В далеком 1846-м году члены тайно и явно притесняемой властями старообрядческой общины «Спасово согласие» обратились к епископу Сызранскому и Симбирскому Феодосию с просьбой о принятии их в единоверие и постройке в Самаре новой единоверческой церкви.
В мае 1847-го Святейший Синод просьбу удовлетворил, и спустя всего полгода – к декабрю месяцу - на углу улиц Саратовской (Фрунзе) и Предтеченской (Некрасовской) был воздвигнут новый деревянный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Спустя 12 лет на его месте был заложен великолепный каменный храм в необарочном стиле с пятью главами, угловой часовней и возвышавшейся над окрестными улицами трехъярусной двадцатисаженной колокольней.
Финансирование строительства некоторые источники приписывают купцу-миллионеру Л. С. Аржанову, но стоит вспомнить, что Лаврентий Аржанов появился на свет 6 октября 1850-го года, и, соответственно, на момент закладки храма имел от роду девять лет. В действительности церковь появилась благодаря щедрости не Лаврентия, а его отца Семена Ларионовича Аржанова, совместно с купцом Е.Ф. Афанасьевым пожертвовавшего на строительство 32 тысячи рублей.
В мае 1865-го стройка завершилась, новый храм освятили, а прежний деревянный рачительные прихожане разобрали и продали в село Батраки. Во время своего путешествия по Волге храм посетил Петр Ильич Чайковский, пожелавший услышать службу по древнему уставу. Как сообщает запись в его дневнике от 23 мая 1887-го года, «Проснулся в Самаре. Одевшись и напившись чаю, пошел с Алешей (слугой) погулять по городу. Город хоть куда. Везде объявления о данном вчера “Онегине”. Единоверческая церковь, оригинальное пение очень мне понравилось…».
Старостой церкви к этому времени стал подхвативший семейную эстафету Лаврентий Семенович Аржанов, оплативший в 1895-м изготовление и доставку из Саратова двух многопудовых колоколов и подаривший серебряное с позолотой облачение для Святого престола выполненное по его заказу московскими ювелирами мастерской Хлебникова. В 1914-м Аржанов пожертвовал церковным служителям два находящихся рядом дома.
В 1929-м году гонения на церковь привели к закрытию храма В его стенах обосновался клуб «Рассвет» швейной фабрики «Красная Звезда», призванный служить культуре и просвещению и окончательно отвратить народ от религии.
В 1936-м по проекту Петра Щербачева была осуществлена кардинальная реконструкция. Купола и верхние яруса колокольни снесли, здание получило компоновку из нескольких объемов переменной этажности с парадным входом.
Основной трехэтажный прямоугольный корпус, перестроенный из церкви, торцом выходил на ул. Фрунзе. С левой стороны была пристроена связывающая этажи прямоугольная лестничная клетка со сплошным вертикальным остеклением.
На месте угловой часовни появился двухэтажный пристрой со скругленным углом, более протяженный вдоль ул. Некрасовской, так же со стороны Некрасовской поднялось высокое парадное крыльцо входа в клуб и столовую.
Фронтальная композиция оштукатуренных фасадов построена на сочетании вертикального и горизонтального «каркаса» с проемами оконных блоков и витражей. Четкий конструктивистский облик сочетается с классическими элементами декоративного убранства – капителями, желобками-каннелюрами, балюстрадами с парапетными столбиками и фланкирующим пилоном на фасаде.
Фриз украшен квадратными и прямоугольными филенчатыми нишами, самым эффектным элементом декора служит объемная композиция в виде пятиконечной звезды и знамен, венчающих ступенчатую парапетную стенку.
Авторской находкой так же можно считать установленные на фланкирующем пилоне и завершении лестничной клетки скульптуры «Работница со знаменем» и «Работница с раскрытой книгой». Идеологическую нагрузку несет и горизонтальная лента стены с барельефами– спортивные мотивы дополнены изображениями военно-прикладных упражнений, введенных в рамках ГТО в конце 1930-х: человек в военной форме обучает работниц швейной фабрики стрельбе из винтовки.
Как и другие места разрушенных святынь, клуб швейников не обошли трагические и необъяснимые события. В начале 1940-х внезапно скончался молодой директор здешней столовой, затем сошла с ума одна из поварих. Позже , уже в 1980-е , по ночам начали доноситься звуки шагов, а на стенах - плясать человеческие тени. Без лишней огласки пригласили священника, освятившего «нечистое место», после чего духи на время унялись.
Однако спустя еще двадцать лет, после того, как в бывшем клубе расположился театр «Камерная сцена», сотрудники и артисты вновь начали рассказывать о некоей белой сущности, пролетающей мимо и обдающей холодом. Кто-то из актрис видел в зеркальном отражении старца с бородой. Предполагают, что это Лаврентий Аржанов, не желающий покидать «свою» церковь.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете