Вот уже несколько недель я рассказываю о красотах и достопримечательностях старинного района Москвы, который протянулся вдоль Большой Никитской улицы от Садовой-Кудринской до Бульварного кольца. Эти рассказы, как мне кажется, прекрасно вписались в подборку статей, которую я создал чуть раньше, и в которой объединил заметки о пространстве между Новым Арбатом и Тверской улицей. Здесь нашли свое место и почти самый центр Москвы, и некогда окраинные Патриаршие пруды.
Довольно времени я уделил «треугольнику» Спиридоновка – Гранатный переулок – Вспольный переулок. Теперь же пришла пора пересечь Малую и Большую Никитские, отправившись к улице Поварской и соседствующим с нею переулкам: Хлебному, Скатертному и двум Ржевским.
И здесь передо мною снова возникает сложная задача. Из большого множества историй, которые хочется рассказать, из массы видов, которыми так хочется поделиться, необходимо выбрать лишь несколько, которые станут темами ближайших заметок.
А далее нас будут ждать новые прогулки по переулкам и бульварам, новые районы и кварталы, по большей части знакомые, но в то же время неизведанные, хранящие свои сокровища и тайны.
Но сегодня мне захотелось ненадолго отклониться от запланированного маршрута и отойти чуть-чуть подальше, к Арбату. И рассказать про один старинный храм, который вы все прекрасно знаете. Даже если никогда не видели его вживую. Потому что этот храм...
...Изображен Поленовым на знаменитой картине «Московский дворик»
И это – храм Спаса Преображения на Песках.
- Я очень хотел показать фото с той самой точки, откуда на него смотрел художник, но густая зелень перегородила обзор. За время, что прошло с момента создания полотна, здесь выросли и новые деревья, и новые дома.
Здесь исстари была рыхлая, не слишком-то пригодная для земледелия песчаная почва, отчего местность эту называли Песками. И исстари, со времен правления основателя династии Романовых, Михаила Федоровича, здесь квартировали царские стрельцы, начальствовал над которыми Филипп Михайлович Оничков. В конце 1630-х годов стрельцы выстроили для себя полковую деревянную церковь, которая была освящена в честь Преображения Господня.
В 1657 году полковой голова сменился, и Стрелецкую слободу Филиппова приказа Оничкова переименовали в Стрелецкую слободу в Тимофеевом приказе Полтева.
Тимофей Матвеевич Полтев командовал этим полком больше двадцати лет. Он водил своих ратников на битву с поляками, бил войска гетмана Брюховецкого. Воевал в Казани, усмирял Степана Разина. Участвовал в подавлении Медного бунта.
А затем случился другой бунт, на сей раз Стрелецкий. Петр Первый жестоко и кроваво подавил восстание, а уцелевших стрельцов разжаловал в простые солдаты и выслал подальше от столицы.
Вскоре земли бывшей Стрелецкой слободы заселили гражданские лица – дворяне, мещане и купцы, которые, как считается, около 1711 года на месте старой деревянной церкви...
...Выстроили новый каменный храм
Впрочем, по другим сведениям, более достоверным, пятиглавый храм с тремя апсидами, обширной трапезной и шатровой колокольней стоял здесь уже в конце семнадцатого века, будучи возведен при полковнике Григории Ивановиче Анненкове (9 фото).
Точной даты постройки, к сожалению, нигде не указывалось, но в переписи московских церквей, составленной в 1723 году, отмечено, что храм сей построен «изстари», то есть явно много раньше, чем дюжину лет назад.
Главный престол, как и в прежнем деревянном храме, имел посвящение в честь Преображения Господня (7 фото).
Также имелся левый, северный придел во имя Святителя Николая (7 фото).
В московском пожаре 1752 года у храма прогорела кровля. Новые прихожане быстро исправили все повреждения, а в 1763 году изъявили желание устроить в трапезной еще один придел – во имя Архангела Михаила. К сожалению, до наших дней он не сохранился.
Еще сильнее Спасо-Преображенскому храму досталось в 1812-м. Он снова сильно пострадал в пожаре, а заодно был...
...Осквернен и разграблен мародерствующими французами
Вернувшись в Москву, местные жители оказались не в силах сразу же приступить к его восстановлению, и храм два года стоял закрытым и обездоленным.
Храм «за малоприходством и невозможностью служить» приписали к соседней церкви Святой Живоначальной Троицы на Арбате, ныне утраченной.
Однако не все прихожане опустили руки. Тогдашний церковный староста, купец Григорий Евдокимов и еще несколько человек упросили архиепископа Августина вернуть их церкви самостоятельность и помочь с ее восстановлением.
В 1815-1817 годах престолы храма освятили заново (9 фото).
Позднее храм еще раз отремонтировали, а территорию вокруг него обнесли оградой с парадными воротами.
В 1890-х годах художник Александр Михайлович Варламов заново расписал стены и своды храма (7 фото).
Долгое время старостой храма служил Сергей Петрович Тургенев, двоюродный брат Ивана Сергеевича Тургенева, немало усилий и собственных средств потративший на его благоустройство.
В начале двадцатого века на колокольне Спаса на Песках служил знаменитый звонарь-виртуоз Константин Константинович Сараджев.
А буквально в одном квартале от храма жил...
...Известный живописец Василий Поленов
Точнее, он только-только приехал в Москву в поисках сюжетов для выставки Передвижников, и пока искал, где бы снять жилье, остановился у своего дядьки, которому чуть позднее сообщил:
«Дорогой дядя, благодарю Вас за гостеприимство и т. д. Мое новое жилище очень неподалеку от Вас. Находится оно в Дурновском переулке между Новинским бульваром и Собачьей площадкой. Мой адрес: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен».
А о знаменитой картине, к которой сам он поначалу относился довольно прохладно, Василий Дмитриевич Поленов так писал Ивану Крамскому:
«Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его...
...К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижной выставке с чем-нибудь порядочным. Надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета»
Кто же тогда мог знать, что картина будет иметь ошеломительный успех, и ее тут же, на выставке, приобретет Павел Третьяков.
Когда пришли большевики...
...Для Спасопесковского храма настали тяжкие дни
Его настоятеля, протоиерея Сергия Успенского в 1919 году арестовали и приговорили к пятнадцати годам тюрьмы за «организацию активного сопротивления властям», но позднее амнистировали.
В 1922 году церковные ценности экспроприировали «в пользу голодающих Поволжья». А в 1933 году храм совсем закрыли, разогнав его паству. Отца Сергия заново арестовали и приговорили к расстрелу.
Здание храма каким-то чудом уцелело, не разделив участи многих других арбатских церквей, в том числе и храма Николая Чудотворца, что в Плотниках – еще одного, изображенного на картине Поленова (в правой части, у горизонта). Его даже объявили памятником архитектуры, впрочем, не слишком-то заботясь о его сохранности.
Но тут на помощь пришло еще одно чудо, и довольно курьезное. Начиная с 1956 года в здании бывшего храма расположилась студия «Союзмультфильм», в которой изготавливались персонажи для кукольных мультиков. Именно здесь «родились» известные всем и любимые с детства образы Чебурашки и Крокодила Гены.
Благодаря присутствию студии за храмом хоть как-то начали ухаживать, а в 1960-х годах в нем даже прошла архитектурная реставрация. Правда, внутри почти ничего по-прежнему не напоминало о церкви.
Вернули храм верующим лишь в 1991 году. Но еще многие годы понадобились на то, чтобы окончательно расстаться с бывшими арендаторами и восстановить все повреждения.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел до конца. Очень нуждаюсь в ваших оценках и комментариях, это поможет другим читателям находить мой канал.
Не забудьте подписаться и рассказать об этой страничке вашим друзьям. А также предлагайте свои любимые места в Москве, где можно интересно и с пользой погулять.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!