Найти тему
Святые места

Почему женщинам нужно покрывать голову в храме? Батюшка разложил всё по полочкам

Мы знаем, что все женщины приходят в храм в головных уборах. И многие даже спрашивают:

"А когда мы дома молимся, нужно или нет одевать головной убор, косынку"?

Мне хотелось бы немножко сегодня поговорить и рассказать вам вообще об истории возникновения этого обычая.

Почему наши женщины, христианки, действительно, когда молятся, покрывают голову?

Это очень интересный вопрос. И ответом, конечно, нам будет апостол Павел. У меня в руках Священный Новый Завет, и в первом послании к Коринфянам апостол Павел, собственно, и является законодателем этого обычая, этой традиции.

То есть это все идет от апостола Павла, от тех времен первохристианских. Насколько это актуально сегодня в 21 веке, уже 2000 лет спустя, давайте об этом сегодня немножко и поговорим.

Вспоминаю курьезный случай. Однажды я со своей дочкой, маленькой девочкой, был в одном храме, и там к нам подошла бабушка и говорит:

- Пускай девочка оденет косынку!
- А девочке не надо косынку одевать.
- Все женщины должны быть в косынках.
- Она не женщина, она девочка.
- Нет, все женщины должны быть в косынках.
- Ну, слушайте, что вы мне говорите, я сам священник, я сам знаю.
- Вы священник и такого не знаете, всему вас молодежь надо учить.

Ну, такая курьезная зарисовка, которая говорит о том, что, конечно, наши бабушки не понимают каких-то вещей, потому что если говорить действительно строго, да, следуя традиции, то косынка или головной убор требуется женщине, находящейся замужем.

Девочки или девушки могут голову не покрывать.

И если вы возьмете картины дореволюционных художников, посмотрите, вы увидите, что в храме стоят девочки без головного убора, девушки без головного убора, с косами, убранными волосами, да, но с непокрытой головой.

Я знаю массу таких замечательных картин художников 19 века, 18 века, и мы это все можем увидеть. Поэтому, конечно, требование одеть девочке или девушке головной убор в храме выглядит странно, хотя сегодня есть такая традиция, даже девочкам и девушкам одевают. Но вообще требования относятся к женщинам.

-2

И на основании чего, откуда эта традиция берет свое происхождение?

Я сейчас об этом вам расскажу. Итак, представьте себе, апостол Павел пишет послание к Коринфянам.

Коринф – это такой огромный город, портовый город. Город, в котором были большие деньги, большие развлечения, и там была христианская община. И на эту христианскую общину собираются люди. Некоторые христианки, они подают соблазн, являясь на богослужение, на службу, не покрыв голову, подают соблазн окружающим.

Почему? Потому что в древнем мире женщина с непокрытой головой считалась блудницей.

То есть вот Коринф, где было очень много этих портовых женщин легкого поведения, он и все знали, что женщина с непокрытой головой, это женщина свободная, за которой можно и поухаживать, соблазнять ее начать, или там позвать ее за какую-то копейку, и она что-то будет с тобой делать.

В общем, женщины с непокрытой головой в древнем мире ассоциировались с блудницами. И когда христианки приходили на свое богослужение, христианки не покрывали голову, и вокруг стали разноситься слухи, что непонятно, чем это там христиане занимаются на своих собраниях.

Вы же помните, что в древности на христианские собрания не пускали людей простых, непосвященных. Даже сейчас есть такой возглас:

"Оглашенные, изыдите, оглашенные, изыдите"!

То есть те, кто еще не приобщен к таинствам, их прогоняли из храма в какие-то моменты и двери запирали. Специальные были привратники с большими ключами, которые эти двери запирали.

Представьте теперь дальше. Христиане свои собрания называют агапами.

Агапа – это вечеря любви в переводе с греческого.

Значит, христиане и христианки собираются на свою агапу, вечерю любви, закрывают двери, их женщины с непокрытой головой.

И чем они там, христиане эти, занимаются?

Если мы почитаем какие-то сочинения античных авторов 2-го, 3-го века, вы увидите, что много было клеветы на христиан, вплоть до того, что говорили, что христиане говорят, что там какое-то тело и кровь поедают, вкушают, да?

Говорили, что они поедают на самом деле плоть младенцев. Вот как сейчас детей воруют, и тогда в древности воровали детей.

Где украдут какого-то ребенка, говорят язычники:

"Это христиане, они вашего ребенка похитили, и там его на своих службах едят".

Они же говорят, что они какого-то младенца плоть и кровь едят, да, мы говорим, что Бога младенец Иисус Христос. Поэтому вот такие были ассоциации.

И вот апостол Павел, чтобы прекратить эти все разговоры, он говорит, что женщины-христианки должны, как и простые женщины, показывать пример такого поведения, соответствующего нормам тогдашнего времени.

Женщины должны приходить на молитву с покрытой головой, говорит апостол Павел. Вот здесь почитаем, очень интересно.

Надо объяснить, что любая замужняя женщина всегда на голове носила покрывало. Либо это римская женщина была, либо гречанка, либо еврейская женщина. Видели когда-нибудь икону Богородицы, где она не с покрытой головой?

Потому что все женщины обязательно надевали покрывало головное. Если сейчас на Восток приедете, то же самое увидите.

Все женщины с покрытой головой ходят. Это знак замужества. Также если вы приедете в арабские страны, то можете встретить на улице девочку или девушку с непокрытой головой, потому что она не замужем.

Она имеет право на это. Она может надеть иногда головной убор, как бы показывая, что она под властью отца своего находится.

Но тем не менее, она может иногда и снять на какой-нибудь вечеринке этот головной убор. А замужняя женщина даже на вечеринке никогда не может снять этот головной убор. И не думайте, что эти бедные несчастные восточные женщины от этого сильно напрягались.

Нет, наоборот, для них это было очень радостно, потому что ты замужняя женщина. Все видят твой статус. Все тебя уважают. К тебе уже с глупыми двусмысленными предложениями не будут приставать. Никто посторонний к тебе не пристанет, потому что муж тебя если что защитит, семья мужа защитит.

Поэтому, как у нас, например, на Руси, женщина выходящая замуж меняла головные уборы, девушки расплетали косы свои, менялись уборы, менялись совершенно наряды.

И это было не грустью, хотя девушкам положено плакать было перед свадьбой, но это было наоборот очень важным моментом перехода из одного статуса в другой.

То есть ты теперь получал кое-какие права, обязанности, но и права, и ты уже становился замужней женщиной с высоким статусом в обществе. Апостол Павел под это подводит богословскую базу.

Апостол Павел говорит:

"Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос".

Да, что вот это покрывало означало? Оно означало, что жена находится, женщина, за мужем, она под властью мужа.

Покрывало на голове – это всегда знак власти над человеком, если ты покрываешь голову, что над тобой муж властвует. Ты под властью мужа находишься.

Если, например, человек хочет подчеркнуть, что он под властью Бога находится, он что надевает на голову?

Тоже шапочку. Видели, евреи носят кипу, маленькую такую шапочку. Они таблеткой называют почему-то еще сами. Так вот, еврей, который носит эту кипу, он тоже показывает, что над ним Бог. Он показывает, что он раб Божий.

Павел говорит женщинам-христианкам: "Надевайте головные уборы". А женщины-христианки говорили:

"Э, дак это Господь же нас освободил, мы уже теперь не рабы, мы теперь все свободные".

Апостол Павел возводит такую целую христианскую философию, чтобы женщин как бы, так сказать, убедить и утешить. Он говорит им:

"Не волнуйтесь, что над всеми есть глава. Всякому мужу глава Христос, всякой жене муж, а Христу глава Бог".

То есть не расстраивайтесь над тем, что над вами есть глава - муж, потому что над вашим мужем тоже есть глава Христос, а над Христом глава – Бог-Отец. То есть это такая попытка богословски обосновать необходимость женщинам покрывать голову.

И дальше Павел пишет интересные вещи:

"Всякий мужчина, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову и оскорбляет Бога".

Смотрите, как вы думаете, почему мужчина, молящийся с покрытой головой? Потому что, как женщины с непокрытой головой были блудницами, у мужчин, наоборот, покрывали голову рабы, рабы в знак того, что над ними есть господин.

Вот как, говорю, сейчас носят шапочку, евреи в знак того, что они рабы Божьи. Любой раб в древнем мире носил шапочку. Когда в фильмах смотрите, что рабы без шапок, это не вариант. Ну, если, конечно, они убежали от хозяев, они, первым делом, шапку снимали свою.

А вообще, рабы носили шапки или головные уборы какие-то, но если человек был свободный римский гражданин, то он не носил головного убора. И можно было легко отличить, кто это: раб, у которого есть хозяин или это свободный человек.

Апостол Павел имеет в виду, что всех нас Христос от рабства освободил, мы духовно свободные, да? Даже если ты в реальной жизни раб, и ты вынужден носить шапочку, мужчина, приходя на собрание христианское, должен шапочку снимать. У Бога все свободны.

Поэтому, видите, он говорит:

"Всякий мужчина, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову".

Как бы он еще не вылез из этого состояния рабства.

"И всякая женщина, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову".

Дальше Павел говорит, что если женщина не хочет молиться с покрытой головой, это все то же самое, как если бы она была обритая.

"Если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется".

Имеется в виду налысо. А кого на лысо стригли?

То же самое, пойманных блудниц, пойманных преступниц, воровок, их в знак такого остракизма, в знак презрения общества, их обривали налысо. И они ходили, и все видели, что эта женщина, она какая-то воровка, например, или блудница.

И вот Павел говорит, что если вы, женщины, не хотите носить покрывало на голове своей, как знак, что над вами есть муж, тогда, говорит, и стригитесь, раз вообще ничего не стесняетесь.

"Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Жена от мужа, как бы, да, светит светом мужа своего, она должна покрывать голову. Посему жена и должна иметь на голове свой знак власти над нею для ангелов".

Вот это совсем загадочные слова, да. Как это понимать? Женщина должна... Павел любит, какую-то мысль высказав, ее много раз доказывать разными соображениями. Здесь он еще скажет:

"Если вы не хотите носить покрывало, Господь сам повелел, чтобы женщина свою голову покрыла, он поэтому женщине длинные волосы дал".

Даже такой аргумент он приводит. А вот тут он интересно говорит, что женщина должна носить покрытой голову для ангелов.

Что он имеет в виду?

Сам апостол Павел не пояснил, но мы, наверное, знаем с вами, мы можем догадаться, что он имел в виду, зная вообще философию тогдашнего времени, и знаем мысли апостола Павла.

Другое дело, что наши предки на Руси не могли знать этого. Откуда они знают? Они же не занимались библеистикой, не изучали эти все вещи. И у нас на Руси, эти же тексты-то читались, у людей сформировалось смешное убеждение.

Я много раз разговаривал со старушками и у нас, и вот был в других странах, разговаривал. И я спрашивал:

"Что это означает, как вы думаете"?

Они говорили, что есть такое мнение бытовое, что бесы могут запутать женские волосы, что бесы могут играть в волосах и запутать. И поэтому у нас на Руси женщины даже ложились спать в косынке.

Видели такое? Нет? Что женщина ложится спать, она там расчесывается, а потом в косынке ложится спать. Спросишь, а зачем в косынке-то? Ладно, молиться, а она отвечает:

"Чтобы бесы во сне не искусили и никакие волосы не запутали".

Это конечно такие народные представления.

А на самом деле, что апостол Павел имел в виду? Для чего женщине иметь покрывало для ангелов? Про каких ангелов он имеет в виду? Конечно, про бесов он говорит.

Он имеет в виду следующее, что когда бесы видят, что это замужняя женщина, они ее не будут искушать. Если это девушка молодая или незамужняя женщина, они ее будут искушать посмотреть там на мужчин, подумать о чем-то.

А если это нужно?

"Это замужней женщине не нужно", - говорит Павел. Замужней это не нужно. Замужняя, носи платок, тогда платка не было, а покрывало, и бесы будут видеть твою голову покрытую и приставать к тебе не будут, потому что ты думаешь только о муже своем, ты принадлежишь только мужу.

Вот, дорогие, какое интересное толкование.

Теперь, как вы думаете, на все ли времена оно дано апостолом Павлом? Конечно, оно не богословское, ведь это же мы говорим о том, что есть вещи принципиальные, важные, богословские, что есть Господь, что Господь раз нас ради умер и через смерть спас нас, что Господь воскрес из мертвых. Это вещи принципиальные для нашей веры.

А есть вещи, временно обусловленные той культурой, и мы можем эти вещи уважать, с почтением к ним относиться, но делать из них культ, считать, что это на веки вечные железно дано нам, нужно к этому относиться спокойнее.

Поэтому, конечно, исходя из слов апостола Павла, на протяжении всех столетий этих двух тысячелетий, на Востоке женщины-христианки всегда покрывали свою голову.

И в России тоже такие же традиции, женщины покрывают свою голову.

И если женщина покрывает свою голову, это замечательно. Но если женщина по какой-то причине, например, не покрыла голову свою, нужно ли из этого делать катастрофу? Нет, конечно.

Мы же понимаем, что апостол Павел писал для своего времени, для своей культуры. Сейчас женщина с непокрытой головой не ассоциируется с проституткой, понимаете?

Как и мужчина с покрытой или непокрытой, все равно сейчас совершенно, мы живем в другой культуре. И поэтому, конечно, возводить в ранг какого-то культа эти советы апостола Павла не стоит.

Мне приходилось встречаться с тем, что некоторые священники очень жестко говорят, что женщина должна непременно быть с покрытой головой, и даже не допускают таких к причастию.

Но можно задать резонный вопрос этому батюшке:

"Скажите, батюшка, но здесь же сказано, что мужчина должен молиться с непокрытой головой, а у нас есть митры, камелавки, скуфейки, шапочки, которые носят священники".

Видели когда-нибудь?

Конечно, и митрополиты, и патриарх на службу одевают шапочки. Красивые, некрасивые, разные. Но на протяжении истории этих двух тысячелетий, конечно, в наш обряд церковный вошли эти головные уборы торжественные по примеру царской короны.

Как цари в торжественный момент одевали, так и наше священноначалие или священники надевают эти головные уборы.

И никто же не говорит им:

"Э, апостол Павел-то что писал? Ну-ка снимайте шапки".

Никто же это не говорит. И смешно бывает, когда тот же батюшка одевает на службу шапку, а потом тут же идет и ругает женщину, которая забыла платок дома, допустим, да.

Это бывает очень курьезно, потому что если уж ты принципиальный исполнитель слов апостола Павла, тогда давай, будь последователен во всем. А если ты понимаешь, что все это временно, обусловлено и культурно обусловлено, тогда не цепляйся к этому.

Мы знаем даже более курьезный с вами случай, когда во многих балканских странах и в Греции женщины-христианки приходят в храм наоборот с непокрытой головой. Кто был в Греции, многие, наверное, были в Греции или в Болгарии, можете обратить внимание, что там женщины голову не покрывают на службу.

Она идет до храма, бабушка идет в платке, у храма она платок снимает, убирает в сумочку и идет уже без головного убора, молится. И я спрашивал священников, спрашивал богословов и в Греции, и в Болгарии, и в Сербии, спрашивал:

- А почему вы так делаете, у вас женщины, не покрывают голову?
- Мы были под турецким владычеством долго, турчанки они очень жестко блюдут вот этот обычай покрывать голову. И христианские женщины как бы в противовес, показывая, чтобы можно было отличить турчанку от христианки, христианские женщины наши перестали покрывать.

Мы видим, что под влиянием какой-то ситуации вот эти вот предписания, они меняются.

Вот, дорогие, что хотелось вам сказать, напомнить вам, что, слава Богу, что у нас есть прекрасные, глубокие древние традиции, но превращать их в какой-то культ, считать, что это главное в нашей жизни или принципиальное, и что это грех. Пришла на службу с непокрытой головой. Грех.

Да какой же это грех? Ну, это не грех.

Но грех может быть в том, что ты искусила людей, каких-нибудь старушек, которые могут к тебе, которые потом расстраиваются из-за того, что увидели девушку с непокрытой головой, да?

Но относиться к этому нужно спокойней.

Слава Богу, что есть так много замечательных древних традиций, но для веры они совершенно не принципиальны. Тогда, в то время, Павел считал, что они принципиальны. Времена меняются, и какие-то вещи принципиальные тогда, сегодня уже не являются таковыми.

Итак, все, что я сказал, и то относится только к женщинам. Девочки и девушки могут не покрывать свою голову.

Но по русской традиции даже и девочки, и девушки, и все женщины тоже покрывают голову. Сейчас только что принесли лялечку крестить, час назад, и женщина говорит:

"Батюшка, ничего, что без косынки и не в юбочке"?

Ей три месяца, малышке, да, и уже бабушка сказала, что нужно в юбочке обязательно и в косыночке эту малышку приносить, понимаете?

Вот до какого абсурда иногда можно дойти.

Господь да благословит, дорогие. Будем понимать, что над обрядом, над всеми этими временными вещами самое главное царствует: это любовь наша друг к другу. Мы должны всех любить, ко всем быть терпимыми и относиться доброжелательно.

Храни, Господь!

Читайте ещё👇

Текст основан на видеозаписи беседы протоирея Константина Пархоменко с его официального канала на YouTube