Лидеры России и Китая — Владимир Путин и Си Цзиньпин не посчитали нужным присутствовать на саммите «Большой двадцатки» в Нью-Дели.
Для того чтобы стали понятны причины этого и возможные последствия нежелания глав двух держав присутствовать на саммите G20, необходимо для начала отметить, какую позицию эти страны занимают в существующем миропорядке.
Подпишитесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в теме.
То есть речь идёт о том, что в Большую двадцатку входят самые развитые в экономическом плане два десятка государств. В их числе Россия и Китай.
В совокупности на долю этих стран приходится 85 процентов мирового ВНП, 75 процентов глобальной торговли и 2/3 населения планеты. Вместе с тем доля стран БРИКС составляет всего лишь 26 процентов глобального ВНП. Из них более 70 процентов — это доля Китая и только 8 процентов — России.
В последующее пятилетие мировая экономика будет расти только за счёт Поднебесной. Но вместе с этим, несмотря на всю оптимистичность перспектив, не стоит не замечать замедление роста китайской экономики. Этот фактор серьёзно тревожит правительство страны.
Ещё по теме: Китай и реальный суверенитет: чему России надо научиться у КНР
Китаю, который имеет статус мирового экономического локомотива, но не имеет политического влияния, такого как США, приходится вступать в разные блоки с другими государствами. Но вторые места сосем не соответствуют тому вектору развития, которого придерживается эта страна.
У Пекина интерес к России как к партнёру. Сближаясь с Москвой, он надеется потеснить своего главного конкурента — США. Только в таком случае он может стать равноправным участником мирового рынка и даже доминировать в каких-то промышленных сегментах.
Правда, в индустриальном, технологическом и инфраструктурном планах наша страна очень отстаёт от КНР, поэтому мы не можем рассчитывать на равноправное партнёрство. Здесь Китай видит Россию как младшего партнёра, который последует за ним в кильватере старшего товарища.
Думается, что именно такие взаимоотношения между обеими странами и стали мотивом для отказа президента РФ лично ехать на саммит G20. Глава же Китая тем самым продемонстрировал собственную позицию в отношениях между КНР и США. Это часть той игры по продавливанию Пекином статуса равноправного партнёрства в возможном биполярном миропорядке.
Почти тридцать лет Америка находилась на пьедестале глобального гегемона, а теперь, возможно, их там будет уже двое. В американских сериалах про полицейских это называется быть «напарниками». Вместе с тем сложно себе представить мирового жандарма в роли «напарника». А троих мировых жандармов и подавно невозможно. Просто может не хватить всех жандармских статусов. Поэтому нужна будет новая концепция мирового лидерства. Конечно, если действующий порядок вещей не сохранить с помощью силы.
Ещё по теме: Россия и Индия: зачем нам рупии
Но на прошедшем саммите манёвр председателя Си явно был направлен на установление той самой биполярности в новом миропорядке.
В традиции Китая есть понятие «бумажного тигра». Эта старинная идиома служит для обозначения того, кто имеет грозный вид, но противостоять реальным вызовам не может. Кто из этих двоих — Китай или Америка, является сейчас тем «бумажным тигром» покажет время.
ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ, ЧТОБЫ ПЕРВЫМ УЗНАВАТЬ О НОВЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ, МОЖНО ЗДЕСЬ.