Начался учебный год. Он все так и называется годом «Педагога и наставника» Вот только как прекрасно он начался. Министерство нас порадовало едиными ФОПами и прочими прелестями. Ну об всем по порядку.
В новый учебный год мы вошли под девизом «кривое распрями, прямое покриви». Единые федеральные программы должны были помочь школам вернуться к базовым народным ценностям, а именно: Жизнь, достоинство, права и свободы гражданина. Любовь к родине и гражданственность, и заодно облегчить труд педагогов, предоставив им готовый набор документов. Об этом говорили давно, и вот, наконец, это свершилось. В распоряжении сотрудников школ и детсадов – единые учебные планы, планы внеурочной работы, графики, календарные планы каникул и проч. – Теоретически все так. Как же по итогу вышло.
А вышла куча проблем.
Проблема – ФОП. Сами ФОПы получились спорные. Некоторые предметные программы за основу взяты неудачные. Многие учителя жалуются на откровенные ляпы в программах предметов. Но решить теперь эту проблему никак – авторские правки не внести, а стучаться наверх бессмысленно.
Проблема – «конструктор программ». Опять же прекрасная идея, которая отдана в работу на этапе «И так сойдет». В конструкторе вы получаете практически готовую программу, которую лишь необходимо чуть подогнать под локальные акты школы. Вот только авторы конструктора не рассчитывали, что учителя массово начнут в нем работать с 1 сентября. Сайт едсо откровенно игнорируют требования генерации программ – он перегружен. А тем временем завуч требует программы и КТП (которое теперь внезапно поурочное планирование), а сайт висит. Конечно можно по учительской привычке поработать ночью, рано утром и т.д., но почему нельзя было сделать все раньше и проще. Плюсом оказалось что в конструкторе не все программы либо отсутствует КТП к ним.
Проблема - «время». Нет, я сейчас не о перегруженности учителя, необходимости работать в нерабочее время и других прелестях работы педагога. Я говорю о действиях министерства. До самого конца августа внятных ответов по ФОП никто не давал, а в них на секундочку учебные планы – по которым опять комментариев не давал никто. И вот на последней неделе министерство разродилось и начало писать, да как начало… Письма шли и противоречили друг другу, местные министерства успели накропать метод рекомендации, которые благополучно шли вразрез с новыми письмами. А тут подкрался сентябрь и как назло неожиданно прямо после 31 августа.
Проблема – КУГ. Этот подлый календарно-учебный график который по ФОП должен окончиться 26 мая, а по приказам 31. Это тот график в котором 166 учебных дней, а министерство спускает его со словами «ну придумайте как выйти на 170». Они видимо считают, что у нас календарь другой – резиновый с 32 днями в месяцах. Это тот график в который не вносятся региональные праздники, ведь приказ об их утверждении выйдет только в январе следующего года. Тот в котором нет даты окончания для 9 и 11 классов. Но при всем при этом - мы должны по нему расставить даты уроков.
Проблема главная – учебники. Учебников по ФОП нет, их просто нет в школах. Людям очень повезло, если бюджет школы позволил закупить хотя бы комплект на учителя. Остальные попадают в ад. Старые учебники не подходят: они либо другого издания либо даже других авторов. Когда появятся новы непонятно – бюджет школы просто не потянет полную замену учебников во всех классах, даже за пару-тройку лет. Копировать учебник нельзя – нарушение авторских прав, что запрещает напечатать хотя бы временный экземпляр. Как пояснять родителям - почему учебника нет или не тот что нужен. Особенно неадекватным, которым все должны. Ответов нет.
Проблема - кадры. С учителями катастрофа – это знают все. Решать эту проблему министерство не спешит, да и вряд ли вообще соберется.
Зато на ВКС и прочих мероприятиях у нас все неплохо (хорошо уже язык не поворачивается у них сказать). В целом все как всегда – «денег нет, но вы держитесь».