Найти тему
КиноПсихолог

Чего не могут простить Тому Крузу (а главное - кто)

Из всего, что я читала или слышала о Томе Крузе, процентов 80 составляют заявления о том, что парень – плохой актер, бездарь со смазливой (особенно по молодости) мордашкой, который всегда в одном амплуа, а вернее – играет самого себя, "красавчика Тома Круза". Какую роль ни возьми, характера нет, на экране – Том Круз. Поначалу я в это даже верила, тем более, что фильмы с этим актером просто не смотрела (зачем смотреть фильмы с актером, у которого такая репутация?).

"Лучший стрелок", скриншот.
"Лучший стрелок", скриншот.

Однако потом смотреть стала. Не знаю, как сам Том Круз, но фильмы с его участием мне неизменно нравятся. И, сдается мне, что, например, Стивен Спилберг не так себе режиссер, и, вероятно, немного разбирается в актерской игре. И уж тем более может себе позволить пригласить на роль в свой фильм кого-нибудь и кроме Тома. Зачем ему приглашать бездаря?

Да и Морган Фримен, Дастин Хоффман, Курт Расселл, Эмили Блант или Пенелопа Крус тоже не в том положении, чтобы составлять дуэты с кем попало.

"Ванильное небо", скриншот.
"Ванильное небо", скриншот.

Не скажу, что эти фильмы мои любимые, но время от времени смотрю и некоторые даже пересматриваю:

  • Миссия невыполнима
  • Джек Ричер
  • Обливион
  • Лучший стрелок
  • Человек дождя
  • Ванильное небо
  • Особое мнение
  • Грань будущего

Почему-то мне не кажется, что Том Круз во всех этих фильмах "одинаковый". Для актера важны эмоции и умение их передавать, и в этом моменте у меня претензий к актеру ну совсем нет. Возможно, я слишком некритично отношусь к его творчеству. Но по мне, так Итан Хант и Джек Харпер ну вот совсем не один и тот же типаж.

"Человек дождя", скриншот.
"Человек дождя", скриншот.

Ладно, можно обвинить Тома Круза в одноплановости, допустим. Но чем это, собственно, плохо? Быть актером одной роли и то не самая плохая участь, а одноплановость вовсе не предполагает "одноролевости". Да, есть актеры, которым что-то одно удается лучше, чем другое. Круз, вместо того, чтобы пыжиться и пытаться кому-то доказать, что может и так, и эдак, понимает, что у него получается лучше. Тем и берет. А выполнением трюков, так сказать, собственноручно и вовсе мало кто может похвастаться в актерской братии.

В психологии считается большим плюсом, когда человек понимает свои сильные и слабые стороны, пользуется первыми и не злоупотребляет вторыми. Ну, получаются у Тома Круза неплохие Итаны Ханты, в чем проблема?

"Обливион", скриншот.
"Обливион", скриншот.

Но нет. Публика не устает его в этом упрекать. Почему? Вероятно, у всех свои резоны, но с точки зрения психологии "критиков", дно у всех этих историй более или менее схожее. Дело в том, что психологические критики, как правило, ругают и критикуют других за то, чего не позволяют сами себе. Или не могут сделать, даже если бы позволили.

Так, блогеров и авторов чаще всего хейтят те, кто сам не написал ни строчки, а в глубине души хотел бы быть "лидером мнений", профессиональным авторитетом или публичной личностью. Фитнес-няшек поливают грязью те, кто в жизни не смог оторвать свою пятую точку от дивана, чтобы сносить ее в тренажерный зал. Артистов эстрады, певцов обвиняют в отсутствии голоса счастливые обладатели отсутствия и голоса, и слуха.

В принципе в роль критика люди впадают тогда, когда у них есть большой пласт нереализованности в жизни. Когда есть какие-то мечты, планы, задумки, хотелки, которые навечно погребены в подсознании, ибо нет веры в свои собственные способности их реализовать, воплотить. Ибо есть лень и бессилие, с которым невозможно смириться. Критику, преследователю невыносимо переживание собственного бессилия в отношении собственной жизни. Есть то, что они реально не в силах изменить, и это выводит из себя. Есть то, что они в силах изменить, но не решаются или боятся.

"Миссия невыполнима", скриншот.
"Миссия невыполнима", скриншот.

Чтобы не оставаться один на один со своим бессилием, критик создает иллюзию силы. Внешне она проявляется как насилие и агрессия (хотя бы вербальная). А агрессия требует выхода. Раскритиковать и облить кого-нибудь грязью или же прикрыться щитом благих намерений – хороший вариант для выхода агрессии во внешний мир.

Если следовать этой логике, получается, что по большей части Тома Круза ругают те, кто сам не может похвастать каким-либо значимым достижением, хотя бы и "одноплановым". Ну, а если упор делается на смазливую мордашку, то, вероятно, ругаются те, кто считает, что их мать-природа привлекательной внешностью обделила (но эти ругают не только Тома, но и всех более или менее привлекательных людей, добившихся социального или финансового успеха).

Когда кто-то кого-то усиленно критикует, он очень многое рассказывает о самом себе. Если прислушаться, то можно услышать немало интересного о больных мозолях, триггерах, нереализованности и недовольстве собой. Так что с критикой стоит быть поосторожнее.