Найти тему
Изян

Битва при Марафоне

Оглавление

Битва на Марафонской равнине в сентябре 490 г. до н. э. между греками и вторгшимися войсками персидского царя Дария I (годы правления 522–486 до н. э.) была победой, которая вошла в фольклор как момент, когда греческие города-государства показали миру свое мужество и превосходство и завоевали свободу. Хотя на самом деле битва лишь задержала персов в их империалистических амбициях, и за этим последовали более крупные сражения, Марафон был первым случаем, когда могущественная персидская империя Ахеменидов была показана победоносной, и битва была представлена в греческом искусстве - литературе, скульптуре, архитектуре и искусстве. гончарное дело – как решающий и определяющий момент в истории Греции.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Карта, иллюстрирующая положение греческих (синий) и персидских (красный) войск в Марафонской битве в 490 г. до н.э. Союзные греческие города-государства во главе с Афинами выиграют битву и отразят вторжение в Грецию персидского царя Дария.
Карта, иллюстрирующая положение греческих (синий) и персидских (красный) войск в Марафонской битве в 490 г. до н.э. Союзные греческие города-государства во главе с Афинами выиграют битву и отразят вторжение в Грецию персидского царя Дария.

Персидская империя

Персия под властью Дария I уже расширялась на материковую Европу и к началу V века до нашей эры подчинила Ионию, Фракию и Македонию. Следующими объектами внимания царя Дария были Афины и остальная Греция. Непонятно, почему Персия жаждала Греции. Богатство и ресурсы кажутся маловероятным мотивом; Другие, более правдоподобные предложения включают необходимость повысить престиж короля внутри страны или раз и навсегда подавить группу потенциально неприятных повстанческих государств на западной границе империи. Ионическое восстание, символическое подношение земли и воды в знак подчинения персидскому сатрапу в 508 г. до н. э., а также нападение Афин и Эретрии на город Сарды в 499 г. до н. э. также не были забыты.

Какими бы ни были точные мотивы, в 491 г. до н. э. Дарий снова послал послов с призывом подчиниться грекам персидскому правлению. Греки ответили серьезным ответом, казнив послов, а Афины и Спарта пообещали заключить союз для защиты Греции. Ответом Дария на это дипломатическое возмущение было направить военно-морской флот из 600 кораблей и 25 000 человек для атаки на Киклады и Эвбею, оставив персов всего в одном шаге от остальной Греции. Однако захватчикам встретится достойный соперник в 490 г. до н.э., когда греческие войска во главе с Афинами собрались на Марафонской равнине, чтобы защитить свою страну от иностранного порабощения.

Персидская армия

Общее командование персидской армией находилось в руках Датиса, поскольку Дарий не руководил вторжением лично. Заместителем командира был Артаферн, племянник Дария, который, возможно, возглавлял персидскую конницу. Общая численность персидской армии неизвестна, но, судя по количеству кораблей, ее могло быть около 90 000 человек. Фактическая численность бойцов могла составлять два отряда байварабама или 20 000–25 000 человек. Большинство из них были лучниками и, возможно, еще 2000 кавалерийских отрядов. Персидская армия на самом деле происходила из разных государств империи, но персы и сакаи были признаны лучшими боевыми единицами.

Персидские лучники во дворце Дария в Сузах. Экспонируется в Пергамском музее/Vorderasiatisches Museum в Берлине.
Персидские лучники во дворце Дария в Сузах. Экспонируется в Пергамском музее/Vorderasiatisches Museum в Берлине.

Греческая армия

Греков возглавлял либо афинский полемарх Каллимах (также называемый Каллимах), либо Мильтиад, которые фактически сражались под началом Дария в кампании последнего в Скифии и поэтому располагали ценными военными сведениями о персидской войне. 1000 платейцев командовал Аримнестос, а афиняне выставили около 9000 гоплитов. Общая численность оценивается в пределах от 10 000 до 20 000 человек, но, вероятно, была ближе к нижней цифре.


Гоплиты против лучников

Две противостоящие армии, по сути, представляли два подхода к классической войне: персы предпочитали дальнюю атаку с использованием лучников, за которой следовала кавалерийская атака, в то время как греческая война предпочитала тяжелобронированных гоплитов, построенных в плотном строю, называемом фалангой. каждый мужчина нес тяжелый круглый бронзовый щит и сражался на близком расстоянии, используя копья и мечи. Персидская пехота несла легкий (часто прямоугольный) плетеный щит (спару) и была вооружена длинным кинжалом или изогнутым мечом (кописом), коротким копьем и составным луком. Обычно те, у кого были щиты (спарабарай), образовывали защитный барьер, в то время как лучники стреляли из-за спины. В состав персидских войск входила также пара тысячных отрядов (хазарбам) элитных копейщиков (аристабаров). У них были более легкие доспехи, чем у гоплитов, обычно они носили тунику (возможно, с прикрепленной к ней бронзовой чешуей или у некоторых кожаную кирасу), брюки с яркими узорами, ботинки и мягкий капюшон.

Современная иллюстрация греческого гоплита IV века до нашей эры.
Современная иллюстрация греческого гоплита IV века до нашей эры.

Персидская кавалерия была вооружена как пехотинцы, луком и еще двумя копьями для метания и колющего удара. Кавалерия, обычно действовавшая на флангах основного боя, использовалась для зачистки пехоты противника, приведенной в замешательство после того, как она подверглась неоднократным залпам лучников. Хотя персидская тактика быстрого запуска огромного количества стрел во врага, должно быть, представляла собой устрашающее зрелище, легкость стрел означала, что они были в значительной степени неэффективны против гоплитов в бронзовых доспехах. В ближнем бою более длинные копья, более тяжелые мечи, лучшая броня и жесткая дисциплина в построении фаланги означали, что греческие гоплиты будут иметь все преимущества, но персы могли выставить превосходящие силы, и их репутация была огромной.


Открытие позиций

Персидские войска сначала высадились в Каристе, а затем в Эретрии на севере Эвбеи, разграбили оба города, а затем 1 и 2 сентября двинулись через пролив к восточной оконечности Марафонской бухты. Марафон был выбран персами в качестве подходящего пункта высадки, поскольку он обеспечивал идеальную местность для кавалерийских частей; действительно, само название Марафон может происходить от дикого фенхеля (marathos), который до сих пор растет на этой исключительно плодородной равнине. Кроме того, поблизости находилось озеро с обильным запасом воды как для людей, так и для лошадей. Преимущества этого места, вероятно, являются причиной того, что Писистрат также выбрал место для посадки c. 546 г. до н.э. на пути к утверждению себя как тирана Афин. Тогда здесь, под прикрытием полуострова Киносура, персы разбили лагерь.

Когда греки обнаружили точку вторжения, среди афинских стратегов и генералов возникла некоторая дискуссия, оставаться ли им или встретиться с захватчиками, но последний вариант был решен, и по прибытии в Марафон 3 или 4 сентября они создали лагерь возле святилища Геркулеса на западном конце залива, к которому вскоре присоединились платейцы. Спартанцы, прославившиеся как лучшие воины Греции, к сожалению, задержались с мобилизацией, поскольку были вовлечены в священный праздник Карнея и вполне могли быть заняты местным восстанием мессенцев. Фактически, спартанцы пропустили бы битву на день.

Сцена, изображающая греческую фалангу, состоящую из тяжеловооруженных воинов-гоплитов.
Сцена, изображающая греческую фалангу, состоящую из тяжеловооруженных воинов-гоплитов.

Подробности битвы, как и большинства сражений начала V века до нашей эры, отрывочны и противоречивы в древних источниках. Однако 11 сентября, похоже, греки выстроили свои боевые порядки в центре залива, в то время как персы погрузили на борт только половину своей пехоты. Сформировав фронт глубиной в восемь человек, греки удлинили свои линии, чтобы соответствовать персам, и сократили свою центральную группу до четырех человек. Платейцы располагались на правом фланге, а афиняне - в центре и на левом фланге. Лучшие персидские и сакайские войска командовали из центра, возможно, в глубину до десяти человек. Это была обычная персидская тактика, поэтому уменьшение количества греческих гоплитов в центре могло быть преднамеренной тактикой Мильтиада или Каллимаха, позволяющей флангам окружить персов по мере их продвижения в центре. С другой стороны, греки не могли себе позволить более узкий фронт, чем персы, поскольку это позволило бы им пройти позади греческих линий на флангах и сделать фалангу безнадежно уязвимой для атаки. Две линии людей – захватчиков и защитников – растянулись на 1500 метров в длину и теперь стояли на расстоянии всего 1500 метров друг от друга.


Битва

Персидская конница загадочным образом отсутствует на сцене битвы, и древние источники и современные историки снова не пришли к единому мнению. Возможно, Датис не мог использовать их с пользой из-за спорадических деревьев, усеивающих равнину, или же он действительно послал их (или планировал послать) с другими войсками в сторону Афин, либо в попытке захватите город, пока греки были у Марафона, или, возможно, само их отсутствие должно было побудить греческую армию вступить в бой до прибытия спартанцев.

Однако в конце концов пехота с обеих сторон вступила в бой. Двигаясь навстречу друг другу и, возможно, греки пробежали последние 400 метров, находясь, несомненно, под огнем персидских лучников, две армии столкнулись. Завязалась длительная и кровавая борьба, в результате которой центр персов, что, возможно, и предсказуемо, оттеснил ослабленный греческий центр назад. Однако и правый, и левый фланг греков взяли верх над персами, отбросив их назад. Таким образом, линии были разорваны, и результатом стала запутанная рукопашная схватка. Персы, теперь разбитые слева и справа, бежали обратно к своим кораблям, но, чтобы добраться до них, им пришлось пересечь широкую болотистую местность. В беспорядочном отступлении греческие фланги приблизились к центру, атаковали как персидский центр, так и преследовали бегущие персидские фланги, нанося тяжелые потери. Вокруг персидских кораблей продолжались ожесточенные бои, и именно в этом бою Каллимах был убит. Греки захватили семь кораблей противника, но остальной флот спасся вместе со всеми персами, которым удалось подняться на борт.

Греки одержали великую победу. По преданию, погибло 6400 персов и всего 192 грека. Первая цифра достаточно точна, но вторая, вероятно, сильно занижена в пропагандистских целях. Однако персы еще не закончили, поскольку Датис теперь отплыл к мысу Сунион, пытаясь атаковать Афины, пока греческая армия отсутствовала. Греки, возможно, были предупреждены об этом развитии сигналом щита предателя с горы Пентеликос, которая, возможно, несправедливо, была причислена к клану Алкемеонидаев. Без сомнения, изнуренная греческая армия, тем не менее, была вынуждена вернуться в Афины, чтобы защитить город. Их прибытия ночью того же дня, похоже, было достаточно, чтобы обескуражить персов, стоящих на якоре у Фалерона, и флот отступил обратно в Азию. В этот момент наконец прибыли 2000 спартанцев, но они были ненужны для победы.


Последствия

Вернувшись в Марафон, мертвых кремировали и хоронили на этом месте (необычная ступенька и курган видны до сих пор), а также была установлена памятная колонна-трофей (фрагменты которой сейчас находятся в Археологическом музее Марафона). В знак благодарности богам были принесены жертвы, в частности 500 коз Артемиде Агротере, и каждый год после этого на этом месте приносилось жертвоприношение, ритуал продолжался еще 400 лет. Афиняне установили на своем акрополе колонну и статую Ириды (или Ники) в честь Каллимаха, а его роль в победе, а статуи и военные трофеи были посвящены в великом святилище Дельф. Победа также была увековечена греческой скульптурой известного скульптора Фидия - бронзовой группой в Дельфах, в которую входили Аполлон, Артемида и Мильтиад, а также колоссальной бронзовой Афиной на афинском акрополе. В Афинах был построен храм Артемиды Евклеи, а битва также была предметом скульптуры на южной стороне храма Афины Ники ок. 425–400 гг. до н.э. в Афинах.

Сокровищница, построенная в 490 г. до н. э. после победы Афин над Персией при Марафоне, имеет форму дорического храма.
Сокровищница, построенная в 490 г. до н. э. после победы Афин над Персией при Марафоне, имеет форму дорического храма.

Победа стала большим моральным подъемом для греков, и о сентябрьских событиях сложились всевозможные легенды. Видения мифического афинского героя Тесея во время битвы и вмешательство Пана были лишь некоторыми из историй, которые помогли объяснить, как грекам удалось победить могучую персидскую армию. Кроме того, ветераны битвы после этого несли на своем щите изображение быка Марафона (из мифа о Геркулесе), чтобы с гордостью показать свое участие в этой великой победе.

Однако, несмотря на греческую эйфорию по поводу победы, персидские амбиции не были ослаблены поражением при Марафоне, поскольку в течение десятилетия царь Ксеркс продолжил видение своего предшественника Дария и в 480 г. до н.э. собрал огромные силы вторжения, чтобы напасть на Грецию, на этот раз через перевал. в Фермопилах. В августе 480 г. до н.э. небольшой отряд греков во главе со спартанским царем Леонидом удерживал перевал в течение трех дней, и в то же время греческому флоту удалось сдержать персов в морской битве при Артемисионе. Вместе эти сражения выиграли время для Греции и позволили одержать победы: сначала при Саламине в сентябре 480 г. до н. э., где греческий флот вытеснил персов на мелководье, и при Платеях в августе 479 г. до н. э., где греки выставили самую большую армию гоплитов за всю историю. видно, выиграл битву, которая окончательно положила конец персидским войнам в Греции.


Марафонский забег

Последняя легенда о Марафоне, сохранившая свое название до наших дней, — это рассказ Геродота о посланнике на дальние расстояния (гемеродромосе) по имени Фидиппид. Его послали заручиться помощью спартанцев перед битвой, и он побежал в Спарту, сначала остановившись в Афинах, общее расстояние 240 км (подвиг, повторенный спортсменом в 1983 году нашей эры). Более поздние источники, начиная с Плутарха в I веке нашей эры, путают эту историю с другим посланником, отправленным из Марафона после битвы, чтобы объявить о победе и предупредить о скором прибытии персидского флота в Афины. В любом случае, именно на основе этой второй легенды в 1896 году нашей эры при первом возрождении Олимпийских игр в 1896 году нашей эры был основан забег, охватывающий ту же дистанцию, что и 42 километра между Марафоном и Афинами, в ознаменование древнегреческих спортивных идеалов и оригинальных игр. в Олимпии. Примечательно, что первый марафонский забег выиграл грек Спиридон Луи.

Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории

Источник