Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции – в первом комментарии после статьи.
Эта станция была открыта 15 мая 1935 года в составе первой очереди метро. Станция колонная трёхпролётная мелкого заложения (8 м).
Архитекторы станции – Д.Н. Чечулин, А.Ф. Тархов.
Наземные павильоны
Первая необычность, но не уникальность станции – два(!) наземных вестибюля. Из 13 станций первой очереди метро только три из них имели по 2 выхода. Кроме описываемой это Парк культуры и Смоленская.
Южный наземный вестибюль был встроен в уже существующее здание:
Наземного вестибюля практически не было: вход, небольшой зал, лестница, кассовый зал и аванзал перед спуском на платформу. Переход к аванзалу посередине разделен рядом квадратных колонн. Автор проекта В.А.Петров. В течение 1950-х годов этот переход реконструировался и 28 января 1959 года был открыт заново. Наверное после реконструкции этот вход был украшен монументальной пристройкой, которая жива и по сей день:
Северный наземный павильон по проекту Д.Н. Чечулина представлял собой монументальное здание с мощными четырехгранными колоннами из красного полированного гранита. Входы и выходы были спроектированы с противоположных сторон: на станции изначально предполагался большой пассажиропоток. Павильон должны были украшать четыре скульптуры: матрос, солдат, рабочий и колхозник (заметьте, опять забыли о женщинах, а столько говорили о равных правах...).
Скульптурная группа так и не была создана (может просто не успели?), ее заменили флагами:
Северный вестибюль (архитекторы А. М. Рухлядев, В. Ф. Кринский, художники В. А. Фаворский и А. Т. Иванов) можно увидеть сегодня только на фотографиях. Плафон вестибюля был расписан в технике сграффито, он состоял из центральной части, на которой был изображен авиационный парад, периметр плафона разделен на квадраты, в каждом изображены фигуры рабочих тех профессий, которые строили метро. Автор плафона художник В.А. Фаворский (внук В.В. Шервуда). Из наземного вестибюля к подземному залу вели лестницы, украшенные торшерами, ограждение лестниц было выполнено из полированного белого мрамора:
На боковой стене имелась фреска художника А.Т. Иванова «Вперед! К новым победам!»: оптимистично шагающие студенты, метростроевцы, рабочие, спортсмены, несущие знамя с профилями Ленина и Сталина. За ними изображены подъемные краны, символизирующие строительство нового мира.
Оба наземных вестибюля не дошли в первоначальном виде до наших дней. Северный наземный павильон вместе с вестибюлем был полностью разрушен и построен заново при строительстве пересекающейся линии метро в 1952 году.
Аванзал с северной стороны (архитектор Д.Н. Чечулин) почти не изменился: колонны, сложные кессонированные потолки, кабинки для таксофонов:
Оформление двух крайних колонн зала отличаются от остальных. Продолжением капители этих колонн является лепнина на потолке: перевязанные снопы колосьев, венки из плодов, между ними серпы с молотами и звездой над ними.
Для оформления аванзала с северной стороны впервые в истории отечественного метрополитена использовали майоликовое (покрытая глазурью керамика) панно. Над его эскизом работал художник Евгений Лансере-сын, и, чтобы правдоподобно изобразить на панно строителей, он хранил в своей мастерской настоящие брезентовые робы рабочих. Изначально панно должно было быть два, по одному с каждой стороны аванзала, но сделано было только одно. Оно посвящено строителям метро. Напротив панно в северном аванзале закругленные стены оштукатурены и окрашены коричневой краской.
Южный аванзал почти повторяет северный, но здесь профилированную лепную капитель имеет только крайняя колонна, расположенная у перехода на пересекающуюся линию — она представляет собой простой декор из несколько рядов окружностей.
Перронный зал
Перекрытие станции поддерживается массивными колоннами, облицованными мрамором. Капители колонн содержат в себе эмблему «КИМ» (Коммунистического интернационала молодежи) в обрамлении пшеницы.
Над путями выстроены галереи, служащие изначально для распределения пассажиропотоков. Лестницы имеются не только в торцах станции, но и в центре. Именно балконами-галереями, расположенными над путями, станция была уникальна до 2002 года, когда была открыта станция метро Бульвар Дмитрия Донского.
Центральный пролет между колонн освещался люстрами, состоящими из трубчатых ламп (ныне они заменены на большие шары из молочного стекла). Перекрытия над путями и галереями сложно кессонированы: квадратные группы, состоящие из основного квадрата, с подвешенной в центре маленькой люстрой, и маленьких квадратных кессонов по периметру. В таком оформлении потолка прослеживается преемственность с потолком в аванзалах.
Полы изначально, как и на всех станциях, построенных до войны, был покрыт асфальтом.
Позже было заменено асфальтовое покрытие на полу на гранитное, сложные центральные люстры были заменены на шары из молочного стекла.
Путевые стены облицованы кафельной плиткой, а стены галерей — мрамором. В промежутках колонн на стенах закреплены бра сначала трубчатые, потом с шарами, а сегодня - приближенными к первоначальным.
Не знаю, почему везде пишут, что станция посвящена строителям метро (может быть по панно, расположенному в северном аванзале), но по всей станции можно увидеть колосья:
Для тех, кто дочитал статью, в качестве бонуса – удивительная фотография, сделанная в 1945-1955 годах. Время реконструкции самого вокзала, когда был закрыт вход в метро в здании со стороны площади, работал другой вход со стороны Новорязанской улицы. На заднем плане видна часть вокзала, выходящая на площадь, а в центре – памятник Ленину, который то ли был перенесен на другую сторону площади, то ли вообще утрачен:
Сегодня ни этого здания, ни этого входа в метро нет.
Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии – это очень важно для меня.
О других станциях метро читайте здесь.
ИСТОЧНИКИ
Архитектура Московского метро. Сборник статей. М.: Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936
Зиновьев А.Н. Сталинское метро. Исторический путеводитель
Карандаш. Утраченные наземные вестибюли станций первой очереди Московского Метрополитена