Реалии нашей жизни заключаются в том, что в коммерческом отношении разработка новых образцов вооружений - занятие невыгодное (вложил массу труда, денег, а, конкуренты взяли и слизали все без затрат). Война отчасти снимает эти ограничения (здесь уже не до коммерции).
Очень часто в статьях встречал насмешки над советским «экспериментаторством» начала 30-х годов: и над катерами «волнового управления», и над динамореактивными пушками, мол, все это было пустым растранжириванием денег. В реальности, отнюдь нет. Эти проработки немного опередили свое время, для них еще не было нужной «элементной базы».
В 20-е годы ХХ века у нас прорабатывалась концепция установки старых кораблей на мертвые якоря с оснащением их тяжелой артиллерией. Автор статьи, посвященной этой концепции, очень едко высмеивает «глупость красных комиссаров», хотя, в реальности, это была проработка одной иностранной идеи в применении к реалиям Советской России.
Что это была за идея? Все просто: на маленький, недорогой корабль ставится орудие большого калибра… Стоп. Мы это уже проходили в 70-е годы ХIХ века с балтийскими мониторами. Иностранцы обратились к этой же идее в Первую Мировую.
В мае 1917 г. в верхнюю Адриатику были направлены два британских монитора - "Эрл оф Питерборо" и "Генерал Пиктон". Корабли эти были достаточно интересными.
HMS Sir Thomas Picton имел достаточно короткую биографию. Построен очень быстро, в 1915 году на верфи «Храланд и Вольф» в Белфасте, а в 1921 году его уже пустили на слом. Строили его для борьбы с немецкими береговыми батареями, но «работал» он больше в Средиземном море. Этот корабль вместе со своим «братцем» (точнее сестричкой) HMS Earl of Peterborough (1915) обстреливал турок в Дарданеллах, Египте, Палестине. Всего их таких «лордов» было построено 8 штук ( кроме указанных двух кораблей были еще Lord Clive, разделанный в 1927 году, General Crauford,_ Prince Rupert, Prince Eugene, Sir John Moore, General Wolf, разделанные на металл в 1921 году). Кто-то нес службу в Дуврском проливе, кто-то попал в Средиземку, но, практически все они были порезаны после Первой Мировой. Чем же интересны эти «экземпляры»?
Длина 102 метра, ширина целых 27. Осадка всего 3 метра. Водоизмещение 6 тыс. тонн. Мощность машин мизерная: две паровых машины тройного расширения (тоже фирмы «Харланд и Вольф»), два водотрубных котла выдавали всего 2,3 тыс. лошадей, и скорость этого сооружения составляла всего 6,5 узлов. Что это?
Это (в нашем понимании) плавбатарея, хоть и обзывалась она «монитором». При этом, эта «платформа» несла полноценную башню с двумя 12-дюймовыми орудиями Mark VIII, снятыми со старых броненосцев типа «Канопус» «Мэджэстик». Никто не говорил, что это старые орудия, никто не отправлял их в переплавку. Практичные англичане нашли им применение. Помимо двух 12-дм орудий, «монитор» имел два скорострельных 76-мм орудия, а два монитора («Генерал Вольф» и «Лорд Клайв») в корме имели еще башню с 18-дюймовым (!) орудием Маrk I.
А, ДЕЛО БЫЛО ТАК…
В 1918 году было принято решение: на трёх мониторах — «Лорд Клайв», «Принс Юджин» и «Генерал Вулф» — в добавление к 305-мм орудиям смонтировать одноорудийную установку с 457-мм орудием, которое являлось самой крупнокалиберной артиллерийской системой британского флота за всю его историю; эти орудия стреляли самыми тяжёлыми снарядами, которые когда-либо применялись в корабельной артиллерии. Для этого были использованы два орудия, планировавшиеся к установке на «Фьюриес» (который был переоборудован в авианосец). Станок 457-мм орудия был установлен стационарно, в положении на правый борт. Но само орудие могло наводиться на 10° в каждую сторону. Ещё позднее на «Лорде Клайве» одно 457-мм орудие было заменено экспериментальной трёхорудийной башней калибра 381 мм. На «Юджина» такую пушку установить не успели. Правда, орудие имело ограниченный угол наведения (20 градусов), но, все же…
Насколько их стрельба была эффективна? Сложно сказать. Оба монитора с 457-мм орудиями осенью 1918 года привлекались для ударов по немецким позициям. «Генерал Вулф» выпустил в общей сложности 81 шт. 457-мм снарядов, причём 28 сентября 1918 года произвёл самый дальний артиллерийский выстрел за всю историю Королевского флота: он обстрелял железнодорожный мост к югу от Остенде с дистанции почти 33 км. «Лорд Клайв» выпустил по противнику только 4 шт. 457-мм снаряда.
Корабли этой серии (как ни странно) уже имели свое ПВО (правда слабое) в виде 40-мм автомата Виккерса (Пом-Пом) и одного 47-мм орудия.
Стволы в башне имели раздельное наведение. Привод гидравлический. Максимальный угол возвышения ствола 30 градусов.
Корпус был прикрыт 152-мм броней, цементированной по методу Круппа. Палуба была прикрыта 50-мм броней. Башни – стандартные, со старых броненосцев (толщина брони 10 дюймов). Чуть позже на них стали ставить еще два 152-мм скорострельных орудия (для защиты от миноносцев), переоборудовав угольные бункера под погреба боезапаса.
У нас очень любили (и любят) отправлять все наработанное вооружение в утиль. Например, ступени храма из трофейной техники отличать. Рационально ли это?
Большинство наших старых орудий сохранилось не у нас, а, например, в Финляндии (где относились к вооружению более ... хозяйственно). Ну, а, если бы в 1914 году у нас сваяли бы такие батареи из старых орудий?
Мутанты? Ну, да. Но, даже для «мутантов» нашлась работа. «Эрл Оф Питерборо» и «Сэр Томас Пиктон» оказались единственными из всех кораблей серии, которые рискнули отправить в Средиземное море (замечу, мимо Бискайского залива). После ввода в строй, в ноябре 1915 года, они прибыли на базу на о. Мудрос, и успели принять участие в завершающей стадии Дарданельской операции.
По окончании операции «Эрл Оф Питерборо» был оставлен на Средиземном море в составе эскадры, базировавшейся в Митиленах. Затем корабль был переведён в Адриатическое море, где принял участие в бомбардировке австрийских позиций, поддерживая итальянскую армию.
У итальянцев тоже все было интересно. Вместе с британцами в Средиземке действовали итальянские плавучие батареи "Фаа ди Бруно" и "Капеллини" (большие баржи, вооруженные двумя 381-мм орудиями каждая, передвигавшиеся с помощью собственных двигателей) и меньшие плавучие батареи "Монфальконе", "Карсо", "Кукко" и "Водиче" (каждая - по одному 305-мм орудию). Эти корабли обстреливали австрийские прибрежные укрепления у Хермады с 18 до 24 августа.
Итальянские pontoni изначально были рассчитаны на огневую поддержку своих сухопутных войск на прибрежных направлениях. И в этой роли становились совершенно несущественными скромные скоростные и мореходные данные, мягко говоря, малоприемлемые для боевых кораблей основных классов. (Но о них в следующем рассказе)