Найти в Дзене

Угадай станцию метро – единственная работа в метро великого Бориса Иофана

Оглавление
Более 40 станций Московского метро являются объектами культурного наследия. Станции метрополитена должны были стать элементами подземного города, продолжением городских улиц и площадей под землей. Эти станции открыты в период с 1935 года по конец 1950-х годов.
Название станции – в первом комментарии после статьи.

Эта станция была открыта 18 января 1944 года на участке третьей очереди метрополитена в Москве. Пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения (32,5 м).

Архитекторы станции Б. М. Иофан, Ю. П. Зенкевич, Д. М. Циперович, М. В. Андрианов, В. В. Поляцкий, при участии инженеров-конструкторов Б. В. Грейц и Б. М. Прикота..

Проектное название станции Спартаковская. Главный архитектор проекта Борис Иофан планировал исполнение и художественное оформление в древнеримском стиле, со статуями гладиаторов на постаментах перед наземным павильоном и в центральном зале (фото из открытых источников).

Как пишет историк Василий Цветков: " До войны станцию построить не успели. С началом войны проект не мог не измениться. От всего «древнеримского» замысла остались, пожалуй, только монументальные ниши и ряды пилонов, облицованных золотистым алтайским мрамором и красным порфиром. Статуи древних гладиаторов заменили на бронзовые скульптуры современников. Как отмечалось в альбоме «Московский метрополитен»: «архитектурное оформление станции отражает связь фронта и тыла в Советской стране в годы Великой Отечественной войны".

Наземный павильон

Наземный павильон решен в виде портала с четырьмя гранитными колоннами.

1944 год
1944 год

Фасад временно был оштукатурен, а затем облицован известняком. Над дверьми установлен горельеф, посвященный теме защиты Москвы, скульпторы М.Лысенко, Л.Муравьина. Зрительно он поделен на три части: слева партизаны, в центре солдат и матрос, справа летчики. Между фигурами расположен рельефный пейзаж Москвы: Красная площадь с Собором Василия Блаженного, Спасская башня с кремлевской стеной, мавзолей, здание Сената (фото сентябрь 2023):

Внутри стены вестибюля отделаны мрамором, подсвечен свод станции.

Арка над эскалатором украшена мозаичным панно с изображением знамен всех советских республик, посередине орден Победы и лента с надписью «Слава советской армии».

1950-1953 годы
1950-1953 годы

Панно было установлено в 1947 году, автор И.М. Рабинович. Мало кто знает, что в этом мозаичном панно "спрятаны" художником три православных крестика. Посмотрите внимательно, если будет время, может получится найти.

Монтаж панно "Слава Советской Армии" в вестибюле станции
Монтаж панно "Слава Советской Армии" в вестибюле станции

Над эскалаторным порталом высечена цитата Сталина об армии. Раньше была и подпись, сегодня вместо подписи - заплатка:

Сентябрь 2023
Сентябрь 2023

На этой станции до 2015 года работали эскалаторы с момента открытия, то есть с 1944 года. Заменили их на новые больше, чем через 70 лет.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Теперь вместо трех эскалаторов работают четыре, почему-то поменяли светильники:

Сентябрь 2023
Сентябрь 2023

Центральный и путевые залы

Архитектурное решение станции предельно лаконично — внимание зрителя должны привлекать восемь скульптур, расположенных в нишах центрального зала. Они воплощают идею, выбитую над мозаичным панно в наземном вестибюле станции: "Фронт и тыл представляют у нас единый и неразделимый боевой лагерь".

-10

Скульптор В. Андреев успел, закончить только четыре скульптуры (фото сентябрь 2023):

Остальные четыре фигуры выполнили по эскизам скульптора его вдова, О. Андреева, и С. Кольцов.

Скульптуры изначально сделаны из гипса, в 1950-е годы их тонировали под бронзу.

1950-1953 годы
1950-1953 годы

В 1970-е годы заменили на бронзовые копии.

Существует гипотеза, что все скульптуры имели реального прототипа. Якобы даже под каждой из них хотели указать настоящие имена. Но документального подтверждения этому нет.

Пилоны отделаны светлым мрамором, каждый украшен двумя полуколоннами коричневого цвета, материал называется малиновый кварцит из карельского месторождения Шокша. Очень прочный камень, который при этом поддаётся полировке. Из такого материала, например, сделана гробница Наполеона, верхний портик мавзолея В.И. Ленина и могила Неизвестного солдата в Александровском саду.

Необычно для того времени решение освещения: свет спрятан за карнизами свода в два ряда.

Сентябрь 2023
Сентябрь 2023

В 1970-е годы с принятием нового стандарта об освещенности были демонтированы оригинальные светильники перронных залов.

1947 год
1947 год

Вместо оригинальных установили обычные люминесцентные лампы.

2013 год. Фото с https://e-strannik.livejournal.com/18059.html
2013 год. Фото с https://e-strannik.livejournal.com/18059.html

Во время реконструкции станции в 2015 году светильники вернули на место. Интересно те же или изготовили новые?

Сентябрь 2023 года
Сентябрь 2023 года

Панно

В торце центрального зала станции сооружён аванзал, отличающийся по архитектурному оформлению, многие предполагают, что станцию «удлиняли». Но аванзал сооружен был изначально, симметрично такому же аванзалу у эскалатора, впоследствии переделанному. Торцевую стену центрального зала в конце 1945 года украсило флорентийское мозаичное панно «1905 – 1917 – 1945» с профилем Ленина и Сталина. Автор панно — художник А. Т. Иванов.

-18

В 1963 году кусок знамени с профилями изъяли и вставили мозаику с профилем Ленина, но смотрящем уже в другую сторону. Вставили очень неаккуратно, смотрится, как заплатка:

Спасибо, что дочитали. Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для меня.

Если вам понравилось, читайте о других станциях здесь.

До скорой встречи!

#достопримечательностимосквы #метромосквы #история метро #блоги увлеченных людей

ИСТОЧНИКИ
Зиновьев А.Н. СТАЛИНСКОЕ МЕТРО Исторический путеводитель
Рыжков К.С. Московский метрополитен. – М, Московский рабочий, 1954
Цветков В.Ж. Военная подземка. Журнал
ИСТОРИК №22 октябрь 2016
pastvu.com старые фотографии