Несмотря на все различия - политические, религиозные, национальные, культурные, чем человечество все дальше уходит в своем развитии, тем яснее становится, как все сплочённее, все более едиными должны мы стать.
Г.И. Полоки, кинорежиссер
Если Православие для русских – это радость и любовь, то эмиграция - величайшая беда русского народа, свалившаяся на него в злополучном ХХ-ом веке. Она выбросила за кордон наиболее активных и мыслящих; и в этом смысле по результатам неотличима от истребления лучшего генофонда страны в сталинских чистках, лагерях и безумных войнах. О русской эмиграции исписаны бумажные горы как с той, так и с другой стороны. Сказано много, но не все. Связано ли это с тысячелетней славянской “оседлой” ментальностью или специально культивировалось советским строем, но русская эмиграция - особая. Особость эта - в гнусности российского понимания слова “эмиграция”, в отличие от норм и понятий других стран, где эмиграция - один из обычных процессов цивилизованной жизни. Особость и в том, что независимо от национальности, уехавшие из России не спешат “растворяться” в новой среде, держась до последнего за русский язык, русский менталитет, русскую культуру...
“На исходе золотого XIX века ... Россия вообще не знала эмиграции как феномена, в немалой степени формирующего жизнь русской нации. Не то, что эмиграции не было вообще. ... Господа ездили в Париж, и многие там надолго засиживались. ... Не в пример последующим эпохам никем - ни уезжающими, ни остающимися - они не рассматривались ни как очищение России от чуждого элемента, ни как обескровливание России, расстающейся с лучшими и деятельнейшими руками и головами. ... Даже когда смута 1905 года резко увеличила отток русских подданных из границ империи, ... все равно границы оставались ... проницаемыми. ... Настоящие волны ... эмиграции были впереди”.6.88
Это - из одной из последних статей с по сему деликатному вопросу. Имея выразительное название “Четвертая волна”, она привлекла меня ясностью, точностью и образностью оценок трех предыдущих волн. Поэтому, имея уже написанный ранее материал с той же градацией эмигрантских волн, я, по мере необходимости, подверстывал выдержки из рассматриваемой статьи к соответствующим “волнам”. Однако, когда дело дошло до обозначенного ею предмета, указанная “гнусность” вылезла в самом неприглядном виде, поэтому мне не остается ничего как присоединиться к приписке редакции о том, что “отдавая должное “золотому перу” одного из самых известных в России политических газетных аналитиков (Максима Соколова, - И.К.), редакция оставляет на совести автора его оценку Четвертой эмиграции, его характеристику побудительных мотивов и теперешнего состояния “этих отъезжающих душ”. Но об этом ниже.
6.4.1. Сугубо русское слово “эмигрант”
Четыре волны русской эмиграции - именно столько - и в лошадиных дозах - получил ее Запад в ХХ-ом веке.
Первая волна - “революционная”, основу которой составило “Белое движение” и часть аристократии и буржуазии, правильно оценивших, что для них “Советы - это навечно”; её составная часть - “интеллигентская” - добровольно уехавшие, например, И. Сикорский, Ф. Шаляпин, И. Бунин или насильно высланные пароходами за границу видные русские интеллигенты в наказание за неприятие революции и советской власти.
“Прологом к трагедии русской эмиграции ХХ века стал приезд из эмиграции В.И. Ульянова-Ленина. ... Не прошло и года, как поток беженцев из России стал стремительно нарастать, достигнув пика в 1920 году - с окончательной эвакуацией частей Добровольческой армии. ... Беженство и невозвращенство добавляло к эмиграционному потоку новые людские судьбы примерно до 1927 года, после чего границы СССР стали стремительно утрачивать ... прозрачность. ... Тягчайшие, неслыханные бедствия, испытанные страной в 1929-33 гг. и последующий большой террор не вызвали никакой эмиграционной волны, ... потому что советская власть предусмотрительно отняла у подданных даже и последнюю возможность к спасению ... - бежать в чем есть, и куда глаза глядят”. 6.88
Бывают ночи: только лягу,
в Россию поплывет кровать;
и вот ведут меня к оврагу,
ведут к оврагу убивать. ...
Оцепенелого сознанья
коснется тиканье часов,
благополучного изгнанья
я снова чувствую покров.
Но сердце, как бы ты хотело,
чтоб это вправду было так:
Россия, звезды, ночь расстрела
и весь в черемухе овраг.
(В.Набоков. Расстрел)
Вторая волна - “военная” середины 40-х, состоящая из перемещенных лиц, то есть военнопленных, советских людей, насильно угнанных в Германию или добровольно ушедших с отступающими частями немецкой армии, а также русских Первой волны, проживавших в Чехословакии и Югославии, которым по Ялтинскому соглашению было отказано в получении советского паспорта.
“Калитка, захлопнувшаяся в 1927 году, ... в годы войны не то чтобы распахнулась, просто самый забор был сломан, ибо на то и война, чтобы уничтожать привычное понятие государственной границы (подчеркнуто мной, - И.К.). В этот пролом ... хаотически хлынули будущие перемещенные лица, - без долгого расчета и раздумья, движимые лишь двумя отчаянными мыслями - “Теперь или никогда” и “Хоть гирше, та инше”. Так к полутора миллионам русских из Первой, белой, эмиграции добавилась еще пара миллионов беженцев - уже не от молодой, ... но от вполне зрелой советской власти. ... В 1945 году забор заделали и укрепили крепче некуда”.6.88
Третья волна из лиц “еврейской национальности”, породнившихся и примазавшихся к ним, массово выезжавших из СССР на основании поправки Джексона-Вэника.
“Странно, но чем больше социалистическое отечество стремилось обучить двум, отнимающим всякую надежду словам - “навсегда” и “никогда”, тем чаще история усмехалась над грозным звучанием этих слов. В начале 70-х в глухой стене снова появилась калитка. ... Если бы речь шла лишь о еврейской эмиграции, вряд ли эта волна получила бы название Третьей, ... ибо по сути своей эмиграция была не столько национальная, сколько ... интеллигентская, и в огромной степени людьми двигала ... тоска по вольному воздуху”. 6.88
Наконец, Четвертая волна, последовавшая за развалом СССР и ликвидацией “железного занавеса”, когда на Запад рванули толпы русскоговорящего люда из России и “ближнего зарубежья”. “Третья эмиграция при Горбачеве стала плавно перетекать в Четвертую, она же колбасная” 6.88... На этом “один из самых известных в России политических газетных аналитиков” и погорел, по крайней мере для меня и редакции “Нашей газеты”, превратившись из оного в обыкновенного совкового “нашего корреспондента”, живописующего для “простых советских людей” закордонную жизнь, которой он и не нюхал.
(6.4.1.)
Я не случайно никак не идентифицировал эту волну, хотя первоначально там стояло определение “экономическая”. Но и в рассматриваемой статье она названа так же, хотя “колбасная”, как синоним, выписана раз в восемь чаще. Неужели, если следовать М. Соколову, вся эта масса известных мне в Америке и Канаде русскоговорящих людей рванула сюда за колбасой? Чтобы отмести буквальный смысл скажу, что та разинообразная, пересоленная и неаппетитная на вид дрянь, которую продают по всей Северной Америке под видом “колбасы”, вполне конкурентоспособна с “колбасными изделиями”, что в годы “застоя” фургонами гнали в Москву из Рязани, Тулы, Калуги или Ярославля, а обратно ее увозили туда же “длинные, зеленые” “колбасные” поезда и электрички.
Поделюсь своей маленькой ностальгией: сколько раз среди угнетающего изобилия забугорных супермаркетов и бутиков я мечтал пожевать вареной “Любительской”, “Докторской или уж “Ветчинно-рубленной” из московского магазинчика “за углом”. Если следовать определению М. Соколова, то Четвертой волне впору схлынуть обратно в Россию, где теперь и в небольших городах, не говоря о столице, прилавки завалены десятками по-русски вкусных копчено-мясных и рыбных деликатесов. Но не возвращается почему-то народ, даже и жуя гормонно-взращенную, генноизмененную junk-food (дряную еду). Почему?
Да потому что только на чужбине, в полной мере хлебнув не такой уж и сладкой западной жизни, люди осознают, что от себя не убежишь. Я долго думал, каким единственным словом определить невероятную мешанину Четвертой эмигрантской волны, и не нашел ничего другого как “неприкаенная”.
Четвертая волна русской эмиграции - это похмелье после безудержного загула советской власти. “Людьми двигала тоска по вольному воздуху”, - лучше самого Соколова здесь и не скажешь. Мыкаясь в тесном идеологическом пространстве, казалось бы, географически бескрайней страны, “неприкаенные” неосознанно мечтали увидеть другие страны, другую жизнь, увидеть не через “ящик”, а своими глазами. И даже если не были они инакомыслящими, имели устойчивый гражданский статус, приличную работу и дружную семью, живущая почти в каждом неугомонная мечта детства о дальних странах невидно теплилась под грудой житейских забот.
Да, среди последних эмигрантов из России есть и те, кто поехал в надежде улучшить свое материальное положение. Только наезжая домой из иных краев с удивлением вспоминаешь совковые представления о загранице как о “манне небесной”, где - если сумел “уехать” - о житейских заботах думать не обязательно: накормят, напоят, оденут и развлекут. Но скорее чистых “экономистов” больше было все же среди Третьей, “еврейской” волны, поскольку по большей части - вопреки расхожему мнению - это простые бедные люди, насмерть перепуганные тем, что в Бруклине жизнь такая же как в Жмеринке. Они не “прикаялись” там, не смогли “прикаяться” и здесь, потому что сожгли за собой мосты, никто не ждет их на прежней Родине, они уже протекли сквозь вежливо-зловещее сито иммигрантских властей и кожей знают: везде хорошо, где нас нет, да и обратная поездка недешева, не каждый решится “махнуть” хоть на недельку...
Последняя волна оказалась настолько густой, что здесь впору говорить о “девятом вале” русской эмиграции, нежданно для всех накрывшем ведущие западные страны. При этом, если первые три волны были почти социально однородны, то четвертая - это невообразимая мешанина разнообразных “русских”, которые являются таковыми только для прямолинейного западного менталитета. Попытаюсь хотя бы примерно классифицировать этот бурный поток:
1. Все те же евреи, продолжающие “третью волну”, однако направленную уже не в Израиль - через пересыльные пункты в Румынии и Италии - а, в виду ликвидации последних, в любую развитую страну Европы или Северной Америки, что, впрочем, имело место быть и раньше - прямо с тех же пересыльных пунктов. Сюда же надо добавить израильских реэмигрантов, рвущиеся туда же из “страны обетованной”. В Израиль же по-прежнему едут фанатики с сионистской идеей “великого Израиля” в голове, евреи, не сумевшие попасть ни в какую другую страну и, наконец, не евреи-“гои” (ср. русское, изгои), выезжающие на Святую Землю обманом, либо с кем-нибудь из родственников-евреев по старому советскому принципу: “жена-еврейка –не родственник, а средство передвижения”.
2. “Новые русские”, которых также можно разделить на несколько подвидов: (а) криминально разбогатевшая шпана - “пацаны”, “братки” и “братаны”, в общем, “братва”, которых принято изображать в малиновых пиджаках с золотыми цепями на бычьих шеях - они в открытую шикуют на Западе и, как правило, разыскиваются на востоке; (б) “русская мафия” - воры посолидней, в основном, русскоязычные евреи; (в) к категории “новых русских” можно отнести и, так сказать, “полуэмигрантов” - известных деятелей искусства, видных политиков и бизнесменов, которые купили на Западе дома, квартиры и виллы и изредка приезжают в них, однако большую часть времени проживают в России.
3. Просто “русские” - бывшие советские люди из России и отделившихся от нее республик, причем истинно русских среди них - исчезающе малое число, а таже “русскоязычные” - просто евреи, маниакально сохраняющие в своей среде русский язык и русскую культуру. К последним относятся практически все евреи первой группы, а также специалисты и научные работники, временно приехавшие по грантам и договорам и старающиеся любыми путями остаться в принимающей их стране.
4. Авантюристы всех мастей - в основном, сравнительно молодые люди с активной жизненной позицией быстро разбогатеть, которые “не нашли себя” в России, но пытаются сделать это на стороне.
5. Легальные эмигранты - это люди, подавшие заявления в посольства в странах их основного проживания, доказавшие, что они соответствуют определенным критериям отбора и оплатившие зачастую немалый вступительный взнос, если эмиграция идет по линии “спонсорства”.
6. Нелегальные эмигранты - остающиеся на Западе туристы, матросы, перевезенные обманом проститутки, лица, не получившие официального статуса для проживания в данной стране, но всеми правдами и неправдами пытающиеся легализоваться в ожидании начала “процедуры депортации”.
7. Политические беженцы - лица, доказавшие, что они по различным причинам подвергаются преследованиям в родной стране.
Из тысяч новых эмигрантов работают от силы сотни, открывают свой бизнес - десятки, удерживаются в нем - единицы. Зато те, кто прибыл на Запад “при деньгах”, резвятся напропалую. Благо полиция здесь абсолютно равнодушна к тем, кто сумел привезти “чемодан с деньгами”, но быстро вычисляет тех, кто положил в банк больше 10.000 ничем не подтвержденных долларов.
“ ... Наименее многочисленные, но наиболее богатые и наиболее загадочные среди последних волн русских эмигрантов - это “новые русские”. Многие из них известны по связям с организованной преступностью, и эти русские “нувориши” тяготеют не к Нью-Йорку или Майами, но к американскому лидеру разнузданного капитализма - Лос-Анджелесу. ... Это бывшие партийные функционеры, которые хлынули из своей страны после крупнейшего за столетие политического краха. Они не только уцелели, но и расцвели, объявившись здесь, во всей силе и богатстве. Советская экономика проходила приватизацию прямиком в их карманы, и теперь они тратят эти деньги здесь. Пятимиллионные и выше дома в “Платиновом треугольнике” ... раскуплены бывшими русскими, предлагающими “наличку”. ... ... “И непременно - дорогие часы. ...
В “Русской рулетке” - превосходном вечернем клубе в Сенчуре-Сити, ... собираются бояре-мультимиллионеры за столиками, ломящимися от омаров, копченостей и всех вообразимых русских деликатесов. ... Переполненный ресторан пестрит славянскими типажами в кожаных полушинелях, удачливыми мелкими бизнесменами в мешковатых, на советский манер, костюмах и русскими “плохими мальчиками” в черных очках, под ручку с девочками-лисичками с характерными русскими скулами. Под люстрами-канделябрами в стиле Зимнего дворца пары толкутся на танцплощадке, демонстрируя низкосортную смесь русских и американских попстандартов. ...
“Русская рулетка” - это ностальгия по русскому опыту, который турист мог почерпнуть 15 лет назад в Москве. Возможно, именно в этом заключено коварство искупления вины изгоя отечества - навечно быть приговоренным к памяти о Родине через восприятия тур-группы. Но “новым русским” в Лос-Анджелесе больше и не на что опереться. “Деньги, - говорит Лариса Бедаш-Петерсен, новая русская по рождению, если не по наклонностям, дочь бывшего офицера высокого ранга, - опустошили их, стремящихся любой ценой наслаждаться жизнью”. ...”.6.59
Переплыв первые “высокие” волны эмиграции и побарахтавшись в мутной Четвертой волне, нырнем теперь в эмиграцию будущего, которую в предверии миллениума скрупулёзно исследовал Комитет по проблемам народонаселения ООН. В сухой статистике мы обнаружим удивительные вещи, которые касаются, прежде всего, России и Европы.
“Стареющая в прямом смысле Европа, включая и Российскую Федерацию, уже стоит перед трудным, судьбоносным выбором: либо перейти на предельно либеральную миграционную политику, означающую политику открытых дверей для переселенцев любых категорий, либо смириться с необходимостью затянуть пояса. Такой выбор ... диктуют два обстоятельства. Первое - снижение численности европейцев, притом повсеместное. Второе - меняющаяся пропорция между работоспособными гражданами в возрасте от 15 до 64 лет и иждивенцами - детьми и пенсионерами.
В следующие полвека низкая рождаемость (менее двух детей на семью) приведет к тому, что, к 2050 году ... на территории России будут проживать не 147 млн, а 121 млн. Попутно ... произойдет кардинальное изменение в соотношении между работающими налогоплательщиками и иждивенцами. ... На фоне уже поразивших рынок занятости Европы таких деформаций, как отсутствие желающих заполнить вакансии, связанные с физическим и неквалифицированным трудом, потеря рабочих рук ... грозит подорвать устойчивый экономический рост”.6.89
В Соединенных Штатах “рост населения будет происходить в основном за счет продолжающейся иммиграции. С вероятнрстью 95% ученые прогнозируют, что к 2020 году население Северной Америки составит от 320 до 400 млн человек”,6.90 и, судя по тому, что численность населения США уже сейчас превысила 250 млн, этот прогноз может быть не только осуществлен, но и перевыполнен. Тем более, что правительству оставшейся в уединении сверхдержавы не нужно ломать голову кем заполнить “вакансии, связанные с физическим и неквалифицированным трудом”; оно пока решает обратную задачу - как ограничить и выдворить из страны нелегалов со всего мира и “мокрые спины” из Южной Америки.
Неблагоприятный на сегодня для России демографический прогноз подвигнул известного русофоба Збигнева Бжезинского на одиозный труд “Мир без русских” (2000). Аналогичное мнение высказывает ректор Московского государственного социального университета В. Жуков: “Россия вплотную подошла к черте вымирания”.6.91 Но “вымирала” Россия в своей нелегкой истории уже не один раз, в сегодняшней же ситуации нетрудно подсчитать, что порожденные советской властью три первых волны вынужденной эмиграции, вкупе с жуткими потерями населения в Красном (1917) и Большом (1937) террорах, гражданской и Отечественной войнах, а также низкой рождаемости и высокой смертности из-за нечеловеческих условий существования в “стране победившего труда”, лишили русский народ достичь не столь уж большой для него численности в полмиллиарда еще во второй половине ХХ-го века. Но поскольку доклад ООН не рассматривает упущенные возможности, он дает четкие рекомендации Европе на будущее.
“Избежать кризиса можно только двумя путями. Либо пересмотреть систему социального обеспечения (и тогда Италии придется заставить своих граждан работать до 88 лет, Японии - до 77 лет),3.92 либо - и такой сценарий близок сердцам экспертов ООН - открыть границы для эмигрантов (подчеркгуто мной, - И.К.), готовых сменить постоянное место жительства и положить на алтарь нового отечества свой талант и свой труд.
Но у этого спасительного варианта есть своя цена: в ближайшие 25 лет для сохранения нынешней пропорции между работающими и иждивенцами только Европейский союз должен будет принять ... 159 млн эмигрантов”.6.89
Что это означает? Если Россия в сотрудничестве с Евросоюзом руководствуется принципом: “Европа без разделительных линий” (см. гл. 7), а президент Путин даже предложил открыть границу между Россией и Европой, то при требуемых последней в течение 25 лет 159 млн эмигрантов и уменьшении за то же время населения России до 121 млн человек, если не будут приняты кардинальные меры по росту народонаселения и улучшению качества жизни россиян, России грозит участь без остатка и даже с большим дефицитом раствориться в Европе, уступив по крайней мере до Урала “нашенскую” Сибирь китайско-корейской диаспоре. Но эта ситуация меньше всего волнует экспертов ООН, они все больше о Европе.
“Италии нужно будет принимать ежегодно по 2,2 млн эмигрантов, Германии - по 3,4 млн. Понятно, что это нереально, однако эксперты неумолимы: разумной альтернативы эмигрантам, которые впоследствии через процедуру натурализации становятся такими же равноправными гражданами, как и коренные жители, не существует. ...
Начинаем разговор о том как нам выжить в новыхусловиях. опять из Книги" МИР БЕЗ ГРАНИЦ" Колпакчиева И.Н. 2004 год.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ