Найти в Дзене
Postupaem.gramotno

Про «лайфхаки» или почему ЕГЭ – это так сложно?

Многие ученики меня спрашивают: зачем в ЕГЭ по русскому так много правил, исключений и прочих заморочек? Неужели нельзя было сделать просто и понятно, чтобы все сдали хорошо? Вопрос абсурдный, но задают его постоянно, поэтому отвечу. ЕГЭ – это система конкурсного отбора. Суть этой системы в том, чтобы разделить общий поток абитуриентов на группы: сильные, средние, слабые – а также ранжировать их внутри этих групп. Это нужно, чтобы в престижные вузы поступали умные ребята, а в средние – ученики попроще. Поэтому если на 90+ сдаёт много выпускников, то это плохой экзамен. В таком случае он сделан некачественно и не даёт возможности реально определить уровень сдающего. Следующий будоражащий умы вопрос – это «лайфхаки». То есть можно ли как-то схитрить и сдать на высокий балл без усилий? И да, и нет. Есть некоторые способы и уловки, которые позволяют правильно решить задание, не зная верного ответа, однако, чтобы ими воспользоваться, надо иметь определённый уровень знаний. И этот уровень от

Многие ученики меня спрашивают: зачем в ЕГЭ по русскому так много правил, исключений и прочих заморочек? Неужели нельзя было сделать просто и понятно, чтобы все сдали хорошо?

Вопрос абсурдный, но задают его постоянно, поэтому отвечу. ЕГЭ – это система конкурсного отбора. Суть этой системы в том, чтобы разделить общий поток абитуриентов на группы: сильные, средние, слабые – а также ранжировать их внутри этих групп. Это нужно, чтобы в престижные вузы поступали умные ребята, а в средние – ученики попроще. Поэтому если на 90+ сдаёт много выпускников, то это плохой экзамен. В таком случае он сделан некачественно и не даёт возможности реально определить уровень сдающего.

Следующий будоражащий умы вопрос – это «лайфхаки». То есть можно ли как-то схитрить и сдать на высокий балл без усилий? И да, и нет. Есть некоторые способы и уловки, которые позволяют правильно решить задание, не зная верного ответа, однако, чтобы ими воспользоваться, надо иметь определённый уровень знаний. И этот уровень отнюдь не базовый. Все эти приёмчики бесполезны, если вы не ориентируетесь в теме.

Например, задание №9

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) стелить, полагается, гастроном

2) энциклопедист, заблестел, касательная

3) стилист, котище, разредить (всходы)

4) зарница, разлиновать, поплавок

5) уходить, покорять, раскали (докрасна)

(взяла с «решу егэ»)

Его можно решить, не подбирая проверочных слов: ответы 1, 2, 4 мы сразу убираем, так как в них есть корни с чередованием (стел/стил, лаг/лож, блест/блист, кас/кос, зар/зор, плав/плов; в принципе нам достаточно найти по одному корню с чередованием в 1, 2, 4 строчках). После этого ответ очевиден – 3, 5 (так как в ответе не может быть одной цифры, а остальные мы убрали).

Таким образом, мы по факту задание не решали, то есть не подбирали проверочные слова: стИль, кОт, рЕдкий, ухОд, покОрный, накАл – как это требуется. Но от этого «лайфхака» толку ноль для тех, кто не выучил корни с чередованием или не знает, что «стилист» - это не чередование стел/стил, а корень-омоним. Это скорее помощь тем, кто растерялся и не может подобрать проверочное слово, например, для «раскали», а такое, к сожалению, бывает часто.

Ещё есть хитрый способ решить первое задание: текст можно вообще не читать. Просто ищем два ответа максимально близких по содержанию и приходим к верному результату.

Существуют также некоторые хитрости, связанные с процессом составления заданий. Стандартизация тестов влияет не только на тех, кто решает, но и на тех, кто придумывает. Поэтому, когда мыслишь, как составитель, решаешь задания гораздо быстрее – знаешь задумку. Но об этом как-нибудь в другой раз.