Рейс «Сочи - Омск». Неисправный самолёт потерял много «крови», отказывали системы. Но пилот смог посадить борт посреди пшеничного поля.
Airbus «Уральских авиалиний» летел из Сочи в Омск. Но вышла из строя гидравлическая система. Человеку, далекому от авиации, не понять. Но эксперты знают, что это – проблема.
- Гидросистема - это как кровеносная система человека. Ведь самолёт управляется механизмами, которые приводятся в действие как раз гидрожидкостью. А системы без гидрожидкости вообще не сдвинутся, - объясняет лётчик Олег Башмаков.
Гидросистем в самолёте – три. Вышла из строя одна. Вышла и потеряла жидкость. По сути – лишилась крови. Не критично, но хорошего мало. Посадка могла пройти плохо.
- При отказе гидросистемы посадочная дистанция может увеличиваться. Командир корабля посчитал необходимым уйти на запасной аэродром в Новосибирск. Причина: в Омске полоса – 2500 метров, в Новосибирске – 3 километра, - объяснил потом генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов.
Итак, самолёт мчится туда, где есть дополнительные 500 метров взлётно-посадочной полосы. Хоть немного, да безопасней.
Но не всё так просто. В Омске самолёт успел выпустить створки шасси. Поднять обратно не получается – самолёт отказывается подчиняться. Поднялся сильный ветер. Из-за этого уходит намного больше топлива. И экипаж понимает: до Новосибирска могут просто не долететь. Уже не вернуться и в Омск, и не добраться до Новосибирска.
- Командир осознал, что, возможно, топлива будет недостаточно для захода на посадку в Новосибирск. Принял решение посадить самолёт на площадку, подобранную с воздуха на поле с выпущенными шасси.
Поле, мы же понимаем, совсем не предназначено для самолётов. Какой будет встреча с землёй, можно только предполагать. Стюардесса, сохраняя самообладание, инструктировала пассажиров.
- Расстегните воротники, снимите галстуки, обувь на высоких каблуках. Положите голову на колени, закройте голову руками, наденьте верхнюю одежду...
Одежда – не затем, чтобы защищаться от холода. Просто экипаж понимал: удар может быть таким сильным, что важно смягчать хоть чем-нибудь.
Некоторые прощались с жизнью. С жизнью и с дорогими людьми. Пассажир по имени Артём успел в смартфоне набрать сообщение: «Мы падаем... Я тебя люблю. Прощай, зай».
К счастью, опасная посадка прошла мягко. Никто из пассажиров и экипажа – 167 человек - не пострадал. Пассажирка акушер-гинеколог Мария Буян делится впечатлениями.
- Как работал команда, вообще было понятно, что это все - большие профессионалы. От бортпроводников до пилотов.
- Когда садились, сильно трясло?
- Вообще, не трясло. Вообще, отлично сели.
- А когда вы сошли с самолёта, кто вас встречал?
- Ну, кто… Поле. Пшеница.
Примчались спасатели, сотрудники администрации. Пассажиров повезли отдохнуть в местный ДК.
Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 263 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Виновным суд может дать до двух лет колонии.
Из записи переговоров командира самолёта и диспетчера следует: земля разрешала посадку в Омске, то есть технически она была возможной. Экипаж, всё-таки, решил лететь в Новосибирск, и очень скоро диспетчер предупредил о плохой погоде.
Виновен ли командир? Пассажиры готовы писать петиции и прошения в защиту экипажа. Верят, что команда сработала верно.
Этой команде аплодировали тысячи человек. На Восточном экономическом форуме, начиная пленарное заседание с президентом Путиным, модератор даже подвинул повестку мероприятия в честь экипажа:
- Добро пожаловать на восьмой Восточный экономический форум. Планировал я начать с одного, но вот новости, которые сейчас приходят, заставляют начать совершенно с другого. Самолёт, который летел из Сочи в Омск, сел в поле в Новосибирской области, и никто не пострадал. Только у одного человека поднялось, как я прочитал, артериальное давление. Поэтому давайте мы поаплодируем лётчикам.
И люди в зале захлопали в ладоши. Наверное, никогда прежде успешной посадке не аплодировало так много людей.