Найти в Дзене

«Билет в будущее» — в профессию, как в море с головой

Очень часто дети не могут определиться с выбором будущей профессии, в результате чего возникает множество проблем: школьник не знает свои профессиональные качества, не понимает, какие предметы ему нужно сдавать на экзаменах и так далее. Как отклик на эту проблему был создан проект «Билет в будущее», о котором рассказала ответственный представитель регионального оператора всероссийского проекта «Билет в будущее» Татьяна ЯКОВЛЕВА.

— Татьяна Владимировна, расскажите о проекте «Билет в будущее», который вы представляете.

— Этот проект был создан для того, чтобы помочь детям с выбором будущей профессии, познакомить их с работодателями, показать многообразие и особенности профессий. Проводя практические мероприятия и тренинги, мы помогаем обучающимся оценить свои профессиональные качества и особенности, что, безусловно, сыграет немаловажную роль при выборе будущей профессии.

В новом учебном году в школы Хакасии внедряется профориентационный минимум, который поможет объединить все имеющиеся профориентационные практики и ресурсы образовательных учреждений. Также мы активно работаем с родителями, для них проводятся классные часы в школах. Кроме того, актуальная информация размещена на электронной платформе «Билет в будущее».

«Билет в будущее» вдохновляет детей участвовать в различных конкурсах и олимпиадах, пополнять портфолио дипломами и сертификатами, что дает возможность получить путевку в международные детские лагеря совершенно бесплатно.

Получается, что «Билет в будущее» появился как отклик на определенную проблему?

— Да. К сожалению, очень часто случается так, что ребенок, заинтересовавшись определенной профессией, получает соответствующее образование, а будучи уже взрослым, понимает, что эта профессия ему совершенно не интересна. Или же, наоборот, в 11-м классе учащийся не сориентировался в профессии и не понимает того, какие предметы ему потребуются для сдачи ЕГЭ.

Существуют глобальные проблемы с нехваткой кадров. Бывают ситуации еще хуже, когда родители, не интересуясь особенностями и желаниями своего ребенка, настаивают, чтобы он был, например, врачом, а он хочет быть инженером. На выходе же мы получаем специалиста, который совершенно недоволен своей профессией и не стремится к профессиональному росту. Этот проект и был создан с целью избежать подобных ситуаций и помочь детям и их родителям выбрать правильный профессиональный путь.

«Билет в будущее» уже помог огромному количеству детей с профориентацией. Помню, у нас была школьница, интересующаяся журналистикой, но после участия в проекте она поняла, что все же хочет связать свою жизнь с медициной. И сейчас она активно готовится к поступлению на медицинский факультет.

— Как давно реализуется проект?

— «Билет в будущее» в Республике Хакасия реализуется четвертый год при поддержке Министерства просвещения в рамках национального проекта «Образование» федерального проекта «Успех каждого ребенка». Федеральным оператором проекта является Фонд гуманитарных проектов. На региональном уровне реализацию проекта организует Республиканский центр дополнительного образования.

С этого учебного года проект является инструментом для реализации профориентационного минимума — единой модели профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. За эти годы накоплена огромная методическая база, сейчас таким объемным ресурсом платформы является «Конструктор будущего». Это уникальный онлайн-инструмент для педагогов, который позволяет просто и быстро формировать профориентационные занятия. Педагогу нужно только задать необходимые параметры: тип занятия, возраст учеников, тематика занятия — и «Конструктор» сформирует готовый сценарий занятия, включая все необходимые мультимедийные материалы — игры, анкеты, чек-листы, презентации и видеоролики.

Также в рамках этого проекта дети посещают предприятия, например бывают на экскурсиях в судах, гостиницах, банках и знакомятся с представителями реального сектора экономики в регионе.

— А может ли учащийся осваивать несколько профессий одновременно?

— У школьников есть возможность попробовать себя в разных сферах. Помимо практических мероприятий офлайн, например профессиональных проб, имеется ряд онлайн-мероприятий, позволяющих ребенку погрузиться сразу в несколько профессий.

— Могут ли в проекте принимать участие дети с ограниченными возможностями здоровья?

— Конечно могут. В проекте принимают участие школьники разного возраста, начиная с 6-го класса, и уровня готовности, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. При регистрации ребенка на платформе указывается тип нозологии, впоследствии работа платформы подстраивается под особенности ребенка.

Также для школьников имеется возможность принимать участие в практических мероприятиях. В Абакане базовой площадкой, осуществляющей координацию инклюзивного образования, является Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса. В этом колледже абаканские школьники с особыми потребностями здоровья в рамках проекта «Билет в будущее» под руководством опытных наставников колледжа (тьютора, сурдопереводчика, сурдопедагога, социального педагога, психолога) смогут освоить азы востребованных профессий — закройщика, повара-кондитера, парикмахера, погрузиться в востребованную на рынке труда профессию и сделать правильный выбор.

— Принимают ли участие в проекте представители высших учебных заведений?

— Помимо педагогов, в школах с детьми занимаются наставники, которые являются преподавателями среднепрофессионального образования и высших учебных заведений. По Республике Хакасия имеется около 20 площадок, на которых утверждены программы проведения практических мероприятий –профессиональных проб, в рамках которых школьники ближе знакомятся с профессией и имеют возможность испытать свои силы в интересных для себя профессиональных сферах: выточить деталь, написать код для программы, испечь торт, сделать чертеж, оказать медицинскую помощь.

— По какому принципу выбираются наставники для школьников?

— Педагоги-навигаторы назначаются в образовательных организациях по рекомендации администрации школ и Управления образования. Затем региональный оператор регистрирует каждого педагога на электронной платформе, куда впоследствии педагог добавляет детей, заинтересованных в ранней профориентации. Наставники должны объяснить детям не только то, какие предметы им понадобятся для сдачи экзаменов, но и то, как войти в профессию, каков размер оплаты труда, каковы перспективы и т. д.

— Расскажите поподробней об электронной платформе «Билет в будущее. Хакасия».

— У каждого ребенка есть личный кабинет, в котором он выполняет интерактивные задания, это различные диагностики и тесты. Кроме этого, школьник принимает участие в практических мероприятиях (экскурсии, мастер-классы, профпробы). В результате ученик получает рекомендации к выбору профессии. Платформа «Билет в будущее» — очень яркая интерактивная онлайн-платформа, которая позволяет привлечь внимание школьников к выполнению заданий.

Существует и обратная связь с экспертами. В режиме онлайн дети могут задавать им вопросы в чате. На платформе имеется онлайн-город профессий, требующий благоустройства — Профиград. В этом городе дети могут в формате игр, тестов, опросов и виртуальных профессиональных проб познать порядка 400 профессий. Также на платформе размещены материалы, необходимые педагогам для проведения профориентационных занятий, и всевозможные тесты, тренинги и полезные материалы для родителей, чтобы они могли заниматься с ребенком индивидуально в домашних условиях.

Осуществляется ли обратная связь со школьниками, их родителями и преподавателями?

— У нас есть официальная группа «ВКонтакте» где каждый учащийся, педагог или родитель может узнать о прошедших или предстоящих мероприятиях, задать интересующие вопросы, оставить отзывы, принять участие в акции или розыгрыше и многое другое.

Кристина ВОРОНИНА
Фото с официальной страницы проекта «Билет в будущее. Хакасия» во «ВКонтакте»