Как нам говорили ещё в школе, чтобы погасить то, что горит, нужно либо перекрыть доступ кислорода к источнику пламени (например, накрыв его плотной тканью), либо охладить очаг воспламенения (например, залив водой).
Учитель химии одной из школ Баку Александр Лоран не раз был свидетелем мощных пожаров, которые случались в этом центре российской нефтяной промышленности. И у него, как и у других, постоянно возникала мысль - каким же образом можно обуздать огненную стихию?
Помогла наблюдательность. Как-то в самом начале XX века, в 1902 году, если точнее, сидя за кружкой пива, Лоран однажды подумал: вот же, понимаешь, поверх напитка плавает столько пены, а ведь она, фактически, образуется из этой самой жидкости и очень похожа на то самое одеяло, которым накрывают огонь. А если вспомнить, что каждый пузырёк пены заполнен углекислым газом... Эврика!!!
Лоран тут же начал экспериментировать. Перепробовав множество вариантов, он, как учитель химии, выбрал смесь порошка бикарбоната натрия (соды) и сульфата алюминия: при их смешивании происходило бурное пенообразование. А чтобы пена была устойчивой и не опадала, он добавил туда и немного экстракта лакричного корня - солодки (Glycyrrhiza).
Получилось просто замечательно: демонстрируя результаты своего творчества коллегам, Лоран залил в яму некоторое количество нефти, поджёг её, а затем бросил туда ёмкость со своей смесью. Хлопья пены моментально закрыли горящую массу и огонь исчез.
Окрылённый успехом, химик выступил на заседании Российского пожарного общества с докладом об эффективности изобретенного им метода тушения горючих жидкостей. Разумеется, из этого следовало, что и обычные пожары тоже можно тушить тем же способом.
Конечно же, пену нельзя было хранить в готовом виде, а смешивать порошки с водой в резервуарах было весьма неудобно, особенно во время пожара. Поэтому в конце 1904 года Лоран разработал конструкцию первого в мире пенного огнетушителя и запатентовал свой волшебный состав под названием ЛОРАНТИНА (догадайтесь с трёх раз, почему).
Его изделие было цилиндрической формы с тремя камерами. Две из них содержали водные растворы химических элементов, а третья, расположенная возле клапана, была пустой. Для использования огнетушитель нужно было перевернуть «головой вниз». Растворы смешивались в пустой камере и создавали обильное количество пены, которая затем под давлением подавалась наружу.
Позже появилась и механическая версия огнетушителя, в которой сжатый воздух выталкивал раствор через шланг, образуя пенную струю.
Триумфом химика стала демонстрация своего изделия на международной выставке в Санкт-Петербурге. Его огнетушители под названием «Эврика» с запатентованной пеной ЛОРАНТИНА получили высшую оценку мирового сообщества. А на состязаниях в тушении возгораний, в которых участвовали лучшие разработки того времени, изобретение нашего учителя оказалось вне конкуренции.
К сожалению, у этой истории два финала. Оптимистический - для огнетушителя Лорана, ибо именно эта разработка определила вектор развития всех огнетушителей в мире на целые десятилетия. И пессимистический - для самого автора.
Поначалу всё складывалось вроде бы очень даже неплохо - Лоран перебрался из Баку в Петербург и открыл собственную фирму по производству огнетушителей «Эврика». И вроде бы бизнес шёл неплохо, его изделия охотно приобретали местные брандмейстеры, даже не дожидаясь государственного финансирования. Но внезапно выяснилось, что в Санкт-Петербурге, оказывается, можно гораздо больше заработать с помощью фотографии. Ситуацию усугубил и тот факт, что со стороны государства к изобретению Лорана так и не было проявлено должного внимания. Мол, "вам оно надо - вы и производите, а нам это до лампочки".
В результате Лоран охладел к своим огнетушителям и продал право на производство «Эврики» московскому предпринимателю Густаву Листу, владельцу машиностроительного завода.
А через некоторое время Лист решил внести изменения в конструкцию, и таким образом избавился от ограничений, связанных с патентом Лорана. То есть стал производить огнетушители, не упоминая имя изобретателя. Новая модель выпускалась уже без его участия.
Само собой, появление столь крупного конкурента на рынке лишило Лорана изрядной доли дохода. И в 1911 году он решил окончательно закрыть свою фирму, продал патент немецкой фирме Salzkotten и исчез.
Что с ним стало потом - никто не знает. Ибо очень скоро началась Первая мировая война, и уже стало совсем не до лоранов. Хотя изделия его как раз были очень востребованы. Но - такова жизнь...
Что же касается сведений из биографии, то известно следующее.
Александр Георгиевич Лоран (1849 - 1911) - русский изобретатель, педагог, химик.
Родился в Кишинёве, Бессарабская губерния, в семье обрусевших французов.
Окончил Ришельевский лицей в Одессе, затем Политехнический институт в Санкт-Петербурге, после чего решил продолжить обучение в Париже.
Вернувшись в Россию, проработал некоторое время учителем в Баку.
В 1906-1908 годах Лоран владел фотоателье на улице Большая Зеленина, д. 16, с 1909 года - на улице Колпинской, д. 27.
А что было потом - туман.
P.S. Стоит отметить, однако, что и до Лорана было сделано немало интересных изобретений примерно в том же направлении. Например, в конце 19-ого века, инженер Карре в Париже запатентовал кислотный огнетушитель под наименованием «Excelsior». Принцип работы был очень похожим: при пожаре разбивалась стеклянная колба (капсуль/капсула) с серной кислотой, которая вступала в реакцию с водяным раствором соды в огнетушителе, вследствие чего, вода подавалась, под давлением, через сопло и насадок огнетушителя в очаг возгорания. Однако в этом изделии ставка делалась именно на воду, а у Лорана - на пену. Почувствуйте разницу.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!