Все слышали о том, как условные Т-72 метают башню. То ли дело танки НАТО – башню не метают, вышибные панели экипажи спасают, броня массивная и прочная, пушки и их снаряд пробивают всё, что движется! Так-то да, если сравнивать Т-72 и M1 Abrams, то последнему башню не сорвёт. Однако, это не значит, что экипажу «Абрамса» повезло.
Почему срывает башни?
Башню срывает по двум основным причинам – физическое воздействие (как это было с польским Leopard 2A4 на полигоне…) или взрыв внутри боевой машины. Пары топлива или боеприпасы – особого значения не имеет. Результат будет плюс-минус одинаковый.
Для срыва башни при детонации баков или боеприпасов надо соблюдать одно очень важное условие – закрытые люки. Правда, не всегда это показатель, ведь с точки зрения взрывного устройства, тот же Т-72 представляет собой 45 тонн готовых осколков и в среднем 80-100 кг тротилового эквивалента и это только снаряды, без метательных зарядов и ГСМ. Справедливости ради, в танках НАТО ситуация не легче… Но почему им башню не срывает?
Таки срывает…
Покажите мне того человека, который сказал, что танкам НАТО не срывает башню! Во-первых – у подавляющего большинства машин западной школы только часть боезапаса хранится в кормовой нише башни, остальная часть соседствует с водителем в корпусе. Ярчайший пример Leopard 2, который уже успел принять участие в состязании по «башнеметанию». Та же участь будет у AMX-56 и Challenger 2. Правда, если у первого есть автомат заряжания и вышибные панели, под которыми находится ориентировочно 18 снарядов, то у Challenger 2 вышибных панелей нет в принципе и часть метательных зарядов хранятся вдоль погона башни на месте заряжающего.
Из всего ранее сказанного есть только одно исключение – M1 Abrams. В кормовой нише расположены все 40 боеприпасов, а брикет на 6 снарядов в корпусе не используют с появления M1A1. Но даже это не спасает американский ОБТ от срыва башни. Причины две – огромные топливные баки сразу за лобовой бронёй корпуса, которая имеет скромный эквивалент даже от кумулятивных боеприпасов в подавляющем большинстве версий, и обилие кумулятивных, многоцелевых, а так же некоторое количество бетонобойных зарядов.
Кто-то возразит, ведь у M1 есть вышибные панель, которые понижают температуру, а кумулятивные заряды рвутся именно от долгого термического воздействия. Во-первых, очагом возгорания выступают сами снаряды или метательные заряды и отвод пламени от боевого отделения никак не поможет снизить температуру. Во-вторых – основная задача вышибных панелей перенаправить ударную волну от боевого отделения вверх и назад благодаря тонкой броне кормы башни и ослабленным хонам на крыше с помощью панелей, из-за которых разработка получила характерное название.
Здесь же хочется упомянуть другой нюанс, который не любят вспоминать «фанаты техники НАТО»… Бронеперегородка между боевым отделением и кормовой нишей в толщину всего 38 мм с ослабленной зоной в районе бронированной шторки, которую не всегда закрывают для обеспечения максимального темпа стрельбы. Итог – поражение экипажа с печальными последствиями. И помните первый подзаголовок с озвученным тротиловым эквивалентом в танке Т-72? Так вот – в M1 Abrams эквивалент ВВ в корме башни будет не сильно меньше. Как вы думаете, 38 мм стали спасут танкистов от взрыва бомбы с 80 кг взрывчатки? Нет… Кормовую нишу при около полном боезапасе часто разрывает, а иногда, башню смещает с погона.
Да, «Абрамсу» башню не сорвёт, так как снаряды находятся не под башней, а в самой башне. Но будет ли вам от этого спокойнее, если вы будучи танкистом будете загружать снаряды, отчётливо осознавая, что каждый новый боеприпас это плюс 4-6 кг тротила?
Итог
Танкам НАТО башню срывает, ещё и как… Единственный ОБТ мира, которому башню не срывает чисто физически – «Абрамс», и то только из-за особенности размещения. В остальном, судьба танкистов при попадании в кормовую нишу не завидная. У них за спиной огромный факел с 80 кг взрывчатых веществ, ураном, 38 мм перегородка в любой момент может стать не спасением, а готовым поражающим элементом. Покинуть танк не получится, так как люка на дне корпуса нет, а покинуть через люк на крыше равносильно самоубийству.