею такую возможность) и провела инструктаж кто и что будет делать.

- В нашей школе еще с советских времен существует добрая традиция - каждый год в сентябре ходить всем ученикам в ближайший лес. Называется это громким словом «поход», но я бы назвала правильней «прогулка». Потому что это мероприятие совсем непохоже на классический туристический поход. От вас, коллеги, требуется следить за порядком среди детей. По классам я вас распределю. Спортивную часть берет на себя учитель физкультуры и инструктор по спорту.

Не знаю, почему я так ответственно подошла к этому мероприятию, ведь я даже не учитель, а организатор художественного кружка. Мне даже никакого класса не выделили, но помощь в таком деле никогда не помешает. Недавно нашла очень интересный рассказ Дмитрия Спиридонова на эту тему.

«Я классный руководитель 7 «А». Я пообещал своим разбойникам в июле сводить их в поход на озеро.

Директор ухмыльнулся и сказал: - Гы-гы-гы… - а потом сказал. - Ну-ну…

Смысл этого «гы-гы и ну-ну» я пойму гораздо позже. Опытные коллеги советуют готовиться к походу прямо сейчас - на дворе уже Новый год и до июля времени в обрез.

Весь январь читаю СанПины, педагогические руководства и нормативную базу по организации летнего отдыха. Готовлю пакет документов в гороно, МЧС, ЕДДС и управление туризма. Составляю маршрут движения, прогноз погоды на июль, схему построения отряда в пути, схему лагеря с точками для отдыха, питания, сбора и эвакуации, список группы, список ответственных за поход лиц, перечень снаряжения и около ста наименований других документов. И всё равно есть ощущение, что я упустил нечто важное.

В феврале я собираю письменные согласия с родителей и законных представителей учеников, что они не возражают отпустить своего сына (дочь) в дальний и опасный поход к озеру. Никто не может объяснить мне, зачем это нужно, поскольку озеро видно из окна нашей школы и дети носятся туда как сайгаки каждый день.

Март уходит на то, чтобы поставить классу прививки от столбняка, энцефалита, малярии, болотной лихорадки, желтухи, трясухи, синюхи, ковида и полиомиелита. В апреле и мае я комплектую снаряжение для похода, размещаю его список в общем доступе, а также рассылаю по инстанциям для сверки, проверки и утверждения. Разъясняю каждой собаке цели и задачи похода: общение с живой природой, воспитание командного духа, ознакомление с родным краем…

Эти цели нам пришлось выдумывать всем классом. Раньше я и не думал, что банальный школьный поход преследует столько глобальных задач. И всё равно есть ощущение, что я упустил нечто важное.

Директор разрешает мне взять минимум багажа и бумажек. Но тут же предупреждает, что на случай ЧП у меня всё должно быть под рукой, чтоб ни одна тварь не докопалась!

На каждого ребёнка я беру самый минимум: по огнетушителю, по аптечке первой помощи, по набору для выживания, альпинистское снаряжение, спасательные жилеты, спальные мешки, по 20 литров питьевой воды, по трёхдневному сухому пайку, по тенту от солнца, а также средства от клещей, средства от средства для клещей, средства от средства от средства от клещей, препараты от загара, комаров, пауков, моли и тараканов.

Для багажа придётся нанимать грузовик, потому что школьникам категорически запрещено поднимать что-то тяжелее смартфона. В июне я заказываю в храме молебен, освящаю тропу к озеру, отчитываюсь перед гороно о проделанной подготовительной работе, собираю последние подписи и печати. И всё равно есть ощущение, что я упустил нечто важное. (далее следует описание самого похода)

В общем, жалко мне современных учителей. Но в нашей Боровской школе не стали так уж серьезно подходить к походу. Всё было похоже на то, как проходили походы в нашем детстве.

Утром я подошла к школе одна из первых. На пожухлой траве серебрилась холодная роса, а в бирюзовом небе ярко светило солнце – день обещал быть тёплым. Бабье лето как-никак. Пусть настоящее лето закончилось, но и в сентябре еще много интересного.

Ученики из всех классов потихоньку собирались в школьном дворе. Большинство ребят оделись по-простому, чтобы не жалко было замараться в лесу и у костра. Но среди деревенских детей, как райские птички среди сереньких воробушков выделялись «модники» в ярких спортивных костюмах: фиолетовых, кислотно-желтых, салатовых. У некоторых и магнитофоны на батарейках были, из которых звучали современные песни. Вот это здорово! С музыкой всегда веселей.

Когда все ученики и учителя собрались возле школы, физрук провел инструктаж, как нужно себя вести в походе: по лесу на разбегаться, костры не жечь, слушаться учителей. И чтобы никакого алкоголя. Иначе исключение из школы.

Ага, щас! Мелкота, конечно, ничего такого с собой не брали, но по хитрым физиономиям старшеклассников было ясно, что им на все правила наплевать.

И вот, все подготовительные моменты пройдены. Учителя детей по головам пересчитали и мы шумно, весло, с музыкой двинулись в лес.

Шли недолго, всего час. Наш «походный лес» на Колунинском озере находился в паре километров от села. Светлый осенний березовый лесок с вкраплением сосёнок, а в центре ярко-голубое озеро, в обрамлении рыжих лиственниц. Великолепная картина!

Как только пришли, в лесу каждый класс сразу расположился особняком, сначала устроили пикники на полянах. Все выложили на общий стол, что принесли с собой. Пирожки и сало, вареные яйца и соленья, разные снеки и шоколадки. И много газировки!

После того, как все немного перекусили, физрук и другие учителя выдали каждому классу пакет с заданиями и картой. И началась Игра!

Ребята бегали по лесу, как заполошные, искали спрятанные сокровища, проходили сложные испытания на сноровку, силу и находчивость. То нужно забраться на высокое дерево, а оттуда спрыгнуть с тарзанки, то построить шалаш для класса, то перевязать «раненых». Задания были хоть и сложные, но настолько интересные, что никто не роптал. Дружно проходили все испытания, поддерживали отстающих, даже помогали другим классам.

К обеду всем дали передышку. А когда все подкрепились, то все дружно пошли гулять по лесу. Я тоже не стала сидеть на месте, и пошла в соседнюю берёзовую рощу, хотела найти там лисички (есть у меня приметное место). Лисичек не нашла, зато увидела, как один класс устроил себе привал возле двух шалашей. Оказалось, что летом здесь несколько ребят построили шалаши и даже ночевали в лесу. Вот это я понимаю поход!

Возвращаясь назад к своему классу, я увидела в лесу несколько влюблённых целующихся парочек. Ну, это классика! Порадовалась их молодости и влюблённости.

Мне нравилось ходить по осеннему лесу, слышать шуршание опавших листьев, находить грибы и разные замшелые коряги. Мне казалось, что под этими корягами живут сказочные гномики или эльфы. И они сейчас наблюдают за громкими человеческими детёнышами, пришедшими в их зачарованный лес.

Вечером, когда уже немного начало темнеть, учителя развели большой костер на главной поляне. Дрова для этого костра мы собирали всей школой. Получился высокий шалаш, который в полумраке осеннего заката вспыхнул пламенем до небес. (Конечно, рядом стояли учителя с огнетушителями на всякий случай).

Но это было невероятное зрелище! Волнительное и ошеломляющее!

Потом, когда уже костер стал затухать, мы сидели в темноте возле него и физрук играл на гитаре, а учителя пели всем знакомые песни. И мы хором им подпевали. Конечно, не обошлось без «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

И мне отчего-то было радостно и грустно одновременно. Этот тёмный лес, искры догорающего костра, взмывающие в черное небо и сливающиеся со звездами. Все это было, и как будто не было. Как будто это был сон, который закончится и будет только приходить в воспоминаниях…

Продолжение читайте здесь

Меня зовут Ольга Усачева. Это 85 глава художественной повести "Деревенский дневник". Все опубликованные главы смотрите здесь