Найти тему

ТЕХНИКИ ПЕРЕГОВОРОВ В ПРОДАЖАХ

Оглавление

При продажах желание компании продать больше желания клиента купить. Из-за этого дисбаланса продавцам сложно реализовывать планы компании, приходится идти на уступки, подстраиваться под условия клиента и т. д. В случае переговоров желание компании продать и желание клиента купить равнозначны, стороны являются партнерами, которые стремятся к заключению взаимовыгодного соглашения.

Задача менеджера по продажам – превращать продажи в переговоры. Для этого используются различные техники ведения переговоров, призванные показать клиенту выгоды сделки и сотрудничества с вами.

ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ И ПРОДАЖ

-2

Но прежде чем переходить к техникам, учтите общую последовательность ведения переговоров – пять этапов продаж:

  1. Установление контакта.
  2. Выявление потребностей.
  3. Презентация.
  4. Работа с возражениями.
  5. Закрытие сделки.

В сфере В2В продажи реализуются через телефонные переговоры, иногда на личных встречах. Очень важно удерживать интерес клиента и «не сливать» компанию, т. е. не идти на уступки и настаивать на условиях, выгодных для обеих сторон.

В случае телефонных звонков менеджер должен успеть заинтересовать клиента (если он не «теплый» и не «горячий») в первую же минуту, поскольку собеседник в любой момент может бросить трубку.

УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА

Любые переговоры необходимо правильно начать. Установление контакта по телефону строится с помощью вербальных и паравербальных техник:

  • техника «Крюк ясности» – кратко сообщаете, кто вы, откуда и с какой целью звоните; клиент будет доверять вам больше, если получит представление о вашей персоне; и, наоборот, собеседник сохраняет настороженность, когда продавец не сообщает, откуда вышел на него, и вообще не разъясняет достаточно четко, какую компанию и продукт представляет;
  • Small Talk – эта техника предполагает вопрос или замечание на отвлеченную тему, не относящуюся к продажам; варианты Small Talk: замечание о погоде, о новости, которая бурно обсуждается в обществе, неожиданный вопрос «Как у вас настроение?» и т. п., либо по профессиональной деятельности, бизнесу клиента, анекдот и пр.; задача не в том, чтобы отвлечь клиента, ведь он понимает, для чего вы звоните, а в том, чтобы сместить тон беседы на более доверительный и живой;
  • правило комплимента – сделайте клиенту ненавязчивый и объективный комплимент; объективный – то есть за реальные заслуги, а не просто безосновательная отторгающая лесть; комплиментом могут быть похвала, благодарность; акцентируйте внимание на деловых и профессиональных качествах клиента, а не на личности; правило комплимента можно соединить с техникой Small Talk;
  • назвать клиента по имени, минимум, три раза – о том, как приятен человеку звук собственного имени, написано много работ, и использовать этот факт в переговорах тоже нужно.

Эти техники являются универсальными. Каждый менеджер должен адаптировать их под свою работу, под клиентов и скрипты, которыми руководствуется при контакте с покупателем. К ним требуется подключать и паравербальные техники – уверенный позитивный голос, активное слушание, избегание негативных слов (слов с частицей «не» и фраз с отрицанием), междометия и др.

Пример установления контакта с использованием техник переговоров:

Здравствуйте. Владимир? – Здравствуйте, да. – Владимир, меня зовут Евгений, компания «Стройснаб», вы приобретали наши бетонные изделия в марте. Благодарю за выбор нашей продукции. Я курирую работу нашего отдела постпродажного сопровождения и хотел задать вам буквально два вопроса. Владимир, у вас есть несколько минут?

ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ

После установления контакта нужно достаточно точно определить ценности и нужды собеседника, чтобы сделать ему наиболее выгодное предложение. Для выявления потребностей используются вопросы – открытые, альтернативные, техника СПИН-вопросов.

Пример техники открытых вопросов – задаются два вопроса, о которых можно предупредить клиента еще на первом этапе установления контакта («У меня к вам два вопроса»):

  1. «Вы хотели бы продолжить сотрудничество с нашей компанией?». Если клиент не отказывается, то продолжается выявление потребностей и презентация продукта.
  2. Если клиент отказывается, то задается второй вопрос: «Что мы можем сделать, чтобы вы изменили решение?» или его адаптации («Что мы можем предложить, чтобы заинтересовать вас?» и пр.)

Эффективно работает техника программирования – когда вы по пунктам сообщаете клиенту предстоящие этапы переговоров и спрашиваете о его согласии с таким раскладом. Например:

  1. Владимир, давайте поступим так.
  2. Я задам вам несколько уточняющих вопросов/уточню несколько моментов по вашей ситуации (бизнесу, отделу продаж, помещениям и пр. в зависимости от продукта).
  3. … чтобы подобрать для вас наиболее выгодные условия – обратите внимание, что упор делается на выгоды для клиента, а не для продавца. Более того, клиент понимает, что будет происходить в дальнейшем разговоре и для чего – для его выгоды.
  4. После этого я сделаю вам подходящее предложение.
  5. Если вам все понравится, подойдет предложение, начнем работать. Если нет, то ничего страшного, всегда можно внести коррективы. Хорошо? – обязательно заканчивайте технику вопросом «Хорошо?», поскольку большинство людей по инерции отвечают согласием: «Хорошо, давайте». Также вы получаете право задавать вопросы, а это позволит составить для клиента действительно ценное предложение.

Техника программирования отлично подходит для сферы В2В, в т. ч. для сложного продукта, большого проекта. Ее легко интегрировать в скрипты продаж и адаптировать под конкретные условия переговоров.

Еще одна оригинальная, небанальная техника – принципиальное согласие. Она работает во всех направлениях и вдобавок подходит для продуктов, которые уже у всех есть и добиться конверсии в этой сфере сложно, например, предложение банковских услуг (у всех компаний есть банк, с которым он работает, который его обслуживает).

Как работает техника:

  1. Вы умышленно ведете переговоры к возражению со стороны клиента, что у него уже есть такой продукт.
  2. Задаете вопрос: «Я правильно понимаю, что вы с кем-то уже работаете?» (называете продукт или сферу).
  3. Клиент чувствует вашу адекватность и готовность предложить что-то новое, интересное. Отвечает утвердительно, что, действительно, уже работает с другой компанией.
  4. Задается вопрос на принципиальное согласие: «Скажите, пожалуйста, вы принципиально только с этой компанией будете сотрудничать? Или, если мы сможем подобрать наиболее интересные условия (тарифы, сроки, ставки и т. д.), готовы будете рассмотреть наше предложение?».

Большинство клиентов после такой формулировки альтернативного вопроса отвечают согласием: «Давайте, расскажите, что вы можете предложить», и вы в итоге получаете согласие собеседника дальше выстраивать с ним диалог. А если бы здесь применялись банальные переговоры с прямым предложением продукта, клиент ответил бы, что ничего не нужно, у него все есть, и на этом беседа завершилась бы.

Для выявления потребностей можно использовать СПИН-вопросы, которые задаются по алгоритму. Благодаря технике СПИН в голове клиента зарождается осознание проблемы, понимание своей потребности в предлагаемом продукте. Какие вопросы используются в этой технике:

  1. Ситуационные – вы выясняете ситуацию клиента. Спрашиваете, как он осуществляет деятельность на текущий момент.
  2. Проблемные – вы находите в его ситуации проблему и спрашиваете о ней без утверждения. Например, клиент пользуется старой аппаратурой, которая удовлетворительно работает. Вы спрашиваете, как часто случаются поломки, сколько времени и средств затрачивается на ремонт и пр.
  3. Извлекающие – вы спрашиваете о негативных последствиях проблемы. Например, какие убытки и потери простои и поломки несут для бизнеса, как это сказывается на сроках поставки, отношениях с контрагентами и пр.
  4. Направляющие – вы спрашиваете о положительных последствиях при замене старого продукта на новый. Например: «А если вы пользовались…, то…?» и т. п.

РАБОТА С ВОЗРАЖЕНИЯМИ

-3

Если потребность клиента определена неверно или контакт установлен неправильно, то он ответит возражением. Менеджер обязан знать техники отработки возражений, поскольку возражения – неотъемлемая часть переговоров.

Для отработки возражений можно использовать заранее заготовленные шаблоны либо работать по алгоритму. Алгоритм строится в последовательности:

  1. Присоединение.
  2. Актуализация.
  3. Мягкое согласие.
  4. Аргументация.

Работа на опережение. По каждому продукту, компании всегда есть специфические возражения, которые чаще всего озвучивают клиенты. Зная о них, предвосхитите возражение собеседника и обоснуйте свою позицию. Если у вас продукт премиум-класса и главное возражение клиентов «Дорого», то в переговорах опередите клиента: «Иван Иванович, возможно, у вас возникают вопросы по цене…» и дайте обоснование цены.

  1. Настойчивость. Когда клиент говорит «нет», это не повод ретироваться. Будьте учтиво настойчивым и отрабатывайте возражения, даже если их будет 4–5. Как правило, после аргументации каждого возражения достигается какой-то прогресс в переговорах и клиент смягчается.
  2. Не ухудшайте свою позицию. Если клиент говорит «дорого», не нужно сразу уступать и давать скидку. Используйте слово «если» – главное слово в переговорах. Например: «Да, я могу согласовать с руководством дополнительную скидку для вас, если вы приобретете большой пакет/крупную партию» и подобные встречные условия, улучшающие условия сделки.
  3. Альтернатива. Бывают возражения, после которых возникает тупик, клиент не готов двигаться дальше или по каким-то объективным причинам не может согласиться на сделку. Для таких случаев у вас должна быть альтернатива – другое предложение, желательно, чтобы эта альтернатива была беспроигрышная для клиента, чтобы ему было невыгодно отказываться от нее.
  4. После отработки возражений не молчите. Используйте разные способы закрытия разговора на сделку или другое целевое действие с обратной связью. Важно избегать ситуации, когда клиент, несмотря на правильную отработку возражения, ответил «хорошо, я подумаю». Сразу предложите ему дальнейшие действия – рассмотреть коммерческое предложение или хотя бы продублировать информацию по продукту на его мессенджер и пр.