Найти тему
Цифровой Океан

Женщину вынули, автомат поставили. Как работает первый в России робот-складомат

Герой фильма «Кин-дза-дза» произнес эту фразу, сетуя на то, что бессердечная машина не проявит к нему сочувствия, не войдет в положение, не оценит душевную песню. Даже от роботов люди ждут эмпатии и потому предпочитают улыбающихся андроидов, не замечая истинных работяг — ​тех, которые незаметно делают нашу жизнь проще и лучше

В санкт-петербургском Купчине на улице Олеко Дундича, д. 36А, к. 1 есть отделение «Почты России». В рабочие часы двери почты открыты для посетителей, хотя здесь необычно мало сотрудников. Посылки адресатам выдает первый в России робот-складомат. Названием и интерфейсом он напоминает постамат: тоже выдает посылки по коду из СМС и никогда не улыбается. Отличие тоже понятно на слух — ​это не просто механизированный шкафчик, а большой роботизированный склад.

-2

Инновационную технику разработали в специальном конструкторском бюро вычислительной техники «ИСКРА» из Санкт-Петербурга. Предприятие производит контрольно-кассовую технику, терминалы самообслуживания, депозитные машины для инкассации (это сейф и банкомат в одном устройстве), постаматы и компьютеры-моноблоки. Михаил Вычугжанин, ведущий инженер «ИСКРЫ», бегло демонстрирует «сценарий пользовательского взаимодействия»: вводим код из СМС (или сканируем штрихкод) и ждем несколько секунд. Затем полупрозрачная шторка поднимается, открывая посылку, — ​ничего необычного. Все самое интересное происходит внутри складомата.

Пока складомат находится на стадии внедрения, мы следим за его работой и вносим необходимые коррективы. Большинство вопросов можно решить удаленно, используя камеру, закрепленную на роботе. Для технического обслуживания специалист заглядывает на почту не чаще раза в месяц».

Комментарий эксперта
Михаил Вычугжанин, ведущий инженер конструкторского бюро вычислительной техники «ИСКРА»: "Сотрудники гордятся тем, что наше предприятие — ​обладатель патента на изобретение первого фискального регистратора. С его помощью можно превратить стационарный компьютер или ноутбук в полноценную онлайн-кассу"

-3

В темной глубине

Войдя в дверь служебного помещения, видим два ряда складских полок с синими лотками на каждой. Между рядами по рельсам ездит робот, снабженный захватами для лотков. Больше всего он похож на классический складской штабелер — ​машину, которая поднимает товары на стеллажи на складах и в сетевых строительных магазинах. Погрузкой в складомате управляют всего три электродвигателя: один отвечает за движение по рельсам, два — ​за движение лотка. В памяти робота хранится информация обо всех лотках, находящихся на полках. Получив сигнал от клиента, робот определяет нужную ячейку и берет находящийся там лоток с посылкой. Когда посылку забрали, робот возвращает лоток на место.

Стеллажная система хранения экономит пространство. Но в складомате есть еще одна фишка для увеличения емкости склада. Робот распределяет посылки по полкам, ориентируясь на размер почтового отправления. Небольшой конверт, целиком умещающийся в лотке, получит одну ячейку для хранения, посылка побольше — ​две, три или больше. Количество ячеек увеличивается только в высоту. Дело в том, что в складомате можно получить лишь те посылки, которые робот способен перевозить в лотке, то есть не превышающие габариты 560 × 315 × 375 мм.

Посылки попадают в складомат двумя способами. В первом случае их загружает курьер или почтальон через пользовательский терминал: вводит номера готовых к выдаче посылок, которые укладывает на лоток в открывшийся люк. Как только дверца люка закрывается, система автоматически взвешивает посылку и при помощи лазера определяет, сколько ячеек потребуется. Загрузка вторым способом производится через экспресс-шлюз в отдельном складском помещении.

Комментарий эксперта
Михаил Вычугжанин, ведущий инженер конструкторского бюро вычислительной техники «ИСКРА»: "Загрузка одной посылки занимает около минуты — ​примерно столько же, сколько ее выдача. У каждого курьера есть свой личный код для загрузки контроля. Второй способ позволяет сотруднику обрабатывать несколько посылок за раз, не мешая при этом посетителям"

-4

Гнуть железную спину

Неулыбчивый робот берет на себя самую физически тяжелую работу, которая не подразумевает общения с посетителями. Чтобы найти на складе посылку и отдать ее клиенту, требуется минимум эмпатии. Зато робот может работать круглосуточно, без выходных и праздников. Естественно, такой режим выдачи требуется далеко не везде, но у «Поч­ты России» нет задачи роботизировать каждое отделение. Складомат максимально экономичен: во время простоя ему не нужен даже свет, а во вре­мя активной работы он потребляет всего около киловатта в час.

Для справки
ПОЧТОВЫЙ АВТОМАТ. Первый постамат в современном понимании появился в Германии в 2001 году. Речь о больших металлических шкафах с сенсорным экраном и ящиками разного размера. Постаматы, как правило, используются для выдачи заказов из интернет-магазинов, но иногда их оборудуют купюроприемником и устройством считывания карт для торговли на месте. В России постаматы стали набирать популярность в 2010-м. Однако и ранее в СССР были почтовые автоматы — ​устройства, которые принимали письма и выдавали посылки и бандероли

Отдельно стоит отметить «высокую утилизацию складских мощностей». Обычно на складе все поч­товые отправления хранятся примерно на уровне плеч работника — ​то есть там, откуда их удобно взять. Если место хранения расположено ниже, приходится нагибаться, если выше — ​требуется лесенка или подставка. В складомате такой проблемы нет: робот расставляет лотки по стеллажам, используя все пространство от пола и до нескольких метров в высоту.

Комментарий эксперта
Михаил Вычугжанин, ведущий инженер конструкторского бюро вычислительной техники «ИСКРА»: "Наши специалисты собирали систему из стандартных складских стеллажей, а потому она максимально масштабируема. В отличие от широко известных и разрекламированных автоматических складов Amazon, складомату не требуется идеально ровный пол, поэтому смонтировать его в нынешнем виде можно практически в полевых условиях. К слову, программное обеспечение у нашей компании свое, написанное специально под робота. Вся система собирается из множества одинаковых деталей, корпусных и электронных. Она проста для ремонта, обслуживания и масштабирования"

-5

Скрытая роботизация

Ближайшая задача «Почты России» и «ИСКРЫ» — ​автоматизировать не только выдачу, но и прием почтовых отправлений. Для этого нужно научить складомат принимать оплату за посылки и проверять адрес получателя. Однако сначала придется продумать вопросы безопасности. По словам Михаила, инженеры бюро работают над решением этой проблемы — ​для них она в высоком приоритете. Так что в отделениях «Почты России» может появиться система, позволяющая отправить и получить посылку, вообще не контактируя с персоналом.

Примечательно, что внедрением инновации (а подобных роботов в почтовой системе нет нигде в мире) занялась именно «Почта России», а не один из крупных интернет-магазинов. Впрочем, департамент открытых инноваций компании целенаправленно занимается такими проектами. Идет невидимая глазу роботизация почты. Клиенты отделения на Олеко Дундича даже не подозревают, что их обслуживает первый в стране робот-складомат, да это и не так важно. Пусть робот не улыбается и не похож на человека — ​для дела так гораздо лучше.

Комментарий эксперта
Никита Жучков, директор департамента открытых инноваций «Почты России»: "Мы постоянно ищем, тестируем и внедряем новые технологии. Наши логистические центры по своей сути — ​гигантские роботы, которые сами знают, по какому направлению должна поехать каждая посылка. С 2021 года у нас работают и роботы-курьеры, доставляя посылки на дом. Уверен, что и складомат — ​первое, но не последнее подобное устройство, внедренное в логистику почты"

-6

Читайте также тест-драйв отечественных систем видео-конференц-связи:

Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 18 (июль-август), 2023, Aлексей Смагин

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц