Найти тему
180,9K подписчиков

«Почему у тебя грязные руки?» И высек...

3,6K прочитали

Взгляните на этот предмет. Он на 500 лет старше Троянской войны. Надпись, сделанная на нём, сделана за тысячу лет до основания Рима!.. И за три тысячи лет до возникновения древнерусского государства...

Школьная табличка из города Ниппур
Школьная табличка из города Ниппур

Перед нами (здесь и дальше) упражнения, которые написал неизвестный нам школьник почти четыре тысячи лет назад. В основном тексты эти написаны на шумерском языке. И что интересно – уже в те времена шумерский язык был вымершим, как, например, латинский сегодня. Разговорным языком тогдашних учителей и учеников был аккадский язык, а шумерский был языком образования, науки, культуры и искусства.

Школьные таблички из города Хиш
Школьные таблички из города Хиш

По-шумерски слово «дуб» означает «глиняная табличка», а слово «э» – «дом». «Э-дубба», то есть «дом табличек», означает «школа». Тогдашние писцы (и ученики в школах) писали небольшой квадратной палочкой по табличке, вылепленной из мягкой глины – точнее, выдавливали тонким концом маленькие клинышки. Различное сочетание таких клиньев и составляло древнешумерские буквы, по-другому говоря – клинопись.

Взгляните на этот предмет. Он на 500 лет старше Троянской войны. Надпись, сделанная на нём, сделана за тысячу лет до основания Рима!.. И за три тысячи лет до возникновения древнерусского государства...-3

О чём же нам рассказывают древние глиняные таблички, найденные в Сирии, Ливане и Ираке? О том, что основными предметами в школах 4 тысячи лет назад были шумерский язык, аккадский язык, арифметика и рисование. О том, что ученики проводили в школе почти целый день с утра до вечера. О том, что в классе был не только учитель, но и его помощник, следящий за дисциплиной – так называемый «отец школы». О том, что и в те непередаваемо далёкие времена заботливые мамы давали детям с собой в школу завтрак, обычно это были ячменные или пшеничные лепёшки. О том, что ученикам было ох как непросто – археологи, например, раскопали в городе Ниппуре школьную табличку с упражнениями, на которой остались следы детских зубов. Мальчик, который выполнял упражнение, отчего-то решил укусить глиняную табличку. Из шалости? Или от отчаяния?

Осколок школьной таблички со следами укуса
Осколок школьной таблички со следами укуса

Давайте почитаем, что же писали на своих табличках ученики 4 тысячи лет назад.

Вот поговорки: «Писец, который не знает шумерского языка – разве это писец?».

Вот описание школьного дня: «Я хожу в школу. Что ты делаешь в школе? Я читаю свою табличку, я ем свой завтрак. Свою табличку я выучил, написал, закончил».

Вот описание разговора с учителем: «Мальчик, ты школьник? – Да, я школьник. – Если ты школьник, знаешь ли ты шумерский язык? – Да, я умею говорить по-шумерски – Ты такой маленький, как же ты научился говорить так хорошо?».

Вот ученик хвалится своими успехами: «Тексты на шумерском и аккадском языке я умею писать от первой буквы до последней. Все строчки, от и до, я могу написать. Показать тебе, какие красивые у меня буквы? Все значки, и что они означают, и вот как я их произношу! Я стану повелителем значений табличек, математики и счёта денег».

А вот другой ученик жалуется на суровую дисциплину в школе: «Надзирающий за классной комнатой сказал: Почему ты разговаривал без разрешения? – и высек меня тростью. Спросил он: Почему ты опустил низко голову? – и высек меня. Учитель рисования спросил: Почему ты встал без разрешения? – и высек меня. Привратник во дворе спросил: Почему ты вышел со двора без разрешения? – и высек меня. Учитель сказал: Почему у тебя грязные руки? – и высек меня».

А вот ученик пишет о том, как ему нравится ходить в школу: «Дружба в школе – самая лучшая вещь на свете. Я превосходно знаю искусство письма. Ничто меня не отвлекает. Учитель показывает мне букву только один раз, и я могу повторить её сразу несколько раз подряд».

Взгляните на этот предмет. Он на 500 лет старше Троянской войны. Надпись, сделанная на нём, сделана за тысячу лет до основания Рима!.. И за три тысячи лет до возникновения древнерусского государства...-5

Купить "Лучик" на WB можно здесь. Оформить подписку на журнал – здесь. Полистать онлайн и бесплатно скачать номера журнала – здесь.