Ни для кого не секрет, что наше депо — удивительное место, которое хранит в себе массу полезных и интересных вещей. Поэтому мы решили запустить серию материалов о необычных фактах, а также о важных элементах этого подразделения, которые позволяют сделать поездки авиапассажиров безопасными и комфортными.
В первую очередь, хотим рассказать об одной из самых главных частей любого поезда и ее обслуживании в депо.
Итак, перед вами колесная пара вагонной тележки, которая несет на себе всю нагрузку вагона и предназначена для движения и направления его по рельсам.
Как в депо Аэроэкспресса следят за колесными парами
В депо наши специалисты осматривают и измеряют колесные пары всех поездов раз в месяц. При этом локомотивные бригады следят за ними постоянно — каждый день несколько раз визуально их осматривают в течение всего рабочего дня.
Такое внимание к этой части поезда оправдано, и вот почему: колесо при движении по рельсу взаимодействует с ним на довольно небольшой площади, из-за чего получает большие давления и напряжения. Это приводит к разнообразным износам поверхности колес: разного вида трещинам, смещениям металла и даже сколам. Для безопасного движения поезда такие износы и другие неисправности колесных пар должны оперативно выявляться и устраняться.
Что делать, если колесная пара износилась
Для приведения колесной пары в безопасное состояние необходима регулярная обточка. В среднем колесные пары наших одноэтажных поездов обтачивают один раз в 4-6 месяцев. Колесные пары двухэтажных аэроэкспрессов проходят эту процедуру значительно реже — раз в 2 года.
Если специалист при осмотре или контроле находит малейший изъян, то сразу принимается решение об обточке или даже замене колеса. После обработки одной колесной пары, которая длится примерно 30-50 минут, образуется несколько килограммов металлических отходов (стружки).
Вот такой ящик полностью заполняется стружкой за три дня.
На экскурсиях в депо нам часто задают вопрос о том, что же происходит дальше с этой стружкой. После обточки ее отправляют на специальный металлургический завод, где из нее делают новые колесные пары. Чтобы получилась новая колесная пара, нужно потратить примерно 2 тонны стружки.
Как происходит обточка колесной пары
Для этого в нашем депо есть специальный подрельсовый колесотокарный станок. На него закатываются отдельно вагоны или весь состав целиком, при этом каждая колесная пара фиксируется и обтачивается по очереди. После обточки параметры каждой колесной пары с точностью до десятой доли миллиметра фиксируются в специальной базе данных.
В депо функционирует один такой станок, его производительность довольно высокая — он позволяет обтачивать до 12 колесных пар за смену, а работают на нём два токаря по очереди.
3 интересных факта про станок
- Станок обточил уже больше 15 тысяч колесных пар.
- Самое сложное в процессе обточки — необходимость выбора оптимального режима обработки колесной пары, чтобы не снять лишний металл и не снизить ресурс колеса.
- Есть уникальный транспортер для стружки со встроенной дробилкой.
Благодаря пристальному вниманию к состоянию колесных пар аэроэкспрессов ход у наших поездов максимально плавный. Убедиться в этом можно при поездке в аэропорты Шереметьево и Домодедово. Расписание здесь.