Найти тему
44,5K подписчиков

Не дань моде, а необходимость: Минск расширяет использование электротранспорта

На дорогах столицы с каждым годом заметно растет число электробусов и троллейбусов с автономным ходом. Пассажирский электротранспорт продолжает завоевывать симпатии горожан.

На дорогах столицы с каждым годом заметно растет число электробусов и троллейбусов с автономным ходом. Пассажирский электротранспорт продолжает завоевывать симпатии горожан. Как зародилась и будет развиваться эта инфраструктура далее, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

На дорогах столицы с каждым годом заметно растет число электробусов и троллейбусов с автономным ходом. Пассажирский электротранспорт продолжает завоевывать симпатии горожан.-2

В Минске 2 111 подвижных единиц общественного транспорта. Из них 93 электробуса, 132 вагона трамваев, 712 троллейбусов (25 из них с увеличенным автономным ходом), 1 174 автобуса, на трех линиях метро в часы пик используется 316 вагонов. Это колоссальный живой динамичный организм, который работает изо дня в день, в том числе по выходным и праздникам, — рассказал директор предприятия «Столичный транспорт и связь» Юрий Супранович.

В общем объеме пассажирского транспорта столицы доля электротранспорта составляет 46 %. И это весьма неплохой результат, если учитывать, что еще в 2017 г. было всего несколько десятков единиц такой техники, а необходимая инфраструктура только начинала развиваться. На сегодняшний день в республике реализуется программа развития электротранспорта на 2021-2025 годы.

Начало эпохи

В сентябре 2016 г. в Минске были представлены два опытных образца электробусов производства BKM Holding («Белкоммунмаш») — E420 Vitovt Electro и E433 Vitovt Max Electro. Первый серийный экземпляр презентовали спустя несколько месяцев, в конце декабря, однако от своих предшественников он мало чем отличался. Пусть его салон оказался очень похожим на салон обычного троллейбуса, но к неоспоримым достоинствам можно было смело отнести наличие розеток на 220 вольт, USB-разъемы и систему видеонаблюдения. Конечно, основное новшество заключалось в установленном в задней части кузова накопителе. Специалисты объясняли: главное преимущество такой батареи в том, что по сравнению с литий-ионными она не теряет мощности, число циклов заряда-разряда превышает 100 тысяч, а полная зарядка занимает всего 5-7 минут.

Регулярное движение электробусов по двум троллейбусным маршрутам — № 43 и 59 — запустили в мае 2017 г.

Горожане быстро к ним привыкли. Сегодня пассажиров доставляют до пункта назначения уже больше 100 единиц экологичной техники. В течение дня в среднем такой транспорт перевозит порядка 50 тыс. человек. Планируется, что к 2025 году в Минске появятся еще 300 новых электробусов отечественного производства.

Глава государства не раз подчеркивал: развитие электротранспорта — это не дань моде, а необходимость. Ведь его использование решает сразу несколько проблем, связанных и с влиянием на окружающую среду, и с потреблением энергоресурсов.

На дорогах столицы с каждым годом заметно растет число электробусов и троллейбусов с автономным ходом. Пассажирский электротранспорт продолжает завоевывать симпатии горожан.-3

Непрерывное обновление

Постоянное обновление городского транспорта — один из тех вопросов, который всегда будет волновать его пассажиров. Так, в конце июня во время посещения первым заместителем председателя Мингорисполкома Надеждой Лазаревич филиала «Трамвайный парк» предприятия «Минсктранс» стало известно, что в 2024 году для города планируют закупить новые трамваи.

В BKM Holding созданы модели трамваев с низким полом, — отметила Н. Лазаревич. — Жители Минска постоянно просят увеличить число такого электротранспорта в городе. Это комфортно, удобно и безопасно для всех категорий населения, особенно для мам с детскими колясками, инвалидов и пенсионеров. Нам важно до конца 2023 года внести аванс на приобретение новой техники. Надеемся, что в конце 2024 г. такие трамваи начнут ходить по улицам столицы.

Первый заместитель председателя Мингорисполкома пояснила, что сроки связаны с колоссальной загрузкой производства, так как на предприятие поступает огромное количество заявок на технику для общественного транспорта из России. BKM Holding работает в три смены и даже вынужден передать часть российских заказов МАЗу, чтобы удовлетворить экспортный спрос.

Новые вводные

C самого начала развития пассажирского электротранспорта в Беларуси основными игроками считались МАЗ и BKM Holding. Многие годы они тесно сотрудничают с Национальной академией наук. На Дне электротранспорта, который прошел 9 июня в столице, они представили свои очередные новинки, которые пока еще не встретишь на минских дорогах.

Так, BKM Holding презентовал бесконтактный троллейбус модели 32100D серии Olgerd. Это 30-местная машина с запасом хода 20 км и мощностью электродвигателя 180 кВт.

МАЗ, в свою очередь, представил 22-тонный перронный электробус МАЗ 271Е01 с электродвигателем 105 кВт и запасом хода до 100 км. Пассажировместимость модели — 90 человек, сидячих мест в салоне — от 8 до 14.

Сегодня и другие предприятия решили освоить выпуск пассажирского электротранспорта. Например, в этом году свой первый электробус «Неман-420351-183» с тяговым асинхронным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 125 кВт продемонстрировал Минский завод колесных тягачей. Его собрали на базе серийного микроавтобуса на головном предприятии. От предшественника электробус отличают доработанная электронная часть, укороченный кузов и уменьшенная вместимость салона — 20 мест для сидения.

На дорогах столицы с каждым годом заметно растет число электробусов и троллейбусов с автономным ходом. Пассажирский электротранспорт продолжает завоевывать симпатии горожан.-4

Глобальная стройка

Городская подземка также постоянно развивается.

В конце 2020 г. начали принимать пассажиров первые четыре станции Зеленолужской линии, а на следующий год поставлена задача завершить монтажные работы еще трех, а также ввести в строй электродепо «Слуцкое». Готовность возводимых в настоящее время объектов довольно высокая, но работать есть над чем, — подчеркнул заместитель председателя Мингорисполкома Александр Черников. — Уже заключен договор с генподрядчиком и на строительство четырех будущих станций третьей линии — «Парк Дружбы народов», «Комаровская», «Переспа» и «Профсоюзная». Сейчас ведется подготовка монтажа и запуска щитового комплекса, с помощью которого закрытым способом будут проложены тоннели в центральную часть города.

Самую высокую степень готовности на сегодняшний день имеет «Аэродромная» — порядка 87 %, далее следуют «Неморшанский Сад» — 76 %, «Слуцкий Гостинец» — 52 %, электродепо — 53 %. Планируется, что «Аэродромную» строители покинут уже в конце 2023 года. Работы на остальных объектах намерены завершить весной и летом 2024 г. Затем начнется процесс пусконаладки. Сейчас полным ходом продолжаются чистовая отделка станций, устройство путей, монтаж оборудования.