Татьяна Васильевна – выдающаяся народная артистка СССР и РСФСР. С ней связана великая эпоха в театре СССР и России, несколько поколений известных и знаменитых актеров театра и кино. Поклонники боготворили ее, всегда одаривали букетами цветов и овациями. Она же была скромной и величественной.
Начинала творческую карьеру актрисой в Ленкоме родного Ленинграда с 1957 по 1958 год. Потом с 1959 по 1966 в Большом драматическом театре (БДТ) имени Максима Горького в Ленинграде, и с 1966 по 1985 годы уже в столичном МХАТе. В БДТ ее помнят всегда, и долго приглашали вернуться. Во МХАТе был многолетний перерыв, когда актриса работала в Театре имени В.В, Маяковского. После чего в 1983-м актриса вернулась, приняв приглашение Олега Ефремова. Потом в театре был раскол, и после трудного периода она его возглавила уже с новым именем МХАТ имени Максима Горького с 1987 года по 2018-й, став его художественным руководителем. А в декабре 2018-го Татьяна Васильевна стала президентом МХАТ имени Максима Горького.
Играла в Московском театре имени Владимира Маяковского. В театрах эстрады и М.Н. Ермоловой, «Сфера». Ее героини были сильными и умными, одновременно нежными, иногда коварными.
В ее фильмографии всего 23 фильма, потому что всю себя она отдавала театру. Но фильмы с яркими и запоминающимися образами. Знаковой был пылкий главный образ Нюры (Анны Григорьевны), в который были влюблены многие мужчины Советского Союза, в «Трех Тополях на Плющихе» вместе с другой главной ролью Олега Ефремова. Песня из этого кинофильма «Нежность» надолго стала хитом на радио и телевидении. У Татьяны Дорониной прекрасный вокал, и во многих фильмах она исполняла песни разного жанра сама.
Актриса много снималась и вела передачи на телевидении. Документальных фильмов с ее участием больше, чем художественных. Многие из них рассказывали о героях в советском кино.
Татьяна Васильевна – кавалер всех четырех степеней ордена «За заслуги перед Отечеством» и ордена Дружбы народов, а также орденов Почета и «За заслуги в культуре и искусстве». Фантастически, но Татьяна Васильевна принимала награды страны из рук всех трех президентов России, и при этом почти во всех их каденциях – два раза от Б.Н. Ельцина, один раз от Д.А. Медведева, и четырежды от В.В, Путина, но в трех его каденциях из четырех. Последним был орден «За заслуги в культуре и искусстве» в апреле 2023 года.
А вот званий выше народной артистки еще не ввели, их она получила еще в СССР и РСФСР. И по симпатиям зрителей в титульном киноальманахе СССР «Советском экране» признавалась лучшей киноактрисой года трижды.
В ее копилке около тридцати различных премий и дипломов за роли, образы, и вклады в развитие культуры и искусства. О ней и творчестве снято семь полнометражных фильмов и написано несколько книг. Автобиографический «Дневник актрисы» испытан славой и популярностью уже в двух изданиях – в 1998-м и 2006 годах. Татьяна Доронина – член Союза писателей России. Она известна как замечательный, непревзойденный чтец. Чаще других читает Сергея Есенина и Марину Цветаеву.
Татьяна Васильевна замечательный и талантливый театральный режиссер. Ее 30 постановок в родном МХАТе, театре «Сфера», киноконцертном зале имени П.И. Чайковского, охватывают произведения лучшей послевоенной и довоенной, дореволюционной классики.
Татьяна Васильевна, которую МХАТ называет не иначе как хозяйкой, 60 лет творческой карьеры отмечала в 2016 году, открывая сезон ролью Вассы Железновой. В 2018 году с 85-летием актрису и режиссера поздравляли коллеги и Владимир Путин. Поклонники выдающейся актрисы и режиссера ждут яркого юбилея 12 сентября этого года.
Годы жизни и творчества
В родном Ленинграде Татьяна появилась на свет 12 сентября в 1933 году.
Родители, война, школа
Папа Василий Иванович исповедовал старую веру, поддерживал традиционные ценности, порядочность и благочестие. Мама Анна Ивановна была дочерью старосты церкви в деревне. Оба родителя из крестьян старообрядцев, их родиной была Ярославская область. Рождение Тани было на фоне жизни в коммунальной квартире Ленинграда, в соседстве с пятью семьями. Мама присматривала дома за двумя дочерьми – Таней и старшей Галей. Татьяна вспоминала ее как очень красивую женщину. Папа – шеф-повар санатория. В выходные всей семьей они гуляли, читали, посвящали время театру.
В военное время мама с дочерьми эвакуировалась в Ярославскую область, где занималась пошивкой шинелей для фронта, убирала урожай. Отец, отвоевав всю войну, вернулся домой инвалидом, они снова стали жить в Ленинграде. Родители прожили вместе 60 лет.
Учась в средней школе, Таня посещает кружок самодеятельности. Шить платья для спектаклей ей помогала мама, используя простую марлю. Заканчивая восьмой класс, девушка весной 1950-го записывается на три тура прослушивания Школы-студии МХАТ. Их проводили известные столичные артисты, подбирающие в регионах талантливую молодежь. Комиссия во главе с народным артистом РСФСР П.В. Массальским, одобрила сдачу тестов Татьяны. Но требовалась поездка в сам МХАТ в Москву. Татьяна и там прошла успешно все три тура. Разочарованием для девушки стало требование иметь аттестат об окончании средней школы.
Поступление в Школу-студию МХАТ
Целеустремленная и трудолюбивая девушка терпеливо закончила обучение в средней школе. С аттестатом зрелости в 1952 году снова поехала покорять театральную Москву, причем успешно прошла конкурсы в нескольких театральных учебных заведениях. Но уже тогда был сделан выбор на всю жизнь – Школа-студия МХАТ, руководитель курса тот же П.В. Массальский. Актерское мастерство преподавалось Б.И. Вершиловым. Он был главный учитель Татьяны.
На курсе Татьяна Васильевна встретилась с будущими звездами, среди которых были Евгений Евстигнеев и Михаил Козаков, Олег Басилашвили. А Вершилову была благодарна за школу актерской жизни, отмечая, что тот учил быть сначала человеком, а потом актером.
Начало карьеры. Ленком и БДТ
С Олегом Басилашвили они стали мужем и женой, а распределение получили в далекий драмтеатр города Сталинграда. Но к концу 1956-го их пригласили в Ленком, где Татьяна играла, включая 1958 год. В 1959 году Татьяну Доронину пригласил Г.А. Товстоногов в БДТ, играть Надежду Монахову в «Варварах» Максима Горького, и Олега Басилашвили тоже.
Здесь она становится ведущей и авторитетной в труппе актрисой. Играет в «Горе от ума» (Софья), «Трех сестрах» (Маша), «Поднятой целине» (Лушка). А еще в современных тогда постановках – Надю в «Моей старшей сестре» по А.М. Володину, и Наташу в «Еще раз про любовь» по Э.С. Радзинскому. Последние два образа она отобразила и в экранизациях этих произведений – соответственно в 1966 и 1968 годах.
Москва и МХАТ
Но в 1966 году актрисе пришлось оставить БДТ. Она вышла замуж, и переехала в Москву. Теперь она стала работать в театре, Школу которого проходила – МХАТ. Играла там по 1972 год. В 1970 году театр возглавил Олег Ефремов, и в коллективе переживался кризис. Поэтому с 1972 до 1983 года была плодотворная работа в Театре имени Владимира Маяковского. В 1983-м ее приглашает Олег Ефремов, и она возвращается во МХАТ. Параллельно играет роли в Московском драматическом театре «Сфера».
В 1987 году МХАТ переживает раскол, после которого Татьяна Васильевна – художественный руководитель МХАТа. Она руководила театром по 2018 год, после чего в Министерстве культуры родилось предложение для Татьяны Васильевны – была учреждена должность президента МХАТа. Но, похоже, это был не совсем порядочный ход – чтобы просто освободить должность худрука для своего протеже. Тогда министром был Мединский. Еще будучи худруком, Доронина добилась заключения бессрочных трудовых договоров – на случай возможного увольнения. Тем не менее, новый худрук Э. Бояков стал возвращать контракты по срокам. Не трогались только народные артисты и социальные льготники.
Уход из театра
Учитывая эти обстоятельства и разногласия, Татьяна Васильевна после юбилейного спектакля «Вассы Железновой» в январе 2019-го в театре не появлялась. Так часто бывает. После выдающейся творческой личности в таком знаменитом заведении появляется неизвестный человек из глубинки с коммерческим уклоном – продюсер, окруженный массой мало или неизвестных людей, малозначимых мероприятий, перекраивающий все на свой лад.
Это был протеже бывшего министра культуры Мединского, печально известного в стране многими странными действиями. А замом Боякова стал З. Прилепин – тоже не столько творческий, а медийный популистский персонаж. В ноябре 2021 года Бояков был уволен директором МХАТа Владимиром Кехманом. Причиной были разногласия того с Татьяной Дорониной.
Роли
Вся длинная творческая жизнь актрисы и режиссера была отдана театру. Более 50 ролей в спектаклях лучшей русской, советской и российской классики в Ленкоме, БДТ, МХАТе, Московском театре имени Владимира Маяковского, театре «Сфера».
А уже собственные постановки в ставшем родным МХАТе, «Сфере».
Кино
Среди 23 фильмов с участием актрисы выделяются:
«Первый эшелон» (1955) режиссера Михаила Калатозова по сценарию Николая Погодина о комсомольцах-целинниках, с дружбой и первой любовью. Роль Зои – дебют в кино.
«Рабочий поселок» (1965). Режиссер Владимир Венгеров, сценарий Веры Пановой. Полина видит, как трудно находить себя в мирной жизни после страшных военных событий с измененными душами и судьбами людей.
«Старшая сестра» (1966) режиссера Георгия Натансона, сценариста Александра Володина – о сестрах Рязаевых, воспитывавшихся в детском доме с опекунством дяди. Старшая сестра Надежда поддерживает мечту младшей стать актрисой. При этом сама мечтает о театре, но отказывается ради сестры. За эту роль впервые Татьяна Доронина стала лучшей актрисой года по опросам «Советского экрана». В фильме актриса сама исполняет песню «Солнечный зайчик».
«Еще раз про любовь» (1967) – режиссер Георгий Натансон, сценарист Эдвард Радзинский. О яркой и красивой, тонко чувствующей бортпроводнице, и о нем – талантливом физике, самоуверенном холодном интеллектуале. Трудно представить, что их связывает. Второй год подряд она лучшая актриса.
«Три тополя на Плющихе» (1968). Шедевр режиссера Татьяны Лиозновой и сценариста Александр Борщаговского о деревенской женщине Нюре, приехавшей в столицу продавать домашнюю ветчину. Она спешит после продажи вернуться к мужу-бакенщику и двум детишкам. Встречает неожиданно вспыхнувшее чувство к таксисту (Олег Ефремов). Но пересиливает эмоции, и возвращается в семью. Снова лучшая актриса года, и приз Всесоюзного фестиваля. А песня «Нежность» Александры Пахмутовой в великолепном искреннем исполнении самой актрисы стала неразделимым символом картины.
«Мачеха» (1973) режиссера Олега Бондарева и сценариста Эдгара Смирнова. Шура Олеванцева живет благополучно – мужа в колхозе уважают, в благоустроенной квартире двое детишек. Неожиданно жизнь меняется. Павла извещают, то он имеет внебрачную дочь восьми лет. Она осталась сиротой, и ее собираются отправлять в детский дом. Супруги забирают девочку в семью, и героиня Татьяны находит ключи к душе столько трудностей пережившего ребенка. Кажется, это могла сыграть только Доронина. За фильм она лучшая актриса по поросам «Советского экрана», и получает приз лучшей актрисе на МКФ в Тегеране.
«Ольга Сергеевна» (1975) снимал режиссер Александр Прошкин, сценарий писал Эдвард Радзинский. У Ольги Сергеевны Вашкиной – талантливого ученого-океанолога и серьезного администратора неожиданная встреча с любовью. Молодой красивой женщине это становится важным в своей жизни.
«Валентин и Валентина» (1985) Георгия Натансона и сценариста Михаила Рощина. Студенты Валентин и Валентина полюбили друг друга. Они доверяют друг другу и своим чувствам. Сердобольная, но эгоистичная мать не допускает жизнь дочери самостоятельной.
Остальные роли актрисы все разноплановые, но отличаются в разных сюжетах искренностью, красотой и человеческой добродетелью. Поклонникам ее кино ролей полюбилась не только ее мастерская игра, но и задушевность, красивые песни и чудесный особый голос.
Все роли Татьяны Васильевны Дорониной в театре и кино – эпоха в культурной жизни страны не только среди творческих деятелей, но и всех простых граждан страны.
Личная жизнь актрисы
Татьяне Васильевне пришлось быть замужем несколько раз. С народным артистом СССР с 1984 года Олегом Басилашвили (1934) актриса была вместе в 1953-1963 годах.
Театровед и театральный критик, доктор искусствоведения и профессор Анатолий Юфит (1925-1078) был мужем актрисы в 1963-1966 годах.
Эдвард Радзинский (1936) – сценарист и телеведущий, писатель и драматург. Татьяна Васильевна жила с ним в 1966-1971 годах.
Борис Химичев (1933-2014), народный артист России. Их брак длился с 1973-го до 1982 года.
Последним мужем актрисы был Роберт Тохненко в 1982-1985 годах, чиновник в ЦК ВЛКСМ, а потом в главном управлении нефтяной промышленности.
После этого Татьяна Васильевна жила одна, а рядом с ней всегда был творческий коллектив театра.
Причины периодических расставаний подметил Химичев, сказав, что Доронина всю жизнь отдавала театру. Все время она пропадала на репетициях и гастролях.
Берегите память о близких, истории и стране
Чтобы в современном стремительном мире не терять ценную информацию вместе с документами и фотографиями, используйте крупнейший портал в сети Код Памяти.
С помощью страниц памяти можно сохранить память о близких людях, предках, входящих в родословную, для потомков.
Сервис семейного древа позволит составить и сохранить генеалогическое древо удобно и просто.