Сколько долгожителей, ровно столько рецептов качественного долголетия. В этом я вновь убедилась. Судьба этой женщины столь же удивительна, как и она сама. Это почти вековая история, в которой жизнестойкость, трудолюбие и оптимизм – главные спутники Чабахан Созрикоевны ГАЗАЕВОЙ-КУЛАЕВОЙ! Ей есть о чем рассказать, чем поделиться, чему научить младших.
Что уж тут говорить, человек, переживший военные годы, достоин почитания. Она ясно помнит каждый день своей жизни, каждую минуту и каждое мгновение. Так устроена ее память, сумевшая точно сохранить картинки судьбы, которую искренне считает счастливой.
Чабахан выросла в многодетной семье. Ее родители любили своих пятерых дочерей и двух сыновей безмерно, но воспитывали в строгости. Она была старшей из детей и уже в десять лет прочувствовала тяготы военного лихолетья, познала труд на колхозных полях, поняла, что значит быть главной опорой матери, когда отец ушел на фронт.
"Хорошо помню, как с мамой перебирали картофель в колхозе, – говорит Чабахан Созрикоевна. – Мимо со зловещим гулом мчались немецкие мотоциклы. Не забуду, как наше большое хозяйство – коров, овец, домашнюю птицу постепенно забивали фашистские захватчики, как сутками мы сидели в окопах, которые сами же копали. Боялись? Конечно! Вот только больше, чем за себя, я переживала за отца, ушедшего на войну, за маму, не спавшую ночами в страхе за своих детей, и за младших сестер. Я тогда научилась молиться и верила, что все образуется. Когда-нибудь, но все станет на свои места".
В семье Кулаевых не было атеистов, верили они по-особенному, по-своему. До войны и после в доме каждое воскресенье пахло осетинскими пирогами и звучали слова благодарности Богу за хлеб насущный. Возможно, эта сильная вера и честная, незапятнанная дурными поступками жизнь хранила семью многие годы.
Двадцать лет… Возраст, когда хочется мечтать и идти вперед к намеченным целям. К Чабахан один за другим сватались самые представительные молодые люди. О ее статности и красоте, доброй душе и трудолюбии ходила слава и в других районах республики. В спутники жизни девушка выбрала Татари Хаджумаровича Газаева. И ни одного дня не пожалела о том, что прошла с ним рука об руку много лет.
"Мы виделись всего один раз, когда он с моим родственником пришел ко мне на работу, – улыбаясь, рассказывает женщина. – Я тогда работала на консервном заводе, о замужестве даже не помышляла. Когда поняла, что это смотрины, а не молоко сдавать пришли, сурово сказала, чтобы больше мне на глаза не попадались. А как-то ночью увидела сон, что мимо отцовского дома скачут три коня, один из которых меньше других. Из трех сватавшихся ко мне я и выбрала меньшего ростом".
Взаимопониманию в семье Газаевых можно было позавидовать. В то время было не принято показывать открыто своих чувств, но Татари Хаджумарович проявлял свою любовь большой заботой о красавице-жене и всячески разделял с ней все домашние хлопоты.
"Если он видел, что я несу полное ведро, тут же подходил и брал его из моих рук, – не скрывая слез, рассказывает Чабахан Созрикоевна. – За годы совместной жизни он ни разу не проявил неуважения ни по отношению ко мне, ни к детям, ни к моим родственникам. Я трепетно храню память о нем".
…С ранними лучами солнца Чабахан была уже на ногах. Надо и скотину накормить, и огород прополоть, дом обиходить. А вечером – обязательно занятие для души – шитье и вязание. Семья Газаевых большая, дружная. И труды все делились поровну. Но Чабахан все успевала делать. Понимающую сестру и помощницу она обрела и в лице очень светлого и радушного человека – Разеты Андреевны, супруги деверя. Это были очень теплые и искренние отношения двух женщин, которых крепко-накрепко связала ниточка судьбы в семье Газаевых.
В мире и согласии Татари и Чабахан вырастили и воспитали четверых детей – Беллу, Людмилу, Риту и Руслана. Главное, чему их научили родители, – честности, чуткости и умению быть одним целым в горе и радости. У Чабахан Созрикоевны одиннадцать внуков и семнадцать правнуков – главное ее богатство! Ласка, которую милая бабушка и прабабушка щедро дарит своим младшим, никого не оставит равнодушным. В ее большом и открытом сердце хватает места для всех, и, как она сама признается, если для их благополучия нужна будет ее жизнь, не раздумывая, отдаст ее.
Всегда считала, что мудрость приходит лишь с годами, но, узнав эту скромную, мягкую, улыбчивую женщину, обладающую, несмотря на возраст, неиссякаемым оптимизмом, и поговорив с ней, я поняла, что некоторым это качество передается с молоком матери. К этим ценным единицам и относится наша героиня.
От нее исходит какая-то положительно заряженная энергия, рядом с ней легко и комфортно, с ней – интересно. А когда я узнала, что в ноябре она отпраздновала свой девяносто третий день рождения, невольно вспомнилась истина: человек в возрасте тем моложе и приятнее выглядит, чем более обращен он к людям, чем добрее и отзывчивее его сердце.
Еще совсем недавно Чабахан Созрикоевна любила почитать газеты и журналы, а сколько шерстяных одеял она простегала на приданое и родным, и соседям, сколько свадебных сдобных пирогов напекла – не сосчитать. Любое дело спорилось в ее умелых руках. Сегодня она больше дома, но скучать не приходится: к ней сегодня идут за мудрым и дельным советом. Люди тянутся к ее душевному свету, рядом с ней невозможно унывать и думать о плохом – она попросту этого не позволит.
С глубоким уважением к старшей относятся молодые снохи, супруги внуков – Аида Бирагова, Элла Цкаева, Земфира Дзеранова, и она отвечает им взаимностью. Каждая старается приготовить для любимой бабули самое вкусное блюдо, поухаживать за ней и уделить как можно больше внимания.
"Они у нас чудесные, – говорит Чабахан Созрикоевна. – Есть невестки, которые в дом мужа с собой приносят мир и благополучие. Наши – такие. Видеть их счастливыми – радость для меня, и я очень благодарна их родителям за воспитание достойных дочерей".
…Смотрела на нее и думала: судьба не была к ней благосклонна в полной мере, как и ко всем детям войны. Невзгоды послевоенного восстановления не обошли стороной тех, чья юность выпала на те годы. Но узнав ее поближе, поняла, что это просто свойство характера – уметь радоваться жизни, несмотря ни на что. Это качество редких людей – видеть в других только хорошее и быть благодарным всем и каждому. Просто так.
"Перед сном я не забываю поблагодарить Бога за прожитый день, а утром за то, что снова вижу белый свет, – говорит Чабахан Созрикоевна. – Самые счастливые минуты, когда все мои внуки и правнуки собираются в доме. Я прошу лишь мира для них и всего подрастающего поколения. Для меня нет чужих детей, за всех одинаково молюсь. И знаю, все обязательно будет хорошо. С Божьей помощью!"