Найти тему
МИР (Море История Россия)

Балтийские "Ураганы"

В 1931 — 1932 гг. в состав КБФ вступи­ли шесть кораблей типа «Ураган» проек­та 2 первой серии («Ураган», "Тайфун","Смерч", "Циклон", "Гроза", "Вихрь" ). В 1933 г. три из них («Ураган», «Смерч», «Гроза») перешли на Се­вер в состав вновь созданной Северной военной флотилии (с 1937 г. — СФ), зато в 1936 г. КБФ пополнился двумя СКР про­екта 39 третьей серии («Пурга» и «Буря»), а в 1938 — двумя СКР проекта 39 четвертой серии («Снег» и «Туча»). Таким образом, к началу войны с Финляндией в составе КБФ находилось семь СКР ти­па «Ураган», входивших в состав 1-го ди­визиона СКР ОВРа.

Чем отличались сторожевики 39 проекта от остальных сторожевых кораблей «базового» проекта ? По сравнению с кораблями двух первых серий, у них в районе второго котельного отделения в междудонном пространстве были оборудованы еще две дополнительные топливные цистерны, а емкости для котельной воды разместили в бортовых отсеках между наружной обшивкой и вторым бортом. Данные мероприятия позволили увеличить полный запас топлива на 10 т (до 125 т), а котельной воды на 3,5 т (до 10,5 т). Вновь изменилась марка резервных дизель-генераторов постоянного тока. По результатам модернизации СКР 2-го проекта, их тоже закупили у австрийской фирмы «Simmering». В результате увеличения мощности АДГ пришлось увеличивать цистерну запаса топлива ( в отличие от ДГ из немецкого Манхайма, мощность ДГ увеличилась до 30 лошадей. В связи с перераспределением жидких грузов возросла метацентрическая высота (до 0,75 м при нормальном водоизмещении), увеличилась остойчивость, но качка стала достаточно резкой. Чтобы изменить этот параметр, было принято решение увеличить запас глубинных бомб и мин заграждения. Значительно расширилась номенклатура средств радиосвязи. Кроме этого, на кораблях этого проекта впервые предусматривалось помещение для командования дивизиона — штабная каюта для флагманских офицеров. (На предыдущих проектах для этой цели использовался Ленинский уголок). Для освещения целей в ночное время на кормовом мостике размещался 75-см советский прожектор МПЭ-37,5. В ходе дальнейших модернизаций 75-см прожектора заменялись на 60-см МПЭ-Э6-02.

Для постановки дымовой завесы использовалось два комплекта дымаппаратуры - Да-1 и Да-2. Принципы действия - паронефтяной и химический. Для постановки дымовых завес использовались также 10 морских дымовых шашек МДШ, время горения каждой - 10 минут.

Корабли получили советские 1,5 метровые дальномеры, хотя сдавались корабли пока без средств связи, которые были установлены позже. Зато корабли получили новые радиостанции. По прежнему ставился комплекс «Блокада 1». Сторожевики были оборудованы радиопередатчиками «Шквал-М», приёмниками «Дозор», УКВ-радиостанцией «Рейд» и переносными радиостанциями 6ПК. Была изменена конструкция машинного телеграфа (он стал валиковым). Немного изменилась силовая установка, она стала надежнее. Все это мало влияло на боевые качества кораблей. Но есть нюанс:

На кораблях 39 проекта (в отличие от предыдущих проектов) появился шумопеленгатор. ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели "на стопе" по структуре сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не определяла. Тем не мнее, то был прогресс.

Корабли немного отличались от своих предков и по силуэту. В отличие от двух первых кораблей своей серии они имели пониженный мостик. Кроме того, по требованию штаба КБФ под зенитные пушки 21К (для улучшения обслуживания при больших углах возвышения) приподняли: их установили на дополнительные барабаны высотой 200 мм. Правда, «Пурга» их получить своевременно не успела, поэтому корабль был принят флотом без 45-мм орудий, которое на нем смонтировали лишь в 1937 г. К моменту сдачи оба балтийских корабля не имели и пулеметного вооружения. Особых проблем с механизмами во время их испытаний отмечено не было, хотя на «Буре» во время контрольного выхода на 3-часовые испытания на полных ход произошло расплавление упорного подшипника правой турбины. Кроме того, по решению отдела кораблестроения Управления ВМС в связи с тем, что в швах сварных зубчатых колес редукторов «Бури» были обнаружены трещины, они подлежали замены на литые.

Последние два сторожевых корабля проекта 39, которые составили заключительную IV серию, предназначались для КБФ и были заложены весной 1935 г. От предшественников они отличались в первую очередь заменой 102-мм пушек дореволюционного проекта на не универсальные 100-мм орудия Б-24Б-м с длиной ствола в 57 калибров и наибольшим углом возвышения 45 градусов. Более чем в полтора раза увеличилась производительность испарителей. Кроме того, вместо руля полубалансирного типа, который применялся в проектах предыдущих серий, «Снег» и «Туча» получили балансирный, что снизило нагрузки на рулевую машину. Какая судьба ждала эти корабли? В общем-то, ничего нового я не расскажу. Все давно уже известно, я просто выполню формальность, и приведу чужие данные.

Итак, «балтийцы» 2-го проекта…

«Циклон»

Он первым встал ремонт в связи с сильным износом механизмов. Зимой 1938/39 г. СКР прошел средний ремонт на Кронштадтском морском за­воде. Накануне войны с Финляндией на­чалось формирование Ладожской воен­ной флотилии. Предполагалось вклю­чить в ее состав два СКР типа «Ураган». 12 октября 1939 г. «Циклон» пришел в главную базу флотилии — Шлиссель­бург, но в конце октября вернулся в Кронштадт. Корабль участвовал в войне с Финляндией, базировался на Усть-Лугу, с 4 января 1940 г. — на Таллин.

1 декабря 1939 г. вышел в дозор на восточный Суурсарский плес с задачей охраны южного Гогландского прохода. Вечером 2 декабря ушел в Лужскую губу для приема топлива. 3 декабря напра­вился на западный Суурсарский плес для прикрытия десанта на о.Суурсари (Гогланд). Около 10.00 «Циклон» присо­единился к СКР «Снег» и «Туча». После захвата острова корабли вернулись в Кронштадт.

22 июня 1941 г. СКР находился в Тал­лине. Вошел в состав специального со­единения «Восточная позиция», сфор­мированного для постановки минных за­граждений. 7 июля с МЗ «Урал», ЭМ «Калинин» в сопровождении трех БТЩ и двух МО ставил мины между о.М. Тютерс и мысом Маху, отражал атаки авиа­ции. 5 августа совместно с СКР «Снег» в сопровождении двух ТЩ и двух МО по­ставил 60 мин обр. 1926 г. на южных под­ходах к о.Утэ.

При подготовке флота к переходу в Кронштадт включен в состав арьергар­да. Утром 28 августа после выхода ко­раблей и транспортов из Таллина ставил мины при входе на Таллинский рейд. В тот же день в 21.15 арьергард вышел в Кронштадт. «Циклон» под флагом ко­мандира дивизиона капитана 3 ранга В.Н.Филиппова шел головным. Корабли нагоняли первый конвой. В 21.30 иду­щий впереди транспорт подорвался на мине. Для спасения с него людей СКР застопорил ход и начал спускать шлюп­ки, но 22.10 неожиданно в районе второ­го КО с левого борта прогремел сильный взрыв. Корабль переломился и, пере­вернувшись через левый борт, спустя три минуты затонул. Экипаж был подоб­ран СКР «Снег», который на следующий день также погиб на мине. Исключен из состава флота 10.9.1941 приказом №00315. Командиры во время войн: старший лейтенант А.Г.Письменный (с 1939 по 1940 г.), старший лейтенант М.А.Росиев (с 22.6 по 29.8.1941 г.) погиб.

«Тайфун»

Точно так же как и черноморцы, с 1939 года находился в капитальном ремонте на заводе им. Жданова. По некоторым данным, на нем точно так же как на черноморцах меняли зубчатые передачи ГТЗА и питательных насосов. С началом войны его попытались максимально быстро ввести в строй, но не получилось, отсутствовали запасные части импортного производства (зубчатые передачи, поковки валов, и.т.д.). В конце концов, на «Тай­фун» установили ГТЗА, питательный турбонасос, поршневые масляные на­сосы, маневровые клапаны, рулевую машину и главный паропровод с СКР «Вихрь». После чего, корабль вступил в строй. Но, произошло это только 13 августа 1943 года

В 1944 г. входил в состав группы СКР бригады траления ОВР КМОР.

26 января 1944 г. с СКР сняли два 37-мм автомата и передали их на КЛ. С 17 мая того же года вошел в состав 11-го дивизиона ЭТЩ. 17 июля «Тайфун» перебазировался на Лавенсари и поступил в оперативное подчинение командира Островной ВМБ. 2 августа в сопровож­дении трех СКА и четырех ТКА перешел с Лавенсари в Кронштадт.

30 сентября в составе конвоя (СКР «Туча», ЭТЩ «Полухин», ТР, 2 баржи, СКА) вышел из Кронштадта на Лавенса­ри, а оттуда — в Порккала-Удд с имуще­ством для новой базы.

7 октября «Тайфун» вместе с СКР «Туча» конвоировал ТР, две баржи и СКА на Лавенсари, а затем вернулся в Кронштадт. 4 ноября провел шесть ТР из Кронштадта в порт Койвисто. 23 ноя­бря перешел с рейда Улко-Таммио в Кронштадт, а 29 ноября — в Ленинград.

Зимой 1944/45 г. прошел на заводе имени А.А.Жданова заводской ремонт, в ходе которого на СКР дополнительно поставили один 37-мм автомат, а четы­ре одноствольных пулемета ДШК заме­нили на три спаренные ДШКМ (завер­шен 31 марта 1945 г.). Летом перешел в Кронштадт, где до конца 1945 г. времен­но находился в составе КМОР.

Командиры во время войны: капитан 3 ранга П.В.Шевцов (с 9.12.1942 по 24.7.1943), капитан-лейтенант И.С.Ми­хайловский (с 10.7.1943 по 29.1.1944), капитан 3 ранга К.М.Буздин (с 29.1 по 2.12.1944), капитан-лейтенант А.А.Казанков (со 2.12.1944 по 9.5.1945). Исключен из боевого состава флота 30.11.1954 и переклассифицирован в учебный корабль. Теперь смотрим «донора» : СКР «Вихрь»

«Вихрь»

СКР участвовал в Зимней войне. В ноябре 1939 г. включен в состав отряда особого назна­чения для занятия островов. После окончания компании встал в ремонт. С 1940 г. стоял в капитальном ремон­те у Кронштадтского морского завода. Вооружение с корабля было снято, а все механизмы выгружены и отправлены на завод № 190 имени А.А.Жданова для ремонта. 22 сентября 1941 года попал под налет и был потоплен. Прямых попаданий не было, но в связи с отсутствием на борту большей части экипажа, борьба за живучесть организована не была. 30 июня 1942 г. корабль обследовали водолазы, и в тот же день начались ра­боты по его подъему. СКР лежал на глу­бине 8 м с креном 87° на правый борт, погрузившись в грунт на 1,5 м. Сначала его поставили на ровный киль с помо­щью двух плавкранов и одного 40-тон­ного понтона, а затем подняли четырьмя 40-тонными понтонами при одновременном использовании двух плавкранов грузоподъемностью 70 и 100 т. Работы по подъему были завершены 23 июля.

А, потом, у него «ампутировали органы» и использовали для восстановления «Тайфуна», который был в лучшем состоянии.

Все? Конец истории? Да, как бы не так.

2 сентября 1942 г. на Ладожском озе­ре погиб СКР «Пурга». Корпус его был сильно поврежден, но механизмы (кот­лы и турбины) остались целыми. Их подняли в 1943-м и после ремонта уста­новили на СКР, при этом сам корабль переименовали в «Пургу», но 8.7.1944 ему вернули имя «Вихрь»: до конца 1945 г. находился в ремонте, числился в составе отряда строящихся кораблей.

Командиры во время войн: капитан-лейтенант Л.В.Дубровицкий (с 1939 по 1940 г.), старший лейтенант Б.А.Барер (с 22.6.1941).

Исключен из боевого состава флота 24.4.1948 и переоборудован в плавучую мишень; расформирован и сдан в отдел фондового имущества 30.11.1954 для утилизации.