Найти тему
История и культура Евразии

Иосиф Виссарионович Сталин - деятель революции

Где думаете кипела жизнь в Российской империи в начале XX века? В столицах, Сибири, или в прибалтийских дюнах. А может Средней Азии? Не-а-а! Жизнь кипела всеми цветами радуги в Баку - центре нефтедобычи.

Мир входил в эпоху дизеля. Поставщики топлива могли диктовать любые цены. У них в руках дешевая рабочая сила и транспортные возможности. Транспортные возможности вскоре заберет государство, а вот рабочую силу социалисты-революционеры.

Ленин особое внимание обращал на Баку. Он чувствовал здесь возможность получить доступ к широким рабочим массам и большим деньгам. Баку поставлял 50 % мирового тоннажа углеводородов.

Именно здесь и произошла первая успешная стачка в России.

Нефтедобыча в Баку полностью сломала местный уклад. Сотни тысяч рабочих из местных и приезжих как проклятые трудились на нефтедобыче, получая не больше рубля в день за 12-15 часов труда в нечеловеческих условиях. Жили в ужасающих условиях, не доедая, и не имея возможности дать своим семьям достойное обеспечение.

В Баку было две рабочие организации:

  • ячейка РСДРП
  • профсоюзная «Организация Балаханских и Биби-Эйбатских рабочих»

Теперь надо сказать о самом неприятном, что обычно не любят вспоминать в своих мемуарах революционеры всех мастей. Обе ячейки активно сотрудничали с местными промышленниками Нобелями, Ротшильдами и Манташевыми. Те давали им средства на революционную деятельность и просили оказать услуги.

Одной из услуг была организация стачки. Удивляться не надо, откуда вы думаете пришла фраза "Нет такого преступления на которое не пойдет капиталист ради прибыли"? Ее сказал британский деятель профсоюзного движения Томас Даннинг. А потом повторил Карл Маркс.

Склады затоварились нефтепродуктами, цены на них резко понизились. Вот и нужна была остановка производства, чтобы цены взлетели.

На предложение промышленников согласилась «Организация Балаханских и Биби-Эйбатских рабочих», которую возглавлял бывший социал-демократ Илья Шендриков.

Стачка началась 13 декабря 1904 года и тут ленинцы поняли, что она явно успешна. Вначале понимая, что промышленники просто используют возмущение рабочих для получения сверхприбыли отказались от ее проведения. Но стачка стала расширяться и ленинцы во главе с дворянским сыном и грузином-мусульманином по нации Прокопием Джапаридзе получила указание от Ленина включиться в нее. Выгоды были очевидны - партии нужны средства. А промышленники, испугавшись размаха стачки, которая затянулась и начались поджоги вышек были готовы платить любые деньги, чтобы она прекратилась.

Забастовщики у конторы нефтепромышленного общества «Олеум»
Забастовщики у конторы нефтепромышленного общества «Олеум»

Участие Сталина в стачке зафиксировано именно с этого периода. Перед ленинцами стояла очень тяжелая задача - переубедить рабочих стать под знамена РСДРП. И не просто так - надо было прекращать стачку. Разъяснять рабочим, что стачка служит только прикрытием для хищников-промышленников и связанных с ними профсоюзов. И что рабочим надо выходить на работу. Но добиваться не мелких подачек от буржуев типа повышения зарплаты на 20 копеек. А вообще уничтожения существующего строя и готовности взять власть в свои руки.

Именно тогда Сталин проявил себя. И высветился для жандармской агентуры. Переубеждает рабочих вместе с другими своими товарищами. Часть рабочих соглашается с доводами марксистов и выходит на работу. Их объявляют штрейкбехерами. Но им все равно. Они осияны светом понимания классовой борьбы.

Концовка стачки стандартна - промышленники убоялись, что их планы раскрыты и пошли на подписание первого коллективного договора в империи между рабочими и владельцами нефтяного бизнеса. Ну а большевики получили крупную сумму денег на свое содержание.

  • В общем, все довольны!

Именно тогда о Сталине и узнали в верхах. Ведь сам Ленин с неослабевающим внимание следил за стачкой. Имя Сталина на слуху.

Пока Сталин с головой окунулся в рабочее движение Троцкий устал от томительного сидения в тюрьме, а потом пребывания в ссылке. Он окончательно понял что ничего в этом романтичного и интересного нет. Что интересно Сталин понял это и без отсидки. Но таков уже был Лев Бронштейн - ему все надо было попробовать самому. Как ему пришлось в ссылке узнаем на канале коллеги "Немного историк".