Интеллектуальный реализм.
Изменения психики напрямую связаны с изменением мышления.
***
“- Знаете, давайте прервем терапию. Я не хочу ничего вспоминать. Сейчас теплая осень, мне хорошо. А то опять вспомню и настроение ухудшиться…”
***
“- Не знаю, что рассказывать. Все истории закончились. Я вообще не хотела сегодня идти на сессию. Я хочу сделать перерыв.
- А вам кажется, что сюда надо приносить истории?
- Ну да, ну, чтоб весело было…”
Проблема развития мышления структурно изложена в ранних работах ж. Пиаже. Увлекшись его теорией, я на какое-то мгновение упустила, что речь идет о детском мышлении и логике ребенка.
Я даже написала пост-задачу, где нужно было вставить в место пропуска недостающее слово.
Вот задачка:
“Представленная ........... реальность воспринимается им наравне с объективной реальностью. Он живёт попеременно в каждой реальности, на определённое время забывая о существовании других. Он видит вещи такими, какими их представляет.”
Признательна подписчикам, ответы были такие: невротик, пограничник, психотик, виртуальная, субъективная реальность. А ответ: РЕБЕНКОМ. Существует огромное количество людей, которые пользуются подобной логикой.
Общая задача,которую рассматривал Пиаже, была направлена на раскрытие психологических механизмов целостных логических структур, через изначально скрытые умственные тенденции, которые придают особенное качество детского мышления.
Одна из особенностей - непосредственное восприятие. Так, ребенок, смотрящий на луну может утверждать, что она плоская, река течет, потому что ее толкают барашки волн, ветер делают ветки деревьев. Ребенок не видит вещи в их внутренних отношениях - мир такой, каким я его вижу через себя. Пиаже назвал это явление «реализмом». Именно такой реализм и мешает ребенку рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи. Дифференциация внутреннего мира от внешнего постепенно дает объективное понимание происходящего.
Моральный «реализм», по Пиаже, заключается в том, что ребенок не учитывает в оценке поступка внутренние намерения и судит о поступке только по внешнему эффекту, по материальному результату. Еще одно дежавю - общесоциальная тенденция стремления к “успеху, деньгам, машинам, квартирам, отдыху на Бали” и прочее. И я не против ни одного “из”, с той лишь оговоркой, что отдельный человек может понять, его ли это выбор или феномен детского мышления? И ответом может быть только собственная логика и понимание собственных желаний. А также способность выбирать и выдерживать выбор, отличный от большинства. Без внутренних опор и понимания собственной ценности этот выбор будет затруднен, если вообще возможен.
Моральный эгоцентризм не позволяет ребенку (и, увы, не только ребенку) понять, что его точка зрения не единственно возможная и верная, что возможны и другие.
Коммуникативный эгоцентризм приводит к неумению и нежеланию слушать и понимать, о чем говорит собеседник, к стремлению говорить только самому и только о своем.
Важнейшее психологическое явление — умственная позиция человека, определяющая его отношение к действительности. Умственная позиция включает ряд последовательных шагов: анализ, сравнение, выбор, действие, операция.
При магическом или религиозном мышлении, например, анализ и сравнение будут невозможны, потому что магия - безгранична, а религия - безапелляционна (да еще и подключает инфантильные страхи - отвержения, утраты, наказания).
Если добавить сюда невротическую матрицу, то определение “я не могу”, я не выдержу” - вполне себе жизнеспособная конструкция интеллектуального реализма.
За “не могу и “не выдержу” нет Я, как структуры. Ни физической, ни интеллектуальной, ни психической. Но это ни “ничто”. В психоаналитическом подходе нельзя отрицать то, чего нет. Отрицать можно только то, что есть. И тогда “ничто” - это не пустота, а отсутствие самости, отсутствие Я. Если доступным языком терапии осознавания, то это отсутствие желания взять ответственность за то, что происходит и за то, что может происходить.
Инфантильное мышление отличают незрелость чувств - «детские» реакции, отсутствие воли, неуверенность; внешний локус контроля (во всем виноваты другие люди), завышенная самооценка, нетребовательность к себе (на фоне взыскательности в отношении общества и других, которые должны быть понятными и простыми) и эгоцентризм.
Инфантильная психика стремится уйти от необходимости адекватно оценивать объективную социальную реальность.
«Эгоцентризм - позиция ребенка, характеризующаяся фиксацией на себе и отсутствием ориентации на другого человека. Проявляется в неумении поставить себя на место другого. Характерна для младшего школьного возраста» (Пиаже)
Большинство пациентов исходно страдают определенным инфантилизмом, истоки которого обычно таятся в строго регламентированных семейных отношениях, и в малейших кризисных ситуациях регрессируют к детской доверчивости или демонстративной беспомощности - стремятся получить совет, найти готовое решение, прочитать о похожей ситуации и натянуть ее на свою, - только бы не столкнуться с выбором, за которым последует оценка и наказание (от кого-то, например, от других, судьбы, родителя, друзей).
При таком варианте построения логики восприятия, люди остаются детьми, которые просят совета взрослого или всемогущего (Бог, судьба) получают его и следуют ему, как это было на протяжении всей их предшествующей жизни. Если не получают совета - то злятся и проявляют обиду (негативная терапевтическая реакция или обрыв терапии).
А задача терапии не спасти, а помочь повзрослеть и принять личную ответственность хотя бы за одного человека (самого себя), то есть — знать себя, понимать себя, самостоятельно находить причины своих сомнений, привязанностей, решений и поступков.
Откладывание взрослости — это ответ на новую реальность. Открылось очень много «способов проживать свою жизнь». Возникли альтернативные модели взрослости. Условия социализации изменились. Общение во многом ушло в интернет и поддерживает иллюзию социализации, но такие контакты поверхностны и призрачны. При этом, при замене живого общения цифровым происходят снижение восприятия человеческих эмоций и «аутизация» (погружение в себя, отчасти с целью ухода от действительности). Это усиливает эмоциональную незрелость.
Автор: Тепцова Талия
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru