- Бабушка, как ты? – позвонил Юра.
- Все хорошо, внучек. Нормально живу.
- Тебе что-то привезти?
- Ничего не надо, у меня все есть. Не приезжай. После твоих приездов Валера нервничает, скандалит.
Юра вздохнул. Когда-то он и отец жили с Ниной Петровной, его бабушкой.
Хотелось ему самостоятельности, дали общежитие, и Юра уехал. Отец остался жить вместе с бабушкой, присматривать за ней. Нина Петровна обладала своевольным характером, но сына любила, и слушалась. Болеть стала уже после переезда Юрия, но отец водил ее к врачам, заставлял принимать лекарства. Так что вела она себя относительно нормально. Бабушка давным-давно сделала завещание на квартиру и на все деньги на вкладах на сына, отца Юры.
Отец передал завещание Юре:
- Пусть у тебя будет, мало ли что. Мать болеет, денет куда-нибудь.
- Папа, т же с ней, что случится.
- Мало ли что. Пусть у тебя будет. Я не единственный сын. Только Валерке мать не нужна. Только деньги.
Прошло три года, и отца не стало. После этого Юра стал не вхожим в дом к бабушке. В квартиру въехал дядя Валера со своей подругой. Они оба Юру просто ненавидели. Поначалу Юра пытался навестить бабушку, но открыл дверь дядя:
- Что тебе?
- Я бабушку навестить.
- Без тебя разберемся, нечего тебе тут делать.
И захлопнул дверь. В драку лез, когда Юра все же пытался чуть не силой прорваться в квартиру. В общем, решил он не ходить, незачем ему такие приключения. Бабушке звонил. Она в последнее время трубку не брала, но соседка исправно говорила – жива. Как не стало бабушки – тоже соседка сообщила. Почти 6 л6т она с Валерой прожила.
Юра взял завещание, и пошел к нотариусу. Заявил права на наследство. Ведь он наследует за своего отца (наследственная трансмиссия). Но с удивлением узнал, что бабушка квартиру подарила дяде Валере. Тот после смерти бабушки сразу ее продал. Юра расстроился, но что поделаешь? А тут соседка встретила:
- Продал Валерка квартиру, а как обещал матери не продавать. Ну что с нее возьмешь, болела она.
- Ну да, возрастные недомогания.
- Какие возрастные, она на учете в психоневрологическом диспансере состояла. Таблетки отказывалась пить. Постоянно боялась, что ее отравят. Говорила, что следят за ней, люди в черном. Постоянно пряталась. Заходила в лифт с веником. Перед тем как войти – веником махала.
– Зачем?
- Я у нее спросила, а она говорит, что зло разгоняет, чтобы на нее не набросилось.
- Вот это история.
- Или идет по улице ровно, вдруг начинает петлять, как заяц, заскакивает за угол. Я у нее спрашиваю: Нина, что с тобой. А она в ответ: « Видишь – следят? Это я от слежки прячусь. Все ходят за мной и ходят. Боюсь, что-то в еду подложат или подольют». А на улице - никого.
В последнее время уже из дома не выходила, не выпускал ее Валерка. Да и правильно. Мало ли что.
- Так она же таблетки какие-то пила.
- Она вроде нормальная была, перед смертью твоего отца на учет он ее поставил, таблетки выписали, он заставлял принимать, и она нормально жила. А Валерка не заставлял. Типа, не хочет мать, и не пьет. Ее дело. Вот у нее ухудшение с головой и началось.
Юра поднял все документы для суда и выяснил следующее.
Нина Петровна после смерти сына вскоре сделала завещание на Валеру, но тот ворчал:
- Что это – завещание. Раз, и поменял. Мать, я один у тебя остался, переоформи на меня квартиру. Ты никому, роме меня не нужна. Юрка вон – не приходит. А сколько жил с тобой, ты его вырастила.
Нина Петровна оформила договор дарения, сохранив за собой право пожизненного проживания.
Подруга Валеры ворчала:
- Все равно, пока жива бабушка, ничего с квартирой не сделать. Ее не выписать.
- Ну и живи, что тебе.
- Я хочу к морю, теплому. Купить там домик.
- Все у нас будет, но позднее.
Через пять лет после дарения Нины Петровны не стало, и Валерий квартиру продал.
Юра не согласился, и пошел в суд с иском:
- Бабушка не отдавала отчета в своих действиях, забывалась, состояла на учете, но таблетки не пила. Ей постоянно казалось, что преследуют, что в еду или лекарства добавят что-то. У нее были провалы в памяти. Есть выписка из болезни, где врачи подтверждают это. И свидетели. Он словно в бреду жила. Не отдавал отчета в своих поступках. По-хорошему, ее надо было признавать недееспособной, и устанавливать опеку.
Поэтому я прошу: отменить завещание на Валерия и дарственную на него же. Расторгнуть договор купли – продажи квартиры. Вернуть квартиру и деньги в наследственную массу. Денег – 40 тысяч рублей, на вкладе у нее лежали.
Валерий, конечно, возражал:
- Нормальная мать была. Себя обслуживала, вязала, телевизор с удовольствием смотрела, сериалы. А лекарства… Она говорила, что пьет.
Покупатель квартиры тоже возражала:
- Я купила квартиру по военной ипотеке. Документы проверяли – все чисто. Дарение было пять лет назад произведено. Прошу в иске отказать.
Были проведены три экспертизы, которые подтверждали, что в момент сделок бабушка, вполне возможно, могла не отдавать отчета в своих действиях.
Но районный суд сказал:
- Юрий внук, и вообще не является наследником первой очереди, Валерий так и так наследует квартиру. Вдобавок покупатель был добросовестным, все документы проверил. Так что квартира не возвращается, полежат возврату только полученное по сделке - деньги. Свидетели говорят, что внук знал о завещании и дарении на Валерия. И мог оспорить. Но прошло пять лет, срок для подачи иска прошел.
Поэтому в иске Юрию отказать.
Но внук не согласился, и дошел до Верховного суда.
Коллегия судей не согласилась с нижестоящими судами:
1. Три экспертизы, и все подтверждают, что у бабушки был бред и паранойя. В таком состоянии она не отдавала отчета в том, что подписывает.
2. Внук наследует по праву представления, за отца, наравне с наследником первой очереди – Валерием. Так что вывод суда, что один наследник – живой сын – неправомерен.
3. Квартира подлежит возврату. Валерий не имел права продавать квартиру, так как досталась она ему от больного человека, не понимающего, что делает. Права Юрия этим нарушены, и он вправе потребовать вернуть квартиру. При этом неважно, что покупательница была добросовестной и не могла знать о проблемах прежних владельцев квартиры.
4. Срок исковой давности – один год - не прошел. Завещание оспаривается тогда, когда наследство открывается. То есть после смерти бабушки. Внук в эти сроки уложился.
Так что все решения нижестоящих судов отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Городской суд дело пересмотрел, было опять множество заседаний, но иск Юрия удовлетворили. Квартира и деньги вернулись в наследственную массу.
Валерий не сдавался до последнего, даже иск подавал о признании Юрия недостойным наследником:
- Не ходил, бабушке не помогал, вообще пять лет его не было, а тут квартиру захотел.
Но этот иск у него оставили без рассмотрния.
Так как завещание и дарственную на Валерия отменили, то осталось только раннее завещание на отца Юры. Но отец умер раньше бабушки. Наследовать за отца по нсследстаенной трансмиссии Юрию всей квартиры не получилось. И он по праву представления получил половину квартиры.
У Валерия начались неприятности – надо деньги возвращать за квартиру.
- Ничего не отдам. Они документы проверяли, сами и виноваты. И вообще, у государства денег много. А у меня они уже закончились.
Но в 2021 году с Валерия взыскали всю сумму от продажи квартиры. Он обжаловал, кончено, но это больше время тянул. Все равно надо отдавать. А не хочется.
Корсаковский городской суд Сахалинской области, решение от 11.05.2018 по делу №2-3/18
Определение Верховного суда РФ от 06.08.2019 по делу №б4-КГ19-3
Корсаковский городской суд Сахалинской области, решение от 10.11.2020 по делу № 2-43/2020
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.