В нашу клинику периодически обращаются родители малышей с таким запросом: Ребенку 1 или 2 года, он никак не реагирует на вопросы родителей, например: «где мама? где папа?», не проявляет эмоций к маме (не радуется, когда мама приходит, не переживает когда мама уходит), также как и к папе. Не реагирует на просьбы «дай, на», не приносит и не ищет глазами какие-то определённые предметы. Речи ещё нет, в лексиконе может быть 1-2 слова. Что делать, к какому специалисту обращаться или стоит подождать?
Причины трудностей в понимании речи
Один из важнейших моментов в развитии ребенка - умение понимать и воспринимать обращенную речь. Ведь общение с окружающими играет ключевую роль в его развитии, а способность к пониманию речи помогает установить связь с окружающим миром. Однако иногда родители сталкиваются с трудностями: их ребенок не понимает обращенную речь.
По нормам развития ребенка малыш в возрасте от полугода до полутора лет должен вслушиваться в голос родителя и реагировать на интонацию. Понимать название некоторых предметов и искать их глазами, когда родитель их называет. Например: "где кошка?"
В возрасте от полутора до двух лет малыш должен понимать сюжетные действия на картинке, кто спит, кто ест и прочее.
От двух до трех лет ребенок уже должен выполнять простейшие просьбы, пойдем на кухню, дай куклу и так далее. И если ребенок не откликается на просьбы совсем, то это повод обратиться к специалистам.
В возрасте четырех - пяти лет, ребенок хорошо понимает, что ему говорят родители, включая значение предлогов.
Первостепенная задача понять присутствуют ли у ребенка сенсорные проблемы: в норме ли слух и зрение. Отклонения могут быть причиной трудностей в понимании речи. Поэтому важно регулярно проверять их здоровье.
Что следует предпринять родителям?
Если у вас есть подозрения, что ваш ребенок не понимает обращенную речь, то необходимо начать с консультации у отоларинголога и невролога, а также пройти комплекс диагностических процедур.
Компьютерная аудиометрия (КСВП) учитывает, как слуховой сигнал проходит через структуры головного мозга, позволяя определить, как соответствующая часть мозга реагирует на звуки. Это отличается от обычной аудиограммы, которая показывает лишь физиологическое состояние слуха.
ЭЭГ (электроэнцефалограмма) также предоставляет актуальную информацию о работе головного мозга.
УЗДГ сосудов шеи и головы может показать, насколько просматриваемы сосуды и как обеспечивается кровоток клеток мозга.
Кроме того, важно проконсультироваться у психиатра, чтобы исключить или предотвратить психические нарушения в развитии вашего малыша.
Уровень развития познавательной сферы и речи можно оценить, обратившись к логопеду-дефектологу.
Опыт показывает, что наиболее эффективно поддается коррекции нарушение, замеченное на ранних этапах формирования речевого слухового восприятия. В нашей клинике к решению подобных проблем подходят комплексно.
В комплекс могут входить:
- Занятия с логопедом-дефетологом и логопедический массаж
- Занятия с умным зеркалом и аудиотренажером
- Занятия с нейропсихологом, в том числе игротерапия и сказкотерапия
- Микротоковая рефлексотерапия, которая является нашим основным методом лечения
- Биоакустическая коррекция (БАК)
- Детский массаж
Как же вести себя родителям, если малыш их не слышит?
Для того чтобы малыш развивался важно вовлечение близких людей, так же потребуется привлечение дополнительных специалистов.
Правила взаимодействия с ребенком, который не реагирует на обращенную речь.
Для того чтобы облегчить процесс обучения, взрослым следует придерживаться следующих рекомендаций:
1. Регулярно выходить на прогулки с ребенком, это помогает большему познанию окружающего мира.
2. Создайте богатую языковую среду. Обеспечьте ребенку множество возможностей для общения и слушания речи. Читайте ему детские книги с иллюстрациями, рассказывайте рассказы, пойте детские песенки, стимулируйте интерес к речи.
3. Сейчас в сети можно найти много вариантов занятий для неговорящих деток, либо можно попросить составить план занятий у логопеда-дефектолога или нейропсихолога. Не пренебрегайте домашними занятиями, систематичность здесь играет очень важную роль.
4. Стараться формулировать фразы коротко и доступно для понимания ребенка, например, заменяя "пойдем нальем чай" на "чай".
5. Ограничьте просмотр телевизора, чтобы избежать запоминания случайных слов из рекламы и мультиков.
6. Важно окружить ребенка поддержкой и пониманием. Постарайтесь избегать стрессовых ситуаций и создать для него комфортные условия для обучения и общения. Не ругайте малыша, если он ошибся.
7. Внимательно следите за реакцией малыша на вашу речь, учитывая, как он реагирует и воспринимает информацию. Поощряйте желание вступать в речевой контакт.
8. Повторять один и тот же комментарий к каждому действию, например, приглашая на прогулку, говорить "идем гулять".
При общении с ребенком рекомендуется:
• Смотреть на него, чтобы он видел вашу мимику и артикуляцию.
• Описывать действия, которые вы совершаете вместе, например, "мы ходили в магазин" или "мы будем кушать суп".
• Использовать короткие фразы.
• Произносить слова громко, ясно и четко, сохраняя правильную интонацию.
• Указывать на называемый предмет.
Перед тем как рассматривать стратегии для улучшения понимания речи у детей, важно понимать, что существует множество факторов, которые могут повлиять на способность ребенка к пониманию обращенной речи. Изначально нужно обратиться к специалистам чтобы понять причину.
Если вам требуется дополнительная помощь, всегда обращайтесь к специалистам «Реацентр», здесь готовы поддержать вас и вашего ребенка в этом важном процессе.
ООО "Клиника Гавриловых "Реацентр"
Адреса филиалов:
Москва, ул. Хованская, 6. (метро ВДНХ).
Одинцово, мкр. Новая Трёхгорка, ул. Кутузовская, 35.
Еще больше полезной информации по теме детского здоровья найдете на нашем канале в telegram https://t.me/reacentermsk