На этом канале будет, надеюсь, немало статей, посвященных всевозможным техническим аспектам: аудио форматам, студийной аппаратуре (аналоговой и цифровой), истории записи музыкальных альбомов, и многому другому. Мне кажется, прежде чем говорить о всех этих замечательных вещах, хорошо было бы рассказать о том, на чём слушаю музыку я сам.
Мне нравятся старые записи, в основном Prog–rock 1970-х годов, а собираю я, в основном, цифровые копии (рипы) компакт-дисков. У меня, правда, есть вертушка, Арктур 006, с картриджем AT-VM95C, и пара десятков фирменных дисков, но увеличивать коллекцию нет ни желания, ни возможности. Новый, а тем более оригинальный винил с той музыкой, которую я люблю, стоит слишком дорого, да и качество звука меня не устраивает. Покупать же компакт-диски считаю бессмысленным, поскольку на Ру трекере выкладываются их точные, байт-в-байт, цифровые копии, с которыми потом можно работать.
Компьютер у меня далеко не новый, 2 ядра, 4 Гб оперативки. Впрочем, для работы со звуком мне этого достаточно. Файлы с музыкой храню на внешнем диске WD Elements 2 Гб. Операционная система Windows 10. В качестве плеера использую аудиофильскую сборку foobar2000, оснащённую всеми необходимыми плагинами. К звуковой карте foobar2000 подключён через ASIO драйвер, что полностью исключает влияние операционной системы (Windows 10) на звук.
В качестве внешней звуковой карты я выбрал, с прицелом на построение собственной студии, профессиональный агрегат, Behringer U-Phoria UMC202HD. Вот что о нём написано на сайте DNS:
“Внешняя звуковая карта Behringer U-Phoria UMC202HD – это профессиональный адаптер для подключения инструментов и микрофонов. С ее помощью можно выполнять качественную запись вокала или запустить минусовку на концерте. Наличие разъемов XLR/jack combo, jack 6.35 мм (TRS) предусматривает возможность подключения студийных конденсаторных микрофонов, бас-гитар, клавишных инструментов. Корпус устройства выполнен из металла, благодаря чему устойчив к повреждениям.
В качестве интерфейса подключения внешней звуковой карты Behringer U-Phoria UMC202HD к ноутбуку или компьютеру используется USB Type-A. Звукозапись и воспроизведение осуществляются с разрешением до 24 бит/192 кГц, что предполагает максимальную чистоту звука. Механические поворотные переключатели и световые индикаторы, расположенные на лицевой панели звуковой карты, позволяют легко и точно настраивать нужные функции. Благодаря поддержке стандарта ASIO устройство совместимо со многими профессиональными программами по обработке звука.”
В общем, это главное, что о ней надо знать.
Звук я вывожу на мониторные наушники Audio-Technica ATH-M20x, младшие в своей линейке. К сожалению, они имеют далеко не ровную АЧХ, с подъёмом на НЧ и завалом на ВЧ, особенно в районе 10 кГц. Так что, в обозримом будущем, а подумываю о заме их на что-то более адекватное, скорее всего, из той же серии Audio-Technica ATH.
На мой взгляд, полученный комплект, по своим параметрам, превосходит студийную аппаратуру, на которой, в конце 1960-х, начале 1970-х годов были сделаны мои любимые записи. Однако, большинство компакт-дисков с этими альбомами, так сказать “из коробки”, точнее, их цифровые копии, не способны раскрыть свой потенциал из-за особенностей мастеринга. Я, в конце концов, пришёл к тому, что делаю свой собственный мастеринг этих записей, уменьшая уровень, расширяя, где это необходимо, динамический диапазон, и, в некоторых случаях, применяя принудительный De-emphasis. Об этом, и о многом другом, я расскажу в следующих статьях