Найти в Дзене
ГалопомПоЕвропам

«Эта женщина – его отец!» Настоящий испанский стыд в пронзительной истории от гениального Педро Альмодовара

Оглавление

Экзотические страсти, маргиналы всех мастей, трансгендерные женщины, сливки театральной богемы и прочие эпатажные персонажи, среди которых самая «нормальная» – беременная монахиня, в картине, проповедующей семейные ценности? Ничего удивительного, это же Альмодовар!

«Всем актрисам, которые играют актрис, всем женщинам, которые играют; всем мужчинам, которые играют и превращаются в женщин; всем тем, кто хочет стать матерью; моей матери».

Это посвящение звучит в последних кадрах фильма «Всё о моей матери» испанского режиссёра, заслуженно получившего прозвище Enfant terrible (буквально – «ужасный ребёнок») мирового кино.

А начинается картина с ленты энцефалограммы. Она пуста, тоненькие «ножки» перьев, фиксирующее реакции головного мозга на электрические импульсы, неподвижны: сердце пациента ещё бьётся, но его мозг умер…

-2
«Всё о моей матери» (исп. Todo sobre mi madre). Режиссёр Педро Альмодовар, кинокомпания El Deseo S.A., 1999. В роли Мануэлы Колеман Сесилия Рот, в роли Эстебана Элой Асорин
«Всё о моей матери» (исп. Todo sobre mi madre). Режиссёр Педро Альмодовар, кинокомпания El Deseo S.A., 1999. В роли Мануэлы Колеман Сесилия Рот, в роли Эстебана Элой Асорин

Мануэла – медсестра отделения реанимации мадридской больницы Рамона-и-Кахаля и мать шестнадцатилетнего Эстебана, который мечтает стать писателем и больше всего на свете хочет узнать, кто его отец. В день своего рождения он погибает на её глазах, пытаясь после спектакля догнать уезжающий автомобиль чтобы получить автограф Дымки Рохо – актрисы, исполняющей роль Бланш Дюбуа в постановке пьесы Теннесси Уильямса «Трамвай Желание».

И вот уже Мануэла, ещё недавно участвовавшая в съёмках социального ролика о трансплантации, сама оказывается на месте тех, кому когда-то сообщала о смерти родных и спрашивала их согласия на пересадку органов умершего: теперь сердце её сына будет биться в груди другого человека. А она отправится в Барселону, чтобы исполнить желание Эстебана и разыскать его «блудного» отца…

-4
Сестра Роса – Пенелопа Крус
Сестра Роса – Пенелопа Крус

Признаюсь, до сих пор мне не приходилось рекомендовать к просмотру фильм более неоднозначный, и я предвижу весь спектр реакций: от чистого восторга до яростного отторжения. Тем не менее, моё намерение неизменно, поскольку я уверена, что это очень хорошее кино. Большое кино. Настоящее кино: о вечных ценностях, любви, прощении, осознании ошибок, самоотречении и воскрешении – через боль, сострадание и помощь ближнему.

Могу ошибаться, но мне кажется, один из замыслов режиссёра – показать «на контрасте» с человеческими пороками, непоправимыми ошибками, заблуждениями и страстями, что вечное всегда остаётся вечным. Что перед лицом горя, смерти, как и перед ликом любви, все равны, какими бы разными ни были. Очень понравилась формулировка в одной из прочитанных мною рецензий: герои – «все невероятно симпатичные своим несовершенством люди».

В роли Аградо («Радость») Антония Сан Хуан
В роли Аградо («Радость») Антония Сан Хуан
-7

«Что у меня настоящего – так это чувства и литры силикона», – говорит жрица любви по имени Аградо (Радость). Непостижимым образом Альмодовару удаются две вещи: заставить актрис не играть, а проживать в кадре совершенно реальную жизнь, и побудить зрителя избавиться от предвзятости, осуждения, снисходительного порицания – всем сердцем, искренне сочувствуя и сопереживая.

«Для испанцев моего поколения, как, впрочем, и для всех других поколений, чувство вины лежало в основе воспитания. В Ла-Манче подобное воспитание разрушило огромное количество жизней, это было наказанием для многих людей. Но через год после того, как закончилось мое пребывание среди священников, я снова обрел собственную природу, которой чувство вины чуждо. Я осознаю свои ошибки, но не раскаиваюсь в них».

Педро Альмодовар

-8
Радость – мой любимый персонаж, источник позитива и кладезь юмора. Её монолог-импровизация на театральной сцене – это шедевр!
Радость – мой любимый персонаж, источник позитива и кладезь юмора. Её монолог-импровизация на театральной сцене – это шедевр!

Главным объектом режиссёра всегда была и остаётся женщина во всех её ипостасях и проявлениях: непорочная дева, сестра-утешительница, мятущаяся женщина на грани нервного срыва, женщина-актриса, женщина-мать. И фильм «Всё о моей матери» – это ода Альмодовара женщине, ода материнству, глубине и красоте женственности, великому труду – быть женщиной.

«В Испании, особенно в деревнях, любят возводить алтари. Над алтарём всегда развешивают образа, которые помогают людям, поддерживают их в трудную минуту и позволяют им чувствовать себя не такими одинокими. Моя мать, например, больше всего поклонялась образу Кармельской Девы, а я вот – образу Мэрилин [Монро], но суть та же».

Педро Альмодовар

Сюжет цикличен и развивается по принципу тройной спирали: в молодости Мануэла играла Стеллу Ковальски в любительском спектакле «Трамвай Желание»; на этот спектакль она идёт вместе с сыном в его последний день рождения, и снова выходит на сцену в роли Стеллы через двадцать лет, устроившись помощницей к Дымке Рохо по приезде в Барселону.

-10
В роли актрисы Дымки Рохо Мариса Паредес
В роли актрисы Дымки Рохо Мариса Паредес

«Трамвай Желание» переехал мою жизнь», с глубокой горечью говорит она. И, если вдуматься, все героини – Дымка Рохо, её истеричная возлюбленная Нина, бесхитростная и доверчивая сестра Роса, бесшабашная и добродушная Радость, даже насквозь порочная Лола – воплощения и образы прекрасной, наивной, обманутой, сломленной горем, отверженной Бланш Дюбуа.

Эстебан – погибший сын Мануэлы. Его отца, от которого Мануэла сбежала, узнав, что беременна, тоже зовут Эстебан. Этот обладатель пышной груди внушительного размера и замашек настоящего мачо, называющий себя Лола – отец ребёнка сестры Росы, которая умирает при родах. Малыша, получившего имя Эстебан, Мануэла забирает к себе: так воплощается вечный закон продолжения, закон жизни.

В роли Лолы (Эстебана) Тони Канто
В роли Лолы (Эстебана) Тони Канто
-13
-14

Я пересматривала картину многократно «от корки до корки» и люблю в ней всё: великолепный актёрский состав, диалоги, виртуозное сочетание драматизма с искромётным юмором, философской глубины с почти детской непосредственностью и нежной грустью. Кроме того, одно из несомненных достоинств фильма – отсутствие банальностей и штампов.

По заключению маститых критиков, «Всё о моей матери» – «пронзительная история любви, потерь и сострадания». Отдельного восхищения заслуживает музыка, написанная к фильму испанским композитором Альберто Иглесиасом.

Надеюсь, вы отнесётесь к сюжету без предвзятости и так же, как и я, поймёте и почувствуете главный посыл, выраженный американским кинокритиком Роджером Эбертом: «Этот фильм искренне, хоть и парадоксальным образом, выражает и защищает семейные ценности».

-15
В роли матери сестры Росы Роса Мария Сарда
В роли матери сестры Росы Роса Мария Сарда

«Всё о моей матери» завоевал в общей сложности 40 различных призов, в том числе премии «Оскар», «Сезар» и «Золотой глобус», две награды Каннского кинофестиваля (одна из них – за лучшую режиссуру), семь национальных испанских премий «Гойя».

Читайте также:🦅

Это первый фильм Педро Альмодовара, отобранный на конкурс фестиваля в Каннах и восторженно принятый публикой. По мнению критика Андрея Плахова, «если бы каннское жюри не возглавлял чересчур радикальный Кроненберг, Педро Альмодовар наверняка получил бы «Золотую пальмовую ветвь». Его фильм «Все о моей матери» единодушно был признан лидером фестиваля».

-17
-18
-19

«Красный почти всегда присутствует в моих фильмах – не знаю почему. Но можно найти объяснение. Самое необычное, что красный в китайской культуре – это цвет приговоренных к смерти. Это делает его исключительно человеческим цветом, ибо все человеческие существа приговорены к смерти. Но в испанской культуре красный – это цвет страсти, крови, огня».

«Да, женщины сильнее нас. Они чаще непосредственно сталкиваются с проблемами, и по этой причине о них гораздо интереснее говорить. Я не знаю, почему меня больше интересуют женщины, потому что я не хожу ни к каким психиатрам, и я не хочу знать, почему».

Педро Альмодовар

-20
Педро Альмодовар и Пенелопа Крус\
Педро Альмодовар и Пенелопа Крус\

А в заключение тот самый великолепный саундтрек...

Вас может заинтересовать:

Ранее:

ГОРНЫЙ АЛТАЙ. Ороктой и Куюс: у истоков мира
ГалопомПоЕвропам20 мая 2020

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается

-22
-23
-24
-25
-26