Герой фильма «Кин-дза-дза» произнес эту фразу, сетуя на то, что бессердечная машина не проявит к нему сочувствия, не войдет в положение, не оценит душевную песню. Даже от роботов люди ждут эмпатии и потому предпочитают улыбающихся андроидов, не замечая истинных работяг — тех, которые незаметно делают нашу жизнь проще и лучше
В санкт-петербургском Купчине на улице Олеко Дундича, д. 36А, к. 1 есть отделение «Почты России». В рабочие часы двери почты открыты для посетителей, хотя здесь необычно мало сотрудников. Посылки адресатам выдает первый в России робот-складомат. Названием и интерфейсом он напоминает постамат: тоже выдает посылки по коду из СМС и никогда не улыбается. Отличие тоже понятно на слух — это не просто механизированный шкафчик, а большой роботизированный склад.
Инновационную технику разработали в специальном конструкторском бюро вычислительной техники «ИСКРА» из Санкт-Петербурга. Предприятие производит контрольно-кассовую технику, терминалы самообслуживания, депозитные машины для инкассации (это сейф и банкомат в одном устройстве), постаматы и компьютеры-моноблоки. Михаил Вычугжанин, ведущий инженер «ИСКРЫ», бегло демонстрирует «сценарий пользовательского взаимодействия»: вводим код из СМС (или сканируем штрихкод) и ждем несколько секунд. Затем полупрозрачная шторка поднимается, открывая посылку, — ничего необычного. Все самое интересное происходит внутри складомата.
Пока складомат находится на стадии внедрения, мы следим за его работой и вносим необходимые коррективы. Большинство вопросов можно решить удаленно, используя камеру, закрепленную на роботе. Для технического обслуживания специалист заглядывает на почту не чаще раза в месяц».
Комментарий эксперта
Михаил Вычугжанин, ведущий инженер конструкторского бюро вычислительной техники «ИСКРА»: "Сотрудники гордятся тем, что наше предприятие — обладатель патента на изобретение первого фискального регистратора. С его помощью можно превратить стационарный компьютер или ноутбук в полноценную онлайн-кассу"
В темной глубине
Войдя в дверь служебного помещения, видим два ряда складских полок с синими лотками на каждой. Между рядами по рельсам ездит робот, снабженный захватами для лотков. Больше всего он похож на классический складской штабелер — машину, которая поднимает товары на стеллажи на складах и в сетевых строительных магазинах. Погрузкой в складомате управляют всего три электродвигателя: один отвечает за движение по рельсам, два — за движение лотка. В памяти робота хранится информация обо всех лотках, находящихся на полках. Получив сигнал от клиента, робот определяет нужную ячейку и берет находящийся там лоток с посылкой. Когда посылку забрали, робот возвращает лоток на место.
Стеллажная система хранения экономит пространство. Но в складомате есть еще одна фишка для увеличения емкости склада. Робот распределяет посылки по полкам, ориентируясь на размер почтового отправления. Небольшой конверт, целиком умещающийся в лотке, получит одну ячейку для хранения, посылка побольше — две, три или больше. Количество ячеек увеличивается только в высоту. Дело в том, что в складомате можно получить лишь те посылки, которые робот способен перевозить в лотке, то есть не превышающие габариты 560 × 315 × 375 мм.
Посылки попадают в складомат двумя способами. В первом случае их загружает курьер или почтальон через пользовательский терминал: вводит номера готовых к выдаче посылок, которые укладывает на лоток в открывшийся люк. Как только дверца люка закрывается, система автоматически взвешивает посылку и при помощи лазера определяет, сколько ячеек потребуется. Загрузка вторым способом производится через экспресс-шлюз в отдельном складском помещении.
Комментарий эксперта
Михаил Вычугжанин, ведущий инженер конструкторского бюро вычислительной техники «ИСКРА»: "Загрузка одной посылки занимает около минуты — примерно столько же, сколько ее выдача. У каждого курьера есть свой личный код для загрузки контроля. Второй способ позволяет сотруднику обрабатывать несколько посылок за раз, не мешая при этом посетителям"
Гнуть железную спину
Неулыбчивый робот берет на себя самую физически тяжелую работу, которая не подразумевает общения с посетителями. Чтобы найти на складе посылку и отдать ее клиенту, требуется минимум эмпатии. Зато робот может работать круглосуточно, без выходных и праздников. Естественно, такой режим выдачи требуется далеко не везде, но у «Почты России» нет задачи роботизировать каждое отделение. Складомат максимально экономичен: во время простоя ему не нужен даже свет, а во время активной работы он потребляет всего около киловатта в час.
Для справки
ПОЧТОВЫЙ АВТОМАТ. Первый постамат в современном понимании появился в Германии в 2001 году. Речь о больших металлических шкафах с сенсорным экраном и ящиками разного размера. Постаматы, как правило, используются для выдачи заказов из интернет-магазинов, но иногда их оборудуют купюроприемником и устройством считывания карт для торговли на месте. В России постаматы стали набирать популярность в 2010-м. Однако и ранее в СССР были почтовые автоматы — устройства, которые принимали письма и выдавали посылки и бандероли
Отдельно стоит отметить «высокую утилизацию складских мощностей». Обычно на складе все почтовые отправления хранятся примерно на уровне плеч работника — то есть там, откуда их удобно взять. Если место хранения расположено ниже, приходится нагибаться, если выше — требуется лесенка или подставка. В складомате такой проблемы нет: робот расставляет лотки по стеллажам, используя все пространство от пола и до нескольких метров в высоту.
Комментарий эксперта
Михаил Вычугжанин, ведущий инженер конструкторского бюро вычислительной техники «ИСКРА»: "Наши специалисты собирали систему из стандартных складских стеллажей, а потому она максимально масштабируема. В отличие от широко известных и разрекламированных автоматических складов Amazon, складомату не требуется идеально ровный пол, поэтому смонтировать его в нынешнем виде можно практически в полевых условиях. К слову, программное обеспечение у нашей компании свое, написанное специально под робота. Вся система собирается из множества одинаковых деталей, корпусных и электронных. Она проста для ремонта, обслуживания и масштабирования"
Скрытая роботизация
Ближайшая задача «Почты России» и «ИСКРЫ» — автоматизировать не только выдачу, но и прием почтовых отправлений. Для этого нужно научить складомат принимать оплату за посылки и проверять адрес получателя. Однако сначала придется продумать вопросы безопасности. По словам Михаила, инженеры бюро работают над решением этой проблемы — для них она в высоком приоритете. Так что в отделениях «Почты России» может появиться система, позволяющая отправить и получить посылку, вообще не контактируя с персоналом.
Примечательно, что внедрением инновации (а подобных роботов в почтовой системе нет нигде в мире) занялась именно «Почта России», а не один из крупных интернет-магазинов. Впрочем, департамент открытых инноваций компании целенаправленно занимается такими проектами. Идет невидимая глазу роботизация почты. Клиенты отделения на Олеко Дундича даже не подозревают, что их обслуживает первый в стране робот-складомат, да это и не так важно. Пусть робот не улыбается и не похож на человека — для дела так гораздо лучше.
Комментарий эксперта
Никита Жучков, директор департамента открытых инноваций «Почты России»: "Мы постоянно ищем, тестируем и внедряем новые технологии. Наши логистические центры по своей сути — гигантские роботы, которые сами знают, по какому направлению должна поехать каждая посылка. С 2021 года у нас работают и роботы-курьеры, доставляя посылки на дом. Уверен, что и складомат — первое, но не последнее подобное устройство, внедренное в логистику почты"
Читайте также тест-драйв отечественных систем видео-конференц-связи:
Материал опубликован в журнале «Цифровой океан» № 18 (июль-август), 2023, Aлексей Смагин