В последнее время в СМИ стало появляться много новостей о том, что при въезде в ЕС на немецкой таможне у россиян конфисковывают личные автомобили. А также, порой, другие личные вещи, например, смартфоны или косметику. Что вообще происходит, насколько это правомерно - объясню и прокомментирую далее.
Подобные инциденты начались уже несколько месяцев назад, примерно с мая (во всяком случае, тогда об этом появились публикации в СМИ). Имел место арест автомобилей не только на таможне, но и уже внутри страны.
Например, описан случай, когда семью с детьми и вещами высадили из авто прямо на заправке, после чего машину забрал немецкий эвакуатор.
И не единичный случай, по состоянию на конец июня их было официально зафиксировано около восьми, а сейчас, судя по всему, еще больше.
Что происходит? Немецкие власти ссылаются на регламент Совета (ЕС) № 833/2014 от 31 июля 2014 года, который опубликован на сайте немецкой таможни, и поправки к нему от 7 октября 2022 года, принятые в восьмом пакете европейских санкций против России.
Согласно этим документам, установлен перечень товаров, который запрещено импортировать из России в ЕС. Этот перечень назван "приносящим значительный доход Российской Федерации".
В перечень данных товаров входят "некоторые машины и оборудование", а также косметика, драгоценности, сигареты и даже, например, бумага или пластмассы.
Документ действует с октября 2022 года, но применять его таким образом, изымая личные автомобили, почему-то начали не так давно. И пока известны случаи только в Германии (хотя документ относится ко всем странам ЕС).
В некоторых других странах ЕС (например в Литве) прозвучали заявления от высокопоставленных чиновников, что будут поступать аналогично.
А в других странах ЕС (например, в Финляндии) заявили, что не будут применять это правило к личным автомобилям.
Сразу возникает логичный вопрос: а въезд в страну на личном автомобиле - это разве можно назвать экспортом?
Немецкие власти считают, что да! И даже опубликовали официальный ответ по этому вопросу в связи с большим количеством обращений.
"Никакого общего исключения, связанного с личным использованием их въезжающими лицами из России, не предусмотрено", - говорится в этом ответе.
Также это подтвердил российским СМИ представитель таможенного управления Германии Андре Ленц. Он указал, что запрещено "напрямую или косвенно покупать, ввозить в ЕС и провозить транзитом" автомобили из России.
С точки зрения здравого смысла это ограничение не имеет под собой никакой логики. Возьмем конкретно автомобили.
В России сейчас вообще производятся автомобили, которые были бы интересны жителям той же Германии? Что-то мне подсказывает, что они не подойдут даже по техническим характеристикам. Все, что могло бы теоретически быть интересно - уже не производится. Все, что производится - там и даром никому не надо. Все, что собирается китайское - можно купить гораздо дешевле в Китае (ну, если оно необходимо).
То есть, производимые в России автомобили Германия бы в принципе не импортировала, даже без наличия такого запрета.
То же самое можно сказать про смартфоны, другое оборудование, и, я так полагаю, многие другие товары из перечня. Там может быть интересен разве что импорт сырья. А российские товары... ну, такое.
Далее. Конечно же, ввоз подержанного личного автомобиля с последующим вывозом обратно нельзя считать экспортом. Ну какой же это экспорт? Меня удивляет подобное трактование законов.
Теоретически, конечно, человек может въехать на автомобиле в страну, там продать его, и выехать на общественном транспорте. Судя по всему, там очень опасаются именно таких случаев.
Так или иначе, имеем факт. Российский личный автотранспорт становится невыездным на территорию стран Евросоюза. Это лотерея: могут конфисковать, а могут не конфисковать. Если рисковые люди есть - могут проверить. Но я бы не стал.
Кстати, что потом происходит с конфискованными автомобилями? В СМИ есть информация, что в ряде случаев через суды удалось добиться их возврата.
Для этого потребуются услуги немецких адвокатов, как вы понимаете, это удовольствие не из дешевых. Да и 100% гарантии выигрыша дела нет - известны случаи отказов в суде.
Например, как поясняют адвокаты, многое зависит от того, имеет ли россиянин вид на жительство или двойное гражданство в стране ЕС, или просто въехал как турист. В первом случае шансы вернуть авто выше.
Также недавно представитель Еврокомиссии пояснил, что личные вещи российских туристов, въезжающих в ЕС, конфисковывать не будут. Но когда речь идет о "дорогих вещах, например, автомобилях", - то это подлежит конфискации. Что еще относится к "дорогим вещам" - не уточняется.
Вот до чего дошли взаимоотношения между странами. Кто-то мог себе такое представить еще пару лет назад?
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!