Найти тему

"Забытые" реформы Николая II Часть 1. Те самые 85%.

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Дорогие друзья, всех приветствую на своем канале.

Сегодня в этой статье мы с вами поднимем довольно острую тему (ибо каждая тема, где затрагивается имя Николая Второго - острая).

Дело в том, что последнего Государя в нынешнем обществе вызывает большие дискуссии, его либо почитают, либо ненавидят, а между тем, период его правления ознаменовался временем, когда наша страна переживала и экономический и культурный и социальный подъем. Вот о последнем и пойдет речь в этой публикации.

Начнем с того, что утверждение советского времени о том, что при Николае втором - ничего не делалось для страны - это откровенная ложь. Объясняется она просто - ничего "положительного" в государе быть не может, если он не "ВЕЛИКИЙ РЕФОРМАТОР" как Петр I. Идеология, знаете ли...

Но реформы Николая Второго были, и были успешными и важными. возможно, именно поэтому, многие из них мы сегодня знаем как реформы Ленина. Но люди должны знать своих героев в лицо!

Реформа образования

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Принято считать, что Царская Россия - это безграмотное, нищее большинство, на горбу которого "жируют барева и помещики". Те, кто приводят этот и подобные утверждения, обычно оперируют тем "фактом", что в 1913(или любом другом до 1917) году в России было 85% населения неграмотные. Ссылаются при этом на дореволюционные источники. Вроде бы все верно. НО...

Дело в том, что в России до 1917 года перепись населения проводилась лишь в 1897 году, и все последующие данные считались с отсылкой именно на этот год.

Даже если учесть, что в 1917 году грамотными оставались те же 15%, то уже к 1920 (а это советская статистика), их было более 40%, и это в периоды Гражданской войны и голода в Поволжье! Что-то не сходится...

И вот почему! При Николае Втором была развернута масштабная политика по повышению грамотности населения.

Русское имперское гимназическое и университетское образование стояло на мировом уровне начиная, по крайней мере, с эпохи Александра I, однако при Николае II оно этот уровень, в каком-то смысле перешагнуло, оставив «за кормой» Европу и Америку, как по качеству образования, так и по его социальной доступности. К 1914 г. Российская империя, имевшая в наличии при восшествии Николая Александровича Романова на престол лишь несколько, хотя и первоклассных технических вузов, превзошла по уровню технического образования безусловного лидера тех лет – Германскую империю.

Безусловно, дворянское образование в России всегда было прекрасным. Уровень его не достижим даже в наши дни.

Но как обстояли дела с народным образованием. Все мы знаем о том, что еще Александром III был принят тот самый "циркуляр о кухаркиных детях".

Это нормативный акт действительно был принят царем в 1887 году. Но по факту он только рекомендовал директорам гимназий при приёме детей в учебные заведения учитывать возможности лиц, на попечении которых эти дети находятся, обеспечивать необходимые условия для такого обучения; таким образом «гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одарённых гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию».

Безусловно, этот шаг был предпринят для тго, чтобы немного успокоить бурлящий котел инакомыслия, из-за необходимости «остудить» российское общество, ограничив передвижение из «неблагородных» слоёв населения в разночинцы и студенты, основную движущую силу революционного подъёма предшествующих лет.

Однако, многие историки не видят смысла в этом акте, так как в долгосрочном плане циркуляр заявленной цели не достиг: с 1880 до 1898 года доля учащихся «низших» сословий возросла в университетах (с 25 % до 48 %) и мужских гимназиях (с 38 % до 43 %), а в женских составила 48,7 %. Также важно отметить, что, во-первых, идея прямого запрета доступа в гимназии детям низших сословий была отвергнута непосредственно российским императором Александром III, и, во-вторых, сам факт желания оградить гимназии от «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников» совершенно беспрецедентен для тогдашней Европы — в других европейских странах указанные категории населения, и так не были представлены в престижных средних учебных заведениях в сколь-нибудь заметных количествах.

Но а что же при Николае Втором?

При нем открывались школы и гимназии, высшие и средние учебные заведения. На период с 1894 по 1914 количество школ в нашей стране увеличилось в 15 раз.

Министром Народного Просвещения в 1908 году в Государственную Думу был передан Законопроект об обязательном начальном образовании. Дума (А НЕ ЦАРЬ) проект этот утверждать не хотела, откладывала решение и находила всевозможные "заковырки", но между тем, даже если сам проект и не принимался, условия его уже начали выполняться.

Уже в 1908 году в Российской Империи получила силу закона программа введения всеобщего обучения, которая должна была завершиться между 1919 и 1924 годом. Основа российской «школьной сети» была создана между 1908 и 1916 годом, в частности, благодаря созданному Царем Школьно-строительному фонду Петра Великого. В Российской империи было 140 тысяч школ. В Российской Федерации сегодня имеем 55 тысяч школ при примерно таком же населении.

С самого начала царствования Николая II имел место опережающий рост бюджетных расходов на образование, причем в 1906–1916 гг. рост совершенно беспрецедентный. Ни до, ни после этого периода государство Российское не расходовало на образование столь большую часть своего бюджета. И это было так. В начале царствования Николая II из средств государственного казначейства на образование выделялось немногим более 40 млн руб., а земства, города и учреждения расходовали еще 30–40 млн руб., то есть по совокупности – 70–80 млн руб.

А в 1914 г. консолидированный бюджет составил уже 660 млн руб. – это порядка 20% госбюджета. Так что если брать на 1894 г. цифру 70 млн руб., то рост будет почти 10-кратный, на порядок. Но и по минимальной оценке – более чем в восемь раз.

Чтобы было понятно, о каких цифрах идет речь, отметим, что 660 млн золотых руб. – это, по разным оценкам, порядка 200–300 млрд. нынешних долларов.

Не убедились? Ноу нас и не было цели убедить тех, кто убеждаться не желает! Так уж и быть, приведем последний "интересный факт".

Все мы знаем картину художника Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет".

-3

На этой картине мальчики-крестьяне 10-12 лет решают в уме сложный пример, записанный на доске. Картина эта была написана художником в 1895 году. Учитель - это реальный человек, С.А. Рачинский, преподаватель Московского университета. Сама картина - реальные события, так как художник - бывший ученик профессора.

Таких школ, открываемых по стране добрыми людьми было большое количество. Например Н.А. Некрасов открыл сразу же 2. И это было задолго до Николая Второго.

Николай Александрович безусловно не был тем деспотом, тираном и слабовольным царем, каким его изображали и в СССР и многие делают это ныне. У него отобрали заслуги, а те, что оставили, страшно обесценили.

Всем мира и добра.

Спасибо за прочтение.

#история #культура #образование