Главы из моей книги: "Эверест. Дотянуться до Небес" про альпинистское восхождение на вершину горы Эверест (Джомолунгма).
В горах ты непрестанно куда-то идешь, перемещаешься. Ты все время в движении, двигаешься. При любом удобном случае, стараешься подергать и поразмять свои обмякшие мышцы.
Даже находясь в палатке на отдыхе, ты не перестаешь это делать. Нет, да, но ты куда-то все тянешься, что-то мнешь, теребишь в руках.
Это может быть какой хочешь предмет. И ты перекладываешь его с одного места на другое. За исключением тех редких минут, часов, когда ты погружаешься в сон. Это еще называют «мартышкин труд». В горах незаменимая вещь.
Кто бы мог подумать, но эти странные манипуляции ты производишь для того, чтобы всегда оставаться в форме, в тонусе и не подцепить высотную болезнь. Что зачастую происходит там — на высоте.
А движение и физические упражнения, самое эффективное средство от нее. Ведь любая болячка, недуг. Всякий сбой твоего организма в той суровой среде, могут быть пагубны для твоего здоровья. Вплоть до летального исхода.
И ты всячески предохраняешь себя от них. В ход идут таблетки, различные мед. препараты, витамины, энергетики и так далее. Ты не гнушаешься ничем, что хоть как-то может поддержать тебя и, что ты никогда не позволил бы себе в обыденной жизни.
Да в жизни это одно, но — там в горах, совсем другое. Притом еще ничто так не греет твою душу, как доза «декса» (дексаметазона), запрятанная где-то в складках твоего потайного кармана.
Этой спасительной «малышке» ты всегда рад, потому что она способна вытянуть тебя из той лужи «дерьма», в котором ты можешь оказаться ненароком.
Ну если не в полную меру, то хоть частично, чтобы ты привел себя в чувство и сделал правильный выбор, продолжать тебе дальнейшее восхождение или нет.
А не то тебя может ожидать печальный итог. Ты всегда держишь это в уме. Потому что идя на большие горы, ты по сути покупаешь билет в «один конец».
Ты должен быть всегда готовым умереть, расстаться со своей жизнью. И если ты не принимаешь этого правила, значит горы это не твое и дорога туда для тебя должна быть закрыта.
Да смерть там повсюду. Впереди тебя, сзади, под твоими ногами, везде, куда не посмотри. Словно это ее вотчина. И она как недремлющее око наблюдает за тобой, отмеряя сколько тебе еще осталось жить.
Я ощущал этот пресс, давление всеми клетками своей души, когда брал очередную высоту. Запах и вкус смерти побуждал мобилизовывать весь твой организм. В тебе все было накалено до предела — нервы, «серое вещество» в твоей черепной коробке, разум.
Можно только представить этот натужный и испытующий взгляд. Когда ты крутишь головой на все 360°. Смотришь выше себя, вниз под ноги, боясь оступиться и сделать что-то непоправимое, что поставит под вопрос твое выживание.
Тогда я призывал все свои внутренние силы и ресурсы. Я был предельно заряжен и сконцентрирован. Мои чувства были обострены в конец. Я подмечал любую деталь, все что «крутилось и вертелось» вокруг меня в мельчайших. Слышал посторонние голоса.
Мой мозг походил на какую-то ходячую вычислительную машину. Я с жадностью и скрупулезно высчитывал и регулировал количество кислорода О2 в своем баллоне.
Контролировал дыхание, каждый свой вздох, каждый шаг. Отслеживал угол наклона и скорость на подъемах и спусках; где замедлиться, притормозить, где ускориться.
Не знаю, я превосходно видел и мог различить все слабые и сильные стороны своих сотоварищей. С теми, с кем делил общий кров. Они были как на «ладони». Все до единого.
И я умело пользовался ими в угоду себе, как мне хотелось. Я не упускал ничего из виду. Я был похож на монстра, расчетливое, холодное и бездушное животное, который «рвал и метал».
Делавший все ради самосохранения, выживания и достижения главной цели — вершины Эвереста. И в конечном итоге, это дало свои положительные результаты. Цель оправдывает средства. Как бы это может быть аморально и неподобающе звучало.
Это горы. Эмм, знаете, когда замолкает «кровавая бойня», сеча, наступает рассвет, новый день. И он сглаживает, сводит на нет все шероховатости, неровности и раны от прошедшего накануне побоища, резни.
То же самое происходило тогда и с тобой. За спиной остались груды эмоций, переживаний, разногласия, обиды, недомолвки, какая то недосказанность, трудности от преодоления.
Но все это потом двояким образом, сторицей компенсировалось тем удовольствие, кайфом, которые ты испытал, когда проходил оставшиеся метры. И стоял уже там — на самой высокой точке планеты.
Должно быть вполне очевидно, что такое нестандартное, не поддающееся никакому сравнению поведение — обыденное явление в тех местах. Где общепринятые представления о морали, что позволительно, что нет размываются, притупляются. И с каждым метром подъема я убеждался в этом все сильнее и сильнее.
Все что тебе было привычно в миру, в обычной жизни, здесь не прокатывает, не играет никакой роли. И так оно и есть. Высота, разряженная среда, нехватка воздуха, холод отнимают у тебя все силы душевные и телесные. А с ними меняется и твое восприятие действительности.
Ты начинаешь видеть все по другому (такая своего рода обманка). И разумеется это прямым образом отражается на твоих поступках, настроении. Иногда бывало так, что ты совсем не чувствовал себя и своего тела. Оно жило какой то другой обособленной жизнью, без тебя. И ты не мог ничего с этим поделать.
Ты натыкался на камни. Не знаю, соскальзывал с какого-нибудь ледяного утеса, натирал до костей свои ноги. И это должно было причинять тебе невыразимую боль. Но ты не ощущал этого ни в одном глазу.
Мне даже было безразлично видеть трупы альпинистов, которые попадались нам на пути. На высоте 8000 метрах я встретил сидящего в углублении скалы умирающего человека, который не мог уже идти и наверняка держался на последним издыхании.
Но мне тогда было все равно. У меня не было ни жалости ни сожаления к нему. Ничего. Полная апатия и пренебрежение к его боли и страданиям. И все из за того что ты был вне себя. Твое сознание было отключено и ты не понимал, не мог знать каково это на самом деле выносить такие ужасные муки...
Продолжение истории здесь, по ссылке на Литрес
#горы 📖🗻#альпинизм #книга #Эверест