Найти тему

«Как закалялась сталь» Николая Мащенко (1973) по одноимённому роману Николая Островского (1934). Человек-Стрела Школьная серия – 6

Безымянная площадь в начале улицы Павла Корчагина в Москве
Безымянная площадь в начале улицы Павла Корчагина в Москве

Время таких людей как Павка Корчагин ещё не пришло и уже позади. Лишённые страха, со зрением «за горизонт», со спокойствием олимпийских богов, они творили историю.

В великая стройке разделённого кровопролитием человеческого Целого, они – в авангарде прорыва за пределы возможного, через океаны – в космос, взламывая эго обывателей кличем красного берсерка-комиссара «Ура!».

После «кирпичей», «квадратов» и «плюсов», описывать АРХЕТИП ВОЖДЯ почти невозможно, потому что его сердце бьётся в ритме, возглавляемой им Стаи, он готов умереть за общую победу, возрождаясь в тысячах форм от Акилы и Александра Великого до Троцкого и Жукова.

Что отличает Человека-Стрелу от своих соплеменников? Ничего и всё. Он царь и товарищ, прорицатель и безумный игрок, ангел и демон.

ВОЖДЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ. Будущее – это или «место» для РОСТА, или для РАБСТВА. У Вождя не бывает альтернативы. Он всегда выбирает «ПАНА».

Вождь проявляет себя в полной мере, когда давление враждебной для его группы среды достигает максимума. Тогда он взрывается и отбрасывает противника ударной волной своей царственной воли.

Вождь никогда не действует по привычке. Его путь – единственный в своём роде. Он буквально создаёт будущее, историю своими непредсказуемыми решениями и высочайшей скоростью их реализации.

Вождь уникален тем, что перед сражением уже проживает состояние своей победившей врага армии. Он всем собой ощущает потенциал создания нового мира для своего народа, объединяя всех в один кулак своим проживанием ПОБЕДЫ, как ПРАВА АБСОЛЮТНО ПЕРВОГО.

Мир возможностей принадлежит Вождю, и он здесь главный игрок, который сам устанавливает правила. Его свободу полководца никто и ничто не ограничивает.

С Вождём всем интересно, потому что он «празднует жизнь», радуется жизни вместе со всеми и направляет жизнь в правильное русло, как справедливый правитель, уважающий свободу каждого вносить свой вклад в общее дело.

Страсть Вождя рождается из масштаба задач по революционному переустройству мира в соответствии с законами Правды. Вождь, в котором горит страсть а) непобедим в бою и б) не подвержен заблуждениям и ошибкам в мирной жизни, всегда сохраняя стратегию экспансии, приносящей сверхдивиденды. Стабилизирующий полёт стрелы «лук» – это ПРИНЦИП (ЗАКОН) УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ: ОТ КАЖДОГО – ПО СПОСОБНОСТЯМ, КАЖДОМУ – ПО ПОТРЕБНОСТЯМ.

Шестисерийный фильм Николая Мащенко, потрясающе точно передающий дух романа Островского, также на удивление симметричен схеме мифологического развития моносюжета Кемпбэлла-Воглера: «Рождение», «Испытание», «Подвиг», «Одоление», «Борьба», «Бессмертие». Предреволюционные годы назревших перемен, новая жизнь, рождённая в пламени гражданской войны и послевоенное строительство, требующее от людей высокой страсти, личной воли и организованного коллективного усилия.

В советских школах учили, что героическое время рождает героев. На самом деле всегда было всё наоборот. Поэтому от Вождей старались избавиться как можно раньше. Но время, безусловно, помогало героям «не промахнуться».

Роман Островского издался в количестве 54 миллионов экземпляров на 75 языках народов СССР.

Павка Корчагин в исполнении Владимира Конкина запомнился спокойным, решительным и умным, каким и должен быть «космонавт истории».

Поколение, воспитанное в СССР, помнит слова пролетарского Прометея: «Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».

Такой уровень альтруизма новым поколением постсоветской России воспринимается крайне скептически, если воспринимается вообще. Среди молодёжи есть, конечно, романтики исторической ретроспективы, но их мало. Постскриптум. Малодушное стадо – не проблема Пастыря. Это, в итоге, в конечном трагическом пределе, проблема самого стада.

Молодые вожди будущей России осваивают квантовые технологии и алгоритмы системного анализа для искусственного интеллекта. Флаг им в руки. Но что ТОГДА пошло не так? Как не утратить результаты колоссальных усилий, который сегодня должны быть сделаны? Нарушая русскую традицию, надо всё-таки признать, что корень наших проблем – в нас самих. Мелкотравчатость и нарциссический эгоизм, размягчающие мозг – это не единственный укол, замораживающий нашу волю. Тогда разумом революционных масс начала управлять партийная номенклатура. Сегодня нашей жизнью управляет кто-то кроме нас самих. Это, практически, одна и та же ситуация, с разной, разве что, степенью исторической ответственности, но одинаково фатальные. Государство от нас не требует тупой рабской покорности. Наоборот, - инициативы. Инициативы в области максимальной мобилизации наших адаптационных возможностей во времена радикальных, возможно, смертельно опасных перемен. А мы спим или слепы. ОБ ЭТОМ говорит нам Корчагин-Островский со страниц своего пророческого романа о НЕОБРАТИМОМ БУДУЩЕМ.

По словам председателя Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая Ли Жуйхуаня, роман и его герой Павел Корчагин обрели большую популярность в Китае. В 2007 году главный редактор китайского журнала «Литература и искусство России» Ся Чжунсянь отметила, что в Китае роман не потерял своего значения и в начале XXI века.